Нарушения сна у подростков | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Отличные иллюстрации Высокая практическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №5 (57) май 2022 г.

Дата публикации: 02.05.2022

Статья просмотрена: 2299 раз

Библиографическое описание:

Юдаева, В. А. Нарушения сна у подростков / В. А. Юдаева, А. А. Копань, П. Д. Чигирь, М. И. Рыжкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 5 (57). — С. 150-156. — URL: https://moluch.ru/young/archive/57/3056/ (дата обращения: 19.12.2024).



Ключевые слова: сон, качество сна.

Сон — важнейшая часть жизни любого человека, так как именно сон позволяет человеку отдохнуть от уже прошедшего дня и набраться сил для следующего, сложно переоценить значимость сна для здоровья, настроения и жизни человека в целом. Но в наше время из-за быстрого темпа жизни люди часто забывают о важности сна и спят все меньше. По данным Национального Фонда Сна за последние 100 лет средняя длительность сна человека уменьшается: в 1910 в среднем люди спали 9 часов в сутки, в 1975 году — 7,5 часов, а в 2005 — уже 6,8 часов. Но сон — все так же остается одной из важнейших частей нашей жизни, поэтому высыпаться необходимо каждому человеку, чтобы организм функционировал правильно.

Всем известно, что сон выполняет множество функций, но как же он устроен? Сон делится на две основные фазы:

  1. Быстрая фаза сна (REM, БДГ). Эта фаза занимает 25 % времени сна, и в это время мозг наиболее активен, поэтому во время этой фазы люди видят наиболее яркие сны. Она отвечает за обработку полученной в течение дня информации и ее запоминание — это влияет на закрепление моторных навыков и формирование воспоминаний.
  2. Медленная фаза сна (NREM). Она имеет гораздо более сложную структуру, ее принято делить на три стадии:
    1. N 1 , или поверхностный сон — стадия переходная между засыпанием и сном, которая наступает сразу после засыпания. В этом состоянии человека легко разбудить, а также для этой стадии характерны такие явления как рывки, мышечные подергивания и паралич. Эта стадия длится обычно менее 10 минут и считается поверхностным легким сном.
    2. N 2 — вторая стадия, сон в которой становится немного более глубоким. На этой стадии мозг старается сделать все возможное, чтобы организм случайно не проснулся, поэтому человек перестает осознавать то, что происходит вокруг. Сознание отключается и наступает сон в привычном понимании. Температура начинает снижаться, хотя сердцебиение и дыхание остаются прежними. Именно эта стадия сна является самой долгой и проходит промежутками по 20 минут.
    3. N 3 — последняя стадия медленного сна. Это самая глубокая стадия медленного сна, в которую человеку трудно проснуться. Пульс и дыхание замедляются, давление снижается и мышцы максимально расслабляются. В этой стадии люди видят сновидения, но запомнить их практически не способны. Также, именно на этой стадии происходит «очищение» мозга. Глимфатическая система, перегоняя спинномозговую жидкость по канальцам очищает головной мозг от продуктов жизнедеятельности центральной нервной системы. К тому же, во время этой стадии медленного сна происходит понижение уровня кортизола — «гормона стресса», что способствует укреплению иммунитета и улучшению психического здоровья, готовит организм человека к следующему дню. Эта стадия является самой важной частью сна, так как она обеспечивает восстановление организма.

Так почему же сон важен? Во-первых, сон позволяет организму полностью восстановиться, во-вторых, именно во время сна запускается глимфатическая система — за обе эти функции отвечает N 3 стадия медленного сна; в-третьих, сон напрямую влияет на процессы, связанные с сортировкой информации — это происходит во время быстрой фазы сна. Таким образом, можно сказать, что сон неразрывно связан со всеми процессами жизнедеятельности нашего организма, и, соответственно, с нашим здоровьем.

Основные процессы, связанные со сном, регулирует так называемый «гормон сна» — мелатонин. Он вырабатывается в темное время суток и подготавливает организм к отходу ко сну. Влияние множества факторов связанно именно с этим гормоном. Также, качество сна человека зависит от различных внешних факторов, таких как:

– Питание. Процесс переваривания пищи стимулирует нервную систему, что мешает мозгу полноценно отдохнуть, из-за этого процесса качество сна может снизиться.

