Статья посвящена факторам риска психосоматических расстройств у обучающихся девятых классов в предэкзаменационный период. В работе анализируются особенности самочувствия, активности и настроения старшеклассников. Полученные результаты сравниваются с показателями обучающихся на предыдущей ступени обучения.
Ключевые слова: психосоматические расстройства, самочувствие, активность, настроение, предэкзаменационный период.
Подростковый возраст является особым периодом формирования личности, во время которого происходит заострение черт характера, изменение потребностей и интересов, а также всплеск на гормональном уровне. Известно, что подростки отличаются своей чувствительностью и эмоциональностью и справиться со всеми перестройками своего тела без вытекающих последствий довольно трудно. Неоднозначные чувства — например, желание разделить свои переживания и напротив, отгороженность и замкнутость, может послужить фактором возникновения внутриличностного конфликта, который может привести к психосоматическим заболеваниям.
Современный подросток ежедневно подвергается воздействию немалого количества стрессовых факторов:
— большой поток информации;
— нагрузка в школе;
— дополнительные занятия (кружки, секции, репетиторы);
— экзамены.
На физическом уровне усугубляющими факторами могут быть: неправильное питание, несоблюдение распорядка дня, отсутствие режима.
Одним из наиболее стрессогенных факторов в жизни современных школьников являются выпускные экзамены. Анализ научных трудов показывает, что предэкзаменационный стресс занимает ведущее место сред причин, вызывающих психическое напряжение у школьников. Это связанно с тем, что экзамен понимается ими как особая критическая ситуация, которая повлияет на социальное и материальное положение и дальнейшее поступление в вузы [5]. Большое количество стрессогенных факторов в данный период может способствовать развитию различных психосоматических расстройств. В свою очередь психосоматические расстройства в детстве и отрочестве влияют на дальнейшее развитие личности.
Актуальность исследования обоснована необходимостью понимать природу психосоматических факторов в подростковый период для преодоления негативных факторов и улучшения качества жизни.
Термин «психосоматика» принадлежит немецкому психиатру Иоганну Хейнроту, который как проявление психического заболевания, так и патологию внутренних органов объяснял последствиями внутреннего психологического конфликта, психогениями. По определению 6-го семинара ВОЗ, основной вариант психосоматических расстройств — это психофизиологическое сопровождение эмоций, являющееся их обязательной составной частью. Психосоматическими принято считать расстройства функций органов и систем, в происхождении и течении которых ведущая роль принадлежит воздействию психотравмирующих факторов [4].
В системе школьного образования в качестве факторов риска нарушений психосоматического здоровья детей и подростков выделяются следующие:
- Стресс ограниченного времени и постоянной конкуренции.
- Интенсификация учебного процесса. Под влиянием суммарной школьной нагрузки у учеников учащаются все функциональные отклонения, особенно астенические и невротические проявления,
- Низкая двигательная активность детей и подростков. Физиологами и гигиенистами детства доказана важность правильно организованной, целенаправленной двигательной активности. Движения и физическая активность, поддерживающие обменные процессы, создают ту базу, на основе которой происходит не только биологическое, но и духовное развитие ребенка. Недостатки в системной комплексной работе по организации здорового образа жизни детей и подростков, а также связанной с этим склонностью детей к сниженной двигательной активности, выступают в качестве фактора риска.
- Моббинг и буллинг. Работы западных исследователей показывают, что дети — объекты агрессивного поведения своих сверстников (или более старших по возрасту) представляют собой группу риска различных психосоматических расстройств [6].
- Экзаменационный стресс — психотравмирующий фактор, который может стать пусковым механизмом психосоматических заболеваний. Подготовка к экзаменам — время постоянных переживаний и тревоги. Школьники зачастую не умеют справляться со стрессом в этот непростой период. Как следствие, воздействие стресса и негативных эмоций в данный промежуток времени, может сказаться на их физическом здоровье, проявляясь следующими признаками:
Тревога и страх, которые испытывает ученик, очень мешают и могут значительно сказаться на конечных результатах. Из-за чего уровень знаний, которые он покажет при этом, может оказаться ниже реального. Усугубляет положение тот фактор, что от результатов экзамена зависит будущее учеников. Неумение справляться с переживаниями во время предэкзаменационного периода сильно сказывается на физическом здоровье школьников. В период экзаменационной сессии у школьников и студентов нередко регистрируют повышение частоты сердечных сокращений, повышение артериального давления, рост уровня психоэмоционального напряжения
По данным современных исследований среди старших школьников примерно около 20–26 % учащихся оценивают уровень экзаменационного стресса как высокий, около 75 % демонстрируют состояние психологической адаптированности к рабочим нагрузкам. [ 1, 2 ].
