В статье авторы изучают правовые и экономические аспекты предпринимательской деятельности молодежи и рассматривают возможность ведения собственного бизнеса с точки зрения компетенции «Предпринимательство» соревнования WorldSkills Russia Juniors. Ими изучены нормативно-правовые документы, литературные источники и электронные ресурсы. Использованы теоретические и практические методы исследования. В ходе исследования составлен бизнес-план производства подарочных экобоксов, решены поставленные задачи и сформулированы выводы. В заключении авторы пришли к выводу, что для успешного ведения предпринимательской деятельности нужны специальные знания по ведению бизнеса.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, маркетинговые исследования, гражданское и налоговое законодательство РФ, бизнес-идея.
Мы думаем, что вопрос о возможности получения самостоятельного дохода — один из самых важных в жизни старшеклассников, ведь взросление — это возможность принимать самостоятельные решения, самостоятельно действовать и отвечать за свои действия. Актуальность выбранной темы исследования определяется интересом к бизнесу, а также возможностью осуществить свой замысел — проект «ЭКО-ВОХ» в действительность. Наши боксы — экологически чистые продукты, содержащие в своем составе лекарственное сырье, собранное в самом красивом и богатом природными ресурсами в Амгинском улусе. Сбор растений производится согласно нормативному акту «Об утверждении правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений» от 5 декабря 2011 года N511 Федерального агентства лесного хозяйства.
Объектом нашего исследования является предпринимательская деятельность 16–18-летней молодежи, ее правовое регулирование и экономическое содержание. Предметом исследования является предпринимательская деятельность команды «ANNEL» и её производство подарочных наборов — экобоксов.
В 2020 году мы создали компанию «ANNEL» по производству подарочных боксов. В 2021 году начали претворять свои идеи в жизнь: сами вручную изготовили сырьё и выпустили первую партию нашего набора. Подарочные наборы состоят из трёх боксов, это:
1) Экобокс № 1 «Банный бокс»: запарка для бани (хвоя, чабрец, береза); натуральное мыло (листья шиповника); шапочка для бани; паровая ингаляция.
2) Экобокс № 2 «Домашний очаг»: кукла-травницы (багульник, шиповник); утварь для благословения (алгыс — лучинки, береста, конский волос, чабрец); постер для кухни; ароматическая свеча.
3) Экобокс № 3 «Дары природы»: лук соленый (сушеный); варенье из щавеля; приправа для блюд из полыни; натуральный чай из трав (иван-чай, береза, шиповник).
Целью нашей работы является составление бизнес-плана производства подарочных наборов — экобоксов с соблюдением гражданского и налогового законодательства РФ.
Для достижения поставленной цели нам нужно решить следующие задачи:
- Проанализировать гражданское и налоговое законодательство РФ, регулирующее предпринимательскую деятельности без образования юридического лица.
- Генерировать бизнес-идею.
- Провести маркетинговый анализ.
- Выделить экономический, экологический и социальный аспекты устойчивого развития бизнеса.
- Составить производственный план проекта.
- Разработать финансовый план проекта.
- Формулировать выводы.
Методика исследования. Для решения стоящих перед нами задач мы будем использовать как теоретические, так и практические методы исследования:
1) Теоретические: изучение гражданского законодательства РФ, регулирующего вопросы предпринимательской деятельности, экономической литературы по теме исследования.
2) Практические: проведение соцопроса, калькуляция, моделирование, сегментирование ЦА — 5WМарка Шеррингтона и лестница Ханта, маркетинговые методы — SWOT, SMART, маркетинг-микс 4P, диаграмма Гантта, AIDA, использование программного обеспечения для финансового планирования, в частности, Excel (все расчеты выполнены в электронных таблицах).
В ходеисследования мы составили бизнес-план производства экобоксов, решили ряд задач и сформулировали следующие выводы:
- Сравнив трудовую и предпринимательскую деятельность, мы пришли к выводу, что не каждый способ заработка может называться предпринимательской деятельностью. Однако, планируемое нами производство подарочных боксов является предпринимательской деятельностью.
