Развитие интереса к изучению истории через прием театральных постановок | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Высокая теоретическая значимость Необычная тема исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №5 (57) май 2022 г.

Дата публикации: 19.04.2022

Статья просмотрена: 494 раза

Библиографическое описание:

Афанасьев, Е. А. Развитие интереса к изучению истории через прием театральных постановок / Е. А. Афанасьев, Н. Д. Ефремов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 5 (57). — С. 140-141. — URL: https://moluch.ru/young/archive/57/3038/ (дата обращения: 19.12.2024).



Познавательный интерес к истории пробуждается в 5-х и 6-х классах. В этой связи педагог может поддерживать этот интерес через интересные и увлекательные уроки. Театральные постановки на уроках истории, как мы заметили, гармонично сочетаются с педагогическими целями, процессами, построениями урока и так далее. Такой педагогический прием помогает поддерживать интерес к истории. Мы задались целью изучить этот метод на примере театральной постановки «История неизвестных героев Древней Греции в войне против Древнего Рима».

Ключевые слова: изучение истории, сценическая постановка, педагогический метод, древняя история

В ходе проведения уроков истории в нашей школе мы убедились, что интересный рассказ об истории Древнего Рима (нарративный метод) не удовлетворяет педагогическим целям. На уроках временами пропадает интерес учеников.

В этой связи наш учитель применил другой метод, направленный на поддержание нашего интереса к истории с помощью творческого задания, суть которой заключается в написании сценария театральной постановки «История неизвестных героев Древней Греции в войне против Древнего Рима». Тогда мы придумали историю о четырех неизвестных героях, сражавшихся против «опасного» завоевателя. Этими «четырьмя героями» были мои одноклассники, которые с энтузиазмом писали сценарий, а в конце урока сыграли в этот спектакль. Этот пробужденный в нас интерес позволил нам вместе с учителем изучить теорию об этом интересном педагогическом методе.

Как отмечает С. И. Рюшина, как показывает педагогическая практика, «на уроке эффективнее использовать лишь элементы театрализации, так как они интересны для учеников: в игровой форме создаются условия самовыражения их личности согласно склонностям и интересам [3]. Этот прием способствует передачи учащимися исторической информации через игру в своей роле по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов. В основе такой деятельности: добровольность участия, свобода выбора роли, активная позиция школьников, партнерство во взаимодействии субъектов и объектов, более полно удовлетворяются ученические интересы и духовные потребностей личности [1 ] . Легче усваивается сложный материал. Сценическое воплощение исторических сюжетов позволяют в какой-то мере передать атмосферу минувших эпох, стимулирует эмоциональное восприятие информации. Данный прием не является новым, он был введен еще в дореволюционной школе. Учитель подбирал небольшие пьесы на исторические темы или давал учащимся материал, который они приспосабливали для «представления». [2]. В основе инсценировки — придуманный сюжет о судьбе, действиях, условиях жизни, поступках героев, её можно использовать при рассмотрении причин, хода, результата какого-либо исторического события, жизни и быта людей в историческую эпоху. Подготовка к уроку: тексты можно придумать самим или подобрать в различных источниках. Выбранная инициативная группа распределяет роли. Важным моментом является подготовка костюма. Несколько дней займут репетиции. Проиллюстрируем примером.

Тема спектакля «Освободительная Греции против Рима». Подробное описание ситуации не ограничивается нашим реальным миром, потому что включение в спектакль «живых» мифологических элементов подразумевает не только поддержание интереса к теме, но и изучение духовной культуры греческого народа.

Описание диктора. На сцене будут выступать главный греческий жрец (Афанасьев Егор); помощник жреца (Сидоров Сарыал); греческий волшебник-мудрец (Владимирова Валерия); римский консул-генерал (Захарова Айталаана), титан (Пономарев Мичил), предводитель мифических единорогов (Захаров Ньургун).

В городе Олимп греческие жрецы молятся Зевсу и иным греческим Богам, чтобы они помогли греческому городу Олимп отбить нападение римских войск.

— На нашу страну напали римляне, которые хотят завоевать нашу страну. Они очень коварные и жестокие. О, олимпийские Боги — Бог молний — Зевс; Бог войны — Арес; Бог огня — Гефест; Бог силы — Антей; Богиня справедливости — Дике — помогите покарать этих несправедливых варваров римлян. Молимся за вас, чтобы ваши силы помогли нашим доблестным войскам победить. — молится главный жрец Тарас.

Голос диктора:

— К Тарасу подходит его помощник Александр и говорит:

— Сейчас я проведу религиозный обряд жертвоприношения, чтобы получить милость наших Богов.

— Наконец-то Вы подошли. Помогите мне и мы вместе установим связь с Зевсом. — сказад Тарас.

Голос диктора:

— Когда Александр начинал проводить свою часть обряда, внезапно в храм Зевса заходит волшебник-мудрец Агата.

Агата грозно говорит:

— Он не за Богов наших молится. Он призывает Титанов. Он — предатель! За римлян удумал сражаться!

— О чем Вы вообще Агата! Что Вы такое говорите? — вторил ей Тарас

— Какой ты недогадливый Тарас. Уже слишком поздно! — злобно проговорил Александр

Голос диктора:

— Вдруг на окраине Олимпа пробуждаются Титаны, а римские войска на подходе. Агата побежала на сцену битвы.

Сцена меняется, на трибуну выступает Луций Муммий:

— Римские войска, к нам в помощь призвали титанов! Не бойтесь, они за нас! Вместе мы победим греков, осмелевших помогать Карфагену! Мы предадим греческие земли проклятию!