– Психоактивные вещества. Кофеин влияет на аденозиновые рецепторы, блокируя чувство усталости, расширяя сосуды и понижая давление, что сказывается на естественных ритмах организма.

– Температура в помещении. По результатам множества исследований, было установлено, что более низкая температура в помещении стимулирует выработку мелатонина. Также, для нашего организма естественно понижать температуру при засыпании, этот процесс может сымитировать понижение температуры в помещении.

– Освещение. Яркие источники света препятствуют выработке мелатонина, из-за чего засыпание усложняется.

– Гаджеты. Использование электронных устройств напрямую связано с освещением и стрессом. Экраны гаджетов излучают так называемый «синий свет», который не позволяет организму полноценно вырабатывать мелатонин, а информация, полученная из интернета может вызвать яркие эмоции или стресс, что помешает засыпанию.

– Стресс. Напряжение и нездоровый сон связаны очень тесно и часто влияют друг на друга. Стресс вызывает заболевания сердечно-сосудистой системы, психические нарушения, становится предпосылкой к набору веса, нарушениям дыхания и многим другим последствиям, негативно влияющим на сон.

Для применения полученной информации на практике и дальнейшего решения данной проблемы было принято решение проверить наличие нарушений сна у учеников старшей школы на практике. Для этого был проведен социальный опрос, содержащий вопросы, направленные на уточнение текущей ситуации с качеством сна у подростков. Среди них были вопросы о наличии бессонницы, трудностей с пробуждением и засыпанием, о частоте их возникновения, о факторах, негативно сказывающихся на качестве сна, о действиях, которые ученики предпринимают для улучшения качества сна. По результатам анкетирования, было выявлено, что подавляющее большинство опрошенных имеют различные нарушения сна, и на их сон в основном негативно влияют стресс, нерегулярный режим сна и яркие эмоции в течение дня.

C:\Users\rina_\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\A385E51.tmp

C:\Users\rina_\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\E9ECC587.tmp

C:\Users\rina_\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\99FD5454.tmp

C:\Users\rina_\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\E39B8DE8.tmp

C:\Users\rina_\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\1B0C74A.tmp

Результаты опроса показали, что для получения более точной информации необходимо глубже и детальнее изучить данную проблему, поэтому мы решили сузить круг людей, на которых будет проведено исследование. Фокус-группа состояла из 9 человек. Все они имели нарушения сна в разных формах, начиная с нерегулярного режима сна, заканчивая бессонницей и недосыпом, вызванными негативным влиянием внешних факторов. Чтобы разрешить проблему и найти способы, как улучшить качество сна у подростков, мы взяли советы и методики из достоверных источников, чтобы определить их действенность на практике, после тщательного отбора мы предоставили их фокус-группе.

Каждый день на протяжении недели мы регистрировали данные о качестве сна участников фокус-группы. Чек-лист для записей данных состоял из двух частей. Перед отходом ко сну участникам было предложено указать следующую информацию:

  1. Время отхода ко сну.
  2. Температура в комнате во время засыпания.
  3. Яркие эмоции в течение дня (тревога, радость, любые другие эмоции).
  4. Наличие стресса в течение дня.
  5. Время последнего использования гаджетов перед сном.
  6. Время последнего приема пищи перед сном.

На утро после пробуждения следовало указать следующее:

  1. Примерное время засыпания.
  2. Время подъема.
  3. Состояние (выспались, не выспались, усталость).
  4. Длительность сна.
  5. Наличие болевых симптомов.
  6. Сложность пробуждения.

Проанализировав всю полученную от участников эксперимента информацию, мы составили ряд методик, взятых из достоверных источников и откорректированных именно для подростков, и преподнесли участникам фокус-группы в формате лекции. В лекции мы объяснили, как именно разные факторы влияют на качество сна и предоставили рекомендации для самостоятельного использования с целью улучшения качества сна каждого из участников. Ниже вы можете увидеть методики, которые члены фокус-группы проверили на себе:

Краткий список методик для улучшения качества сна

– Проводите медитации перед сном, рекомендуем вам использовать следующие приложения для медитаций: «Meditopia», «Mo», «Серотонин».

– Проветривайте комнату за 2 часа до сна. Лучше легкая прохлада, чем духота!

– Устраните все источнике света. Если это невозможно, попробуйте спать в маске для сна. За пару часов до сна включайте только теплый приглушенный свет.