- Проанализировав гражданское законодательство РФ, определяющее предпринимательскую правосубъектность, пришли к выводу о том, что получить статус предпринимателя можно только с 16 лет. Для этого несовершеннолетним нужно иметь согласие родителей на осуществление предпринимательской деятельности и обратиться в регистрирующий орган с заявлением.
- Проанализировав три основные формы налогообложения, мы пришли к выводу о том, что патентная система налогообложения для нас будет наиболее оптимальной.
- Мы выбрали метод генерации бизнес-идеи: комбинирование (объединение нескольких идей). Выбор данного метода обосновываем тем, что некоторые идеи заимствованы с народных традиций саха (утварь для обряда и т. д), а некоторые идеи — с народов России (например, мыловарение).
При анализе рынка и отрасли использовали методику Портера и получили итоговый балл 4, что попадает в категорию: низкий уровень конкуренции внутри отрасли. В качестве ключевой модели использовали бизнес-модель Остервальдера.
- Унас В2С рынок — бизнес для потребителя. Сегментирование целевой аудитории использовали по методике 5WМарка Шеррингтона и лестнице Ханта.
- В маркетинговом исследовании мы выбрали две стратегии ценообразования: «цены проникновения» и «среднерыночных цен». Маркетинговый анализ и планирование провели с помощью маркетинг-микса 4P, а прогноз на 3 года — по диаграмме Гантта. Рекламную модель выбрали — AIDA. В ходе проведенного SWOT-анализа мы нашли сильные и уязвимые стороны своего бизнеса, а также выявили потенциальные угрозы и внешние факторы. Нам надо придумать УТП — уникальное торговое предложение.
- При планировании рабочего процесса мы использовали SMART-метод постановки стратегической цели. Моделирование бизнес-процессов построили по общепринятой методике — стандартной цепочке управленческого цикла. Показали позитивный и негативный сценарии развития проекта, разработали антикризисный план и наметили возможные пути выхода из кризиса.
- В разделе «Устойчивое развитие» разработали стратегию развития бизнеса с разумным подходом к экологическим, социальным и экономическим факторам, поставили кратко-, средне- и долгосрочные цели для устойчивого развития бизнеса. Выяснили, что наш продукт «Экобокс» устойчив, не нуждается в переработке и утилизации сырья, не приносит негативного воздействия на окружающую среду. При проведении экономических расчетов точка безубыточности подарочного набора практически не имеет расхода. Наш бизнес малозатратен и экономичен во времени. Расписана социальная ответственность во внутренней и внешней среде. В целом, бизнес будет развиваться устойчиво.
- При финансовом расчете составлен бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, расчет себестоимости, фактический и прогнозный баланс, план ДДС, факт LLC за прошлые периоды, точка безубыточности, маржинальный доход, составлена диаграмма Ганнта. Рентабельность проекта с каждым годом растет.
В ходе работы мы поняли, что для того, чтобы организовать свое дело, нужно не только желание, но и специальные знания. Мы надеемся, что полученные знания нам пригодятся в жизни.
Литература:
- Основы экономической теории: Учебник для 10–11 классов общеобразовательных учреждений. Профильный уровень образования/Под ред. С. И. Иванова. — 17-е изд. — В 2-х книгах. Книга 1. — М., 2012, — 320 с.
- Котлер Ф. Маркетинг и менеджмент. — СПб: Питер Ком, 1999. — 896с.
- Гражданский кодекс РФ — правовая система Консультант — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
- Трудовой кодекс РФ — правовая система Консультант — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
- Федеральный закон № 129-ФЗ О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — правовая система Консультант — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32881/
- Метод SWOT-анализа в стратегическом управлении — электронный ресурс — http://powerbranding.ru/biznes-analiz/swot/
- Цели по SMART: подробный обзор — электронный ресурс — http://powerbranding.ru/marketing-strategy/smart-celi/
- https://fonda.pro/investirovanniy-kapital.html
- https://bcspremier.ru/knowledge/basics/investicionnyj-kapital-i-ego-struktura/.
- Конкурсная документация/Worldskills Russia. Региональные чемпионаты (цикл 2021–2022). Предпринимательство. Описание компетенций. — Текст: электронный // worldskills.ru: [сайт]. — URL: https://drive.google.com/drive/folders/16fuDTLESMwFL_3pIHs0RlvM5uWMm6gQj.