— Постой, Луций! Ты не знаешь, что творишь! Титаны уничтожат мир! — призвала Агата Луция.

— Вся мощь и сила Греции в олимпийских Богах. Когда Титаны уничтожат Олимп — вся Греция падет перед нами.

Голос Диктора:

— Агата своей волшебной палочкой призывает единорогов. Начинается жестокая битва. Римляне и Титаны побеждают. Греция пала.

Таким образом, сценическая постановка на уроках истории — это специфический урок, который проводится по определенным правилам. Подобный формат улучшает не только мотивацию учеников, но развивает их творческие навыки. По мнению Рюшина С. И., сами того не замечая, они в процессе обсуждения запоминают материал, проговаривая его несколько раз, а находя выход из проблемы, отвечают на поставленные проблемы урока [3].

Литература:

  1. Архипова С. В. Приемы драматизации при изучении историко-правовых памятников// Обществознание в школе. 1998. № 5. С. 57–60, 57–58
  2. Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000. 240 с., с. 63
  3. Рюшина С. И. Развитие интереса к истории через прием театрализации // Инновационная наука. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-interesa-k-istorii-cherez-priem-teatralizatsii (дата обращения: 28.03.2022


Ключевые слова

педагогический метод, изучение истории, сценическая постановка, древняя история

Похожие статьи

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения в школе

В соответствии с конструктивной точкой зрения, обучение должно активно вовлекать учащихся в образовательный процесс через участие в реальных ситуациях из жизни. Игры интеллектуального сотрудничества могут быть востребованы на старшей ступени обучения...

«К природе с добротой». Экологическое воспитание детей старшей и подготовительной групп (из опыта работы)

В статье педагоги делятся своим опытом работы по формированию стремления детей быть причастными к нашей Родине, ее природным ресурсам, по воспитанию ответственности за экологию родного края, а в будущем — за всю родную страну. Данная работа проводила...

Значение изучения народной культуры для детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании (при подготовке к профессии дизайнера)

В статье освещена тема необходимости изучения народной культуры и ремёсел в системе дополнительного образования для детей младшего школьного возраста с целью воспитания необходимых качеств и навыков для дальнейшего развития по профессии дизайнера. В ...

Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в д...

Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста

В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...

Увеличение объема памяти у дошкольников приемами мнемотехники при непосредственной образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации

Доказано, что память и получение образования дошкольниками являются сторонами одного процесса адаптивного поведения. Объем памяти зависит от процессов являющихся опорными при создании ассоциаций, в связи с чем, приемы мнемотехники являются самыми эфф...

Методическая разработка «В мире театра»

В методической разработке автор предлагает сценарий мероприятия для учеников 5–6 классов на тему «В мире театра». Предполагается участие 4 команд по 7–8 человек, которые выполняя различные задания пытаются разобраться, чем интересен театр и как можно...

Современные методы при подготовке учителей истории и обществознания

Статья посвящена практическому применению современных методов при подготовке учителей истории и обществознания. Особое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Использование инновационных технологий на уроках истории позволяет развивать у с...

Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом

В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как полен...

Организация творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности как научная проблема

Современное дошкольное образование требует эффективного решения проблемы организации творческой работы детей предшкольного возраста, ведь важно, чтобы учебный процесс стал для детей не только овладением знаниями, без которых они не смогут обойтись в ...

Похожие статьи

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения в школе

В соответствии с конструктивной точкой зрения, обучение должно активно вовлекать учащихся в образовательный процесс через участие в реальных ситуациях из жизни. Игры интеллектуального сотрудничества могут быть востребованы на старшей ступени обучения...

«К природе с добротой». Экологическое воспитание детей старшей и подготовительной групп (из опыта работы)

В статье педагоги делятся своим опытом работы по формированию стремления детей быть причастными к нашей Родине, ее природным ресурсам, по воспитанию ответственности за экологию родного края, а в будущем — за всю родную страну. Данная работа проводила...

Значение изучения народной культуры для детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании (при подготовке к профессии дизайнера)

В статье освещена тема необходимости изучения народной культуры и ремёсел в системе дополнительного образования для детей младшего школьного возраста с целью воспитания необходимых качеств и навыков для дальнейшего развития по профессии дизайнера. В ...

Формирование знаний экологического воспитания у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Маленький ребенок по сути своей — неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. А так как игра — это ведущий вид деятельности в д...

Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста

В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...

Увеличение объема памяти у дошкольников приемами мнемотехники при непосредственной образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации

Доказано, что память и получение образования дошкольниками являются сторонами одного процесса адаптивного поведения. Объем памяти зависит от процессов являющихся опорными при создании ассоциаций, в связи с чем, приемы мнемотехники являются самыми эфф...

Методическая разработка «В мире театра»

В методической разработке автор предлагает сценарий мероприятия для учеников 5–6 классов на тему «В мире театра». Предполагается участие 4 команд по 7–8 человек, которые выполняя различные задания пытаются разобраться, чем интересен театр и как можно...

Современные методы при подготовке учителей истории и обществознания

Статья посвящена практическому применению современных методов при подготовке учителей истории и обществознания. Особое внимание уделяется интерактивным методам обучения. Использование инновационных технологий на уроках истории позволяет развивать у с...

Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом

В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как полен...

Организация творческой работы детей предшкольного возраста в процессе изобразительной деятельности как научная проблема

Современное дошкольное образование требует эффективного решения проблемы организации творческой работы детей предшкольного возраста, ведь важно, чтобы учебный процесс стал для детей не только овладением знаниями, без которых они не смогут обойтись в ...

Задать вопрос