– Принимайте пищу за 2–3 часа до сна. Если хочется поесть и чувствуете, что не можете без этого, то можно съесть еду до 450 ккал.

– Убирайте гаджеты за 2 часа до сна. Заранее ставьте «ночной режим», который делает свет экрана теплым.

– Старайтесь ложиться спать и вставать в одно и тоже время.

В течение следующей недели участники отправляли аналогичные отчеты, но с применением приведенных методик. После этого был проведен повторный социальный опрос о качестве сна участников. Проанализировав всю собранную информацию, мы отметили положительные тенденции у участников эксперимента, что подтвердило эффективность подобранных нами рекомендаций.

C:\Users\rina_\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\3EA3A238.tmp

C:\Users\rina_\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\ACAB9D06.tmp

C:\Users\rina_\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\8D223704.tmp

C:\Users\rina_\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\DC5527B2.tmp

C:\Users\rina_\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.MSO\BB849290.tmp

Таким образом, мы достигли цели и смогли добиться разрешения проблемы, использовав полученные знания и действенные методики. Используя теоретический материал статьи и приведенные выше методики, вы так же, как и наша фокус-группа сможете улучшить качество своего сна.

Литература:

  1. Книга Митху Сторони «Без стресса. Научный подход к борьбе с тревожностью, депрессией и выгоранием».
  2. https://www.thensf.org/sleep-health-topics/
  3. https://beurer-belarus.by/reviews/akademiya-komforta/fazy-sna-chto-eto-takoe-i-kak-oni-vliyayut-na-organizm/
  4. https://www.popmech.ru/science/548044-chto-takoe-bystryy-i-medlennyy-son-i-kak-spat-pravilno/
  5. https://theoryandpractice.ru/posts/19375-chem-zanyat-nash-mozg-poka-my-spim
  6. https://www.khanacademy.org/science/health-and-medicine/executive-systems-of-the-brain/sleep-and-consciousness-lesson/v/sleep-stages-and-circadian-rhythms
  7. https://bluesleep.ru/blog/melatonin/
  8. https://worldclassmag.com/health/kak-pitanie-vliyaet-na-kachestvo-sna/
  9. https://architektoria.ru/blog/kak-kofe-vliyaet-na-son/
  10. http://nislight.ru/news/239-kak-svet-vliyaet-na-son.html
  11. European Association of Preventive Cardiology — https://www.youtube.com/watch?v=YKwWR2z2u_M


Ключевые слова

сон, качество сна

Похожие статьи

Влияние сна на здоровье и продуктивность студентов

Особенности гигиены сна у подростков

В статье автор пытается изучить основные параметры сна в группе участников, оценить соблюдение ими гигиены сна и создать рекомендации по улучшению качества сна.

Возрастные особенности умственной работоспособности школьников среднего звена

Особенности нарушения речи у детей с нарушениями интеллекта

В статье рассказывается об особенностях формирования и развития речи у дошкольников с нарушениями интеллекта.

Психологическое сопровождение старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с интеллектуальными нарушениями с использованием ЛЕГО-технологий

Влияние положительных и отрицательных эмоций на школьников

Особенности креативности молодежи с химической зависимостью

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Особенности копинг-стратегии у детей подросткового возраста

Похожие статьи

Влияние сна на здоровье и продуктивность студентов

Особенности гигиены сна у подростков

В статье автор пытается изучить основные параметры сна в группе участников, оценить соблюдение ими гигиены сна и создать рекомендации по улучшению качества сна.

Возрастные особенности умственной работоспособности школьников среднего звена

Особенности нарушения речи у детей с нарушениями интеллекта

В статье рассказывается об особенностях формирования и развития речи у дошкольников с нарушениями интеллекта.

Психологическое сопровождение старшеклассников с разным уровнем стрессоустойчивости

Коррекция нарушений слоговой структуры слова у младших школьников с интеллектуальными нарушениями с использованием ЛЕГО-технологий

Влияние положительных и отрицательных эмоций на школьников

Особенности креативности молодежи с химической зависимостью

Особенности нарушений дыхания у дошкольников со стертой формой дизартрии

В статье обусловлена актуальность изучения проблемы нарушений дыхания и их коррекция у детей с дизартрией. Представлены результаты изучения состояния речевого дыхания у дошкольников с дизартрией.

Особенности копинг-стратегии у детей подросткового возраста

Задать вопрос