Статья посвящена исследованию еды и материальных трат героев в романе Ч. Диккенса «Приключения Оливера Твиста». Актуальность романа не вызывает сомнений. Произведение является важным в творчестве автора, интересует многих учащихся и затрагивает необходимые для того времени социальные темы. На данный момент не наблюдается работ, раскрывающих роль еды и материальных трат как способа отображения характеристики персонажей в романе «Приключения Оливера Твиста», что дает научную новизну данной статьи. Обосновывается идея, что именно описание еды и отношение героев к вещам и деньгам в каждой главе позволяет рассмотреть внешние и внутренние качества персонажей в рамках реалистического повествования 30-х гг. XIX века.
Ключевые слова: мотив еды, реализм, Чарльз Диккенс, Приключения Оливера Твиста, материальные траты.
Мотив еды часто затрагивается при анализе романов русской литературы XIX века, в английской литературе эта тема менее значима и исследована. Материальные траты встречаются практически в каждом произведении реализма. Исходя из этого, мы предполагаем, что в романе Чарльза Диккенса демонстрируется множество различных идей литературы реализма XIX века: социальный статус, характеристика персонажей, отношение к ребёнку в контексте национальной культуры страны.
Социальный статус каждого героя можно выявить благодаря двум факторам — тому, что он может позволить себе из еды, и тому, как он распределяет свои доходы. Рассматривая главного героя, мальчика Оливера, мы наблюдаем, что до финала романа он относится к низкому социальному статусу, т. е. не обладает практически никаким доходом и ест все, что ему преподносят в небольшом количестве: «кусок хлеба с маслом» [1], «жидкая похлёбка» [1], «тарелка с засохшими кусками мяса для собак» [1], «хлеб и чай» [1], «сласти» [1], «объедки, негодные для собаки» [1], «кусок хлеба» [1], «сосиски» [1], «кофе» [1], «сытный горячий суп» [1]. На протяжении всего романа, кроме 14-й главы с сытным горячим супом, главный герой не может наесться досыта, автор намеренно рисует картину страданий Оливера. Подобная модель описания позволяет раскрыть не только социальный статус главного героя, но и внутренние страдания, которые позволяют читателю увидеть характеристику и понять его проблемы, т. е. рассмотреть внутренний мир мальчика. Как пишет Ю. С. Камардина, в творчестве Чарльза Диккенса «люди из народа — пусть и обездоленные, униженные — не маленькие люди. Писателя восхищает их нравственное величие, душевная красота и чистота помыслов» [2, с. 125].
Многие исследователи отмечают, что практически во всех произведениях Чарльз Диккенс использует антитезу (противопоставление) главного героя и других персонажей. Это Оливер/Билл Сайкс (по духовным качествам), Оливер/Браунлоу (по социальному статусу), Оливер/Бамбл (по внутреннему мировоззрению), Оливер/Феджин (возраст, внутреннее мировоззрение, социальный статус), Оливер/Ловкий Плут (внутреннее мировоззрение, социальный статус, духовные качества), Оливер/Нэнси (возраст). Мы предполагаем, что антитеза персонажей в данном романе построена за счет разницы материальных трат героев и их вкусовых предпочтений. К примеру, Чарльз Диккенс не может обойти стороной таких персонажей, как Ловкий Плут, Феджин и Билл Сайкс. Несмотря на то, что эти антагонисты находятся в самом низу социальной лестницы, автор отмечает, что их материальное положение лучше. Это наблюдается в сцене, когда Ловкий Плут купил Оливеру не просто кусок хлеба, но и ветчины, тем самым демонстрируя более выгодное финансовое положение. К этой категории относится и Феджин, поскольку хитрый старик мог позволить себе на обед приготовить сосиски. Мы наблюдаем в 30-й главе описание обеда Сайкса: пирог с кроликом, чай, сахар, булочки, сыр.
Необходимо отметить, что Чарльз Диккенс также выстраивает вполне наглядную модель, благодаря которой можно определить характеристику героя (положительