Гипотеза: мотив окна в русской литературе недостаточно изучен с литературоведческой точки зрения, однако представляет собой особый интерес, так как раскрывает традиции и культуру нашей страны
Цель: изучить произведения, в которых изображен мотив окна как культурологический аспект
Задачи: проанализировать рассказы, выявить отличительные черты описания окон в русской литературе, изучить специфику украшения окон
Объект исследования: культурные традиции на страницах русской классической литературы
Предмет исследования: мотив окна в классической литературе
Методы исследования: анализ и сбор информации, сопоставительный, культурологический
Актуальность: культурные традиции нашей страны, в том числе и забытые представляют собой особый предмет для изучения и особо важны для подрастающего поколения с целью сохранения и приумножения духовных ценностей
Практическая значимость: данная работа может быть использована на уроках литературы и словесности, при изучении произведений, отражающих мотив окна и культурологические аспекты
Окно в литературе — это важный смыслоподражающий мотив, содержащий в себе многоплановую семантику. Окно в привычном понимании слова является источником света в доме, в литературе оно трансформируется в отражение культурных ценностей определенной исторической эпохи.
В рассказе В. П. Астафьева «Фотография, на которой меня нет» писатель с особой любовью и душевной теплотой описывает окно деревенского дома, украшенного на зиму яркими декоративными элементами, и, заделанное двойными ставнями. Окно в русской деревне являлось не только источником света, но и отражением мастерства и домовитости хозяйки. По окну можно было понять, насколько умелая, искусная рукодельница в избе.
О многих деревенских традициях мы можем узнать только со страниц литературных произведений, отражающих в себе фольклорные мотивы и ценности.
Виктор Петрович Астафьев родился и вырос на лоне сельской природы, деревенский быт знаком ему с самого раннего детства. Именно поэтому на страницах его произведений можно увидеть как он с особой теплотой и любовью описывает быт деревенского дома. В рассказе «Конь с розовой гривой» читатель также видит описание окна, которое является неотъемлемой частью интерьера.
Деревенское окно в рассказах В. П. Астафьева является отражением культурных традиций домового быта Сибири.
Стоит отметить, что мотив окна в русской литературе изображается и в переносном смысле, а именно в произведении А. С. Пушкина «Медный всадник» — «...Здесь будет город заложен Назло надменному соседу. Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно, Ногою твердой стать при море…»
Также в творчестве Пушкина мотив окна присутствует в не менее известном произведении — «Сказка о царе Салтане»: «…Три девицы под окном пряли поздно вечерком». Окно в данном контексте выступает как фольклорный элемент, что именно на завалинке под окном дома велись задушевные разговоры на Руси, в том числе и среди девиц.
Мотив окна характерен и для творчества писателей начала ХХ века. Так в своем произведении «Чудесный доктор» Александр Иванович Куприн использует прием антитезы, посредством противопоставления картин роскошной жизни и крайней нищеты. Особую роль в данном противопоставлении играют окна.
Автор детально описывает комнату главных героев — Мерцаловых, и подчеркивает, что окна находились практически у потолка и были совсем крохотными, окна являются неким прообразом беспросветной жизни.
Яркая большая витрина олицетворяет безбедную жизнь, являет собой вычурную роскошь, присущую высшему свету. Дети Мерцаловых, привыкшие лишь к маленьким окнам, сквозь которые едва пробивалось солнце, были крайне удивлены тому, насколько другой может быть жизнь.
Данный контраст словно переносит читателей в дореволюционную Россию с помощью детального описания мельчайших деталей: «И двое мальчуганов, стоящих перед огромным, из цельного стекла, окном гастрономического магазина… Здесь, освещенные ярким светом висящих ламп, возвышались целые горы красных крепких яблоков и апельсинов; стояли правильные пирамиды мандаринов, нежно золотившихся сквозь окутывающую их папиросную бумагу; протянулись на блюдах, уродливо разинув рты и выпучив глаза, огромные копченые и маринованные рыбы…»
В отечественном кинематографе ярко прослеживается режиссерское обращение к мотиву окна в литературе на примере русских народных сказок. Именно из окна начинают свой рассказ многие сказочники и завершают повествование тем же самым образом.
В ходе исследования удалось выявить отличительные черты мотива окна в классической литературе, ими являются: детальность, метафоричность, художественная выразительность.