Особенность нашего исследования в том, что мы изучаем особенности проявления стресса в предэкзаменационный период, а также выявляем взаимосвязь между самочувствием, активностью и настроением подростка с различными симптомами психосоматических расстройств.
Исследование склонности к психосоматическим расстройствам среди обучающихся 9 классов в предэкзаменационной период было проведено примерно за 2–3 месяца до экзаменов. В исследовании принял 21 обучающийся 9 классов (экспериментальная группа). Также для подтверждения полученных результатов в исследовании приняло участие 19 обучающуюся 8 классов (контрольная группа).
Для диагностики использовались методики: тест на наличие психосоматических заболеваний, Методика САН.
Тест на наличие психосоматических заболеваний, состоящий из вопросов, включающих в себя различные симптомы психосоматики:
— Чувствуете ли Вы усталость без всяких причин?
— Вы часто болеете в течение года?
— У Вас бывают аллергические реакции?
— Вам трудно запоминать или вспоминать какую-либо информацию?
— Часто ли у Вас бывают простудные заболевания?
— Есть ли у Вас склонность раздражаться без всякой на то причины?
— Бывают ли у Вас необъяснимые боли?
— Вы легко испытываете восхищение людьми или вещами?
— Часто ли Вы чувствуете, что чем-то озабочены, но не знаете почему?
— Бывает ли ощущение нехватки времени, сил и энергии?
Степень выраженности тех или иных симптомов оценивалась по пятибалльной шкале.
Методика САН, предназначенная для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения предлагает обучающимся соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Методика включает в себя 3 шкалы: самочувствие, активность и настроение, где самочувствие — степень физиологической и психологической комфортности состояния человека, активность — источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающей средой, настроение — устойчивые состояния человека (скука, печаль, тоска, страх, увлеченность, радость, восторг). Таким образом, мы можем оценить состояние обучающихся как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.
По результатам диагностики обучающихся 9 классов были получены следующие результаты.
По шкале самочувствие у 12 учеников (57 %) были выявлены высокие показатели, что свидетельствуют об их нормальном состоянии. У 9 обучающихся (43 %) были выявлены низкие показатели самочувствия. Иная картина наблюдается в группе обучающихся 8 класса, где низкие показатели выявлены только у трех обучающихся, что говорит о наличии стрессогенных факторов у выпускников.
Шкала настроение показала следующее: 15 учеников (71,5 %) выпускных классов — имеют высокие показатели, у остальных 6 выявлены (28,5 %) низкие показатели.
Таблица 1
Результаты диагностики обучающихся 8 класса по методике САН, опроснику склонности к психосоматическим расстройствам
№ |
Самочувствие |
Активность |
Настроение |
Общий результат |
Склонность к психосоматическим расстройствам |
1 |
4,0 |
4,2 |
3,6 |
3,9 |
28/50 |
2 |
6,0 |
3,5 |
6,3 |
5,3 |
16/50 |
3 |
4,0 |
5,6 |
5,0 |
4,9 |
39/50 |
4 |
4,3 |
4,8 |
4,8 |
4,6 |
22/50 |
5 |
4,0 |
4,0 |
4,5 |
4,2 |
23/50 |
6 |
5,4 |
2,9 |
5,9 |
4,7 |
20/50 |
7 |
3,6 |
3,8 |
2,0 |
3,1 |
39/50 |
8 |
4,6 |
4,8 |
4,6 |
4,7 |
31/50 |
9 |
4,0 |
4,5 |
3,8 |
4,1 |
31/50 |
10 |
4,2 |
5,7 |
4,7 |
4,9 |
23/50 |
11 |
4,1 |
2,7 |
4,6 |
3,8 |
26/50 |
12 |
4,3 |
3,6 |
4,2 |
4,0 |
23/50 |
13 |
2,7 |
3,5 |
2,1 |
2,8 |
35/50 |
14 |
5,7 |
3,4 |
5,7 |
4,9 |
18/50 |
15 |
4,7 |
4,2 |
4,9 |
4,6 |
31/50 |
16 |
2,4 |
6,4 |
3,7 |
4,2 |
36/50 |
17 |
5,0 |
5,3 |
4,6 |
5,0 |
25/50 |
18 |
6,8 |
2,8 |
7,0 |
5,5 |
15/50 |
19 |
5,2 |
3,7 |
6,5 |
5,1 |
22/50 |
По шкале активность 12 человек (57 %) имеют низкие результаты, 9 (43 %) — высокие. Это может нам говорить о том, что ученики 9-х классов имеют проблемы с активностью. На данном этапе можно было бы предположить, что низкая двигательная активность может быть связана с интенсивной подготовкой к экзаменам. Показатели по шкале активность у обучающихся 9-х классов позволяют опровергнуть данное предположение.
