Введение
Цветы, используемые мной в исследовательской работе, лишены корней, но они не теряют возможность принимать воду с разбавленным пищевым красителем. Осуществляется это благодаря процессу транспирации — испарению воды растением. Главный орган транспирации — это лист. В процессе потери воды в результате транспирации в клетках лепестков увеличивается сосущая сила. Каждое растение имеет два типа сосудов. Сосуды-трубочки, которые являются ксилемой, передают питательные вещества и воду снизу вверх — от корней к листочкам. Питательные вещества, образующиеся в листьях при фотосинтезе, идут сверху вниз к корням по другим сосудам, а точнее флоэме. В опыте мне потребовались цветы, вследствие чего я приобрела цветы белого цвета в магазине.
Цель. Искусственным путём получить из белых цветов цветы различной цветовой гаммы.
Предмет исследования: хризантема (белая).
Объект исследования: окрашивание живых цветов пищевыми и непищевыми красителями.
Задачи:
- Изучить научную литературу о процессе транспирации и проводящей системе растений.
- Создать условия для проведения эксперимента по изучению процесса транспирации.
- Окрасить объекты исследования в домашних условиях при помощи пищевых красителей и акварельных красок.
- Определить скорость окрашивания цветка в тот или иной цвет.
Гипотеза: Возможно окрашивание лепестков цветов акварельными красками.
Опытно-экспериментальная работа
Значительно важно верно подобрать порошковые красители, отдавая предпочтение тем, которые способны придать воде достаточно насыщенный оттенок, перед тем, как окрасить цветы.
Для окрашивания цветов потребуется:
—свежесрезанные белые цветы (в моём случае я взяла для опыта хризантемы);
—вода (тёплая очищенная);
—острый нож;
—акварельные краски;
—красителипищевые жидкие;
—стаканы пластиковые;
—ложка пластиковая.
1.1 Окрашивание
Порядок моих действий:
Для начала я заполняю стаканы на 2/3 теплой водой, в каждый добавляю пищевой краситель. А для второго опыта развожу в воде акварельные краски. Я заметила, что в процессе добавления красителя в стаканы образовывались крупинки(комочки), поэтому я детально перемешивала цветную воду с помощью пластиковой ложки.
1.2 Опыты
Опыт № 1 (Пищевой краситель)
Первый этап:
После этого я срезала побеги цветов с использованием острого ножа, делая угол в 45 градусов. Вы спросите почему именно так? Всё очень просто, ведь именно косой разрез обеспечивает постоянную подачу воды в стебель, так как он не соприкасается с дном стакана. В дополнение, такой способ обрезки стеблей в значительной степени сокращает процесс окрашивания и увеличивает площадь проникновения подкрашенной воды.
Затем, обрезанные цветы я ставлю в стаканы с подготовленной водой. Хризантемы распределяю в разных стаканах, чтобы увидеть с какой скоростью цветы поменяют свой окрас.
Второй этап:
Нужно от 24 до 48 часов, для того чтобы хризантемы, помещённые в стаканчики с разведённым пищевым красителем, набрали эффективное число пигмента для изменения окраса их лепестков. В моём случае цветы выдерживали в подкрашенной воде сутки. Спустя 1 час 40 минут после помещения цветов в стаканы с разведённым пищевым красителем началось окрашивание лепестков хризантем, которые находились в стакане с синим красителем. Через 8 часов окрасились все цветы в красители, кроме оранжевого. И простояв следующие сутки, хризантемы, находящиеся в воде с оранжевым красителем, также не окрасились.
Третий этап:
На заключительном этапе я аккуратно вынула из стаканов цветы и очистила под водой.
До этого я ещё раз обрезала стебли, для того чтобы хризантемы намного больше времени сохранили презентабельный и очень удивительный наружный вид.
Опыт № 2 (Акварельные краски)
Первый этап:
Последовательность действий такая же, как и для первого этапа при окрашивании пищевым красителем.
Второй этап:
Нужно от 24 до 48 часов, для того чтобы хризантемы, помещённые в стаканчики с разведённым пищевым красителем, набрали эффективное число пигмента для изменения окраса их лепестков. В моём случае цветы выдерживали в подкрашенной воде двое суток, но окрашивания так и не произошло.
Краска выпала в осадок и не произошло её всасывания стеблями цветов.
1.3 Выводы
- Необходимые условия для проведения эксперимента по изучению процесса транспирации: свежесрезанные белые хризантемы; пластиковые стаканы; настольная лампа; пищевой жидкий краситель синего, жёлтого, красного, оранжевого и зелёного оттенков; акварельные краски жёлтого, оранжевого, синего, зелёного и красного цветов; пластиковая ложка; теплая фильтрованная вода и острый нож для среза стеблей.
- При помощи пищевых красителей разных оттенков удалось окрасить объекты исследования в домашних условиях.
- Хризантема, стоявшая в пластиковом стакане с разведённым пищевым красителем оранжевого цвета, не окрасилась. Вероятно, концентрация оранжевого пищевого красителя была меньше необходимой концентрации для окрашивания цветка.
- При помощи акварельных красок мне не удалось окрасить объекты исследования в домашних условиях. Краска выпала в осадок. Скорее всего, частицы акварельных красок оказались слишком большими и тяжёлыми, поэтому не произошла их диффузия через мембрану клеток.
- Гипотеза не нашла подтверждения.
Заключение.
Благодаря этому эксперименту стало возможно наблюдать движение воды в питании цветов, процесс важный для жизни растений.
Вода поступает в растение из почвы через корневую систему и по сосудам разносится по всей его наземной части. С передвигающейся водой разносятся по всему растению, поглощённые корнем полезные вещества.
Цветы, которые я использовала в эксперименте, лишены корней. В результате потери питания у растений возрастает сосущая сила через стебли, так как в них находятся самые крупные сосуды, которые передают жидкость снизу-вверх к листьям и лепесткам.
Литература:
- А. Ю. Цибулевский, С. Г. Мамонтов «Биология для поступающих в вузы».
- Н. И. Сонин «Биология. Живой организм». учебник 6 класс.
- Большая книга экспериментов для школьников/ Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э. И. Мотылёвой — Москва: ЗАО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС»», 2005.-260 с.
- Энциклопедия. Открой мир вокруг себя. «Растения».
- Детский журнал «Химические опыты в домашних условиях», М., Дрофа, 2011.
- http://www.valleyflora.ru/
- https://e-lib.gasu.ru/eposobia/papina/bolprak/R_3_3.html
- https://4homes.ru/528-kak-pokrasit-cvety-v-domashnih-usloviyah.html