Таблица 2
Результаты диагностики обучающихся 8 класса по методике САН, опроснику склонности к психосоматическим расстройствам
№ |
Самочувствие |
Активность |
Настроение |
Общий результат |
Склонность к психосоматическим расстройствам |
1 |
4,7 |
4,4 |
4,3 |
4,5 |
29 |
2 |
3,6 |
5,3 |
4,5 |
4,5 |
25 |
3 |
5,1 |
4,3 |
4,7 |
4,7 |
21 |
4 |
3,6 |
3,9 |
4,2 |
3,9 |
29 |
5 |
3,7 |
3,0 |
1,2 |
2,6 |
31 |
6 |
5,1 |
3,7 |
5,9 |
4,9 |
17 |
7 |
5,5 |
4,2 |
4,1 |
4,6 |
16 |
8 |
5,0 |
3,7 |
5,3 |
4,7 |
18 |
9 |
5,1 |
3,3 |
5,7 |
4,7 |
21 |
10 |
6,6 |
2,7 |
6,5 |
5,3 |
21 |
11 |
3,9 |
3,9 |
4,9 |
4,2 |
27 |
12 |
6,2 |
5,2 |
5,8 |
5,7 |
16 |
13 |
3,3 |
5,5 |
3,7 |
4,2 |
29 |
14 |
4.0 |
3,9 |
5,5 |
4,5 |
18 |
15 |
3,2 |
2,6 |
3,1 |
3,0 |
30 |
16 |
5,8 |
3,6 |
4,5 |
4,6 |
19 |
17 |
2,2 |
5,9 |
1,2 |
3,1 |
36 |
18 |
2,1 |
5,6 |
1,9 |
3,2 |
33 |
19 |
5,7 |
4,5 |
3,4 |
4,5 |
13 |
20 |
3,9 |
3,4 |
5,0 |
4,1 |
35 |
21 |
6,7 |
1,4 |
6,9 |
5,0 |
12 |
Соотношение уровня активности как у восьмиклассников, так и девятиклассников примерно одинаковое — около 50 %.
В общем, данная методика позволяет сделать выводы о том, что у 4 (19 %) обучающихся наблюдается неблагоприятное состояние, у 13 (61 %) обучающихся доминирует изменчивое настроение (что является нормой для подросткового возраста).
Наличие стресса, у указанных выше обучающихся также подтверждается по результатам опроса склонности к психосоматическим расстройствам. Подобные показатели также встречаются в проведенных ранее исследованиях на данную тему [1,2].
Результаты исследования позволяют сделать выводы о том, что наибольший риск представляет выявленный недостаток активности, вероятнее всего обусловленный средовыми факторами. Предстоящий стресс на почве сдачи выпускных экзаменов может в совокупности с недостатком привести к развитию психосоматических расстройств. В связи с этим необходима разработка рекомендаций для обучающихся, направленных на повышение как физической, так и социальной активности.
Литература:
- Особенности психических состояний школьников в предэкзаменационный период / Н. В. Андронова, К. А. Кожаева, Е. С. Макарова, Е. В. Пятаева. — Текст: непосредственный // Огарёв-Online. — 2020. — № 16.
- Экзаменационный стресс и факторы, его определяющие у старших школьников / Н. Д. Бобрищева-Пушкина, Л. Ю. Кузнецова, О. Л. Попова, А. А. Силаев. — Текст: непосредственный // Гигиена и санитария. — 2015. — № 3. — С. 67–69.
- Бызова В. М., Ловягина А. Е. Ментальная экология стили психосоматического поведения у студентов с разными приемами саморегуляции в ситуации экзамена 2017 г. Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург// Экология человека 2017. — № 7
- Бызова, В. М. Ментальная экология стили психосоматического поведения у студентов с разными приемами саморегуляции в ситуации экзамена / В. М. Бызова, А. Е. Ловягина. — Текст: непосредственный // Экология человека. — 2017. — № 7. — С. 25–30.
- Мамедова, Л. В. Стресс и способы борьбы с ним в предэкзаменационный период / Л. В. Мамедова. — Текст: непосредственный // Инновации в науке. — 2016. — № 5. — С. 70–74.
- Серых, Анна Особенности детских психосоматических расстройств / Анна Серых, Виктор Басюк, Алла Лифинцева. — Текст: непосредственный // Развитие Личности. — 2010. — № 3. — С. 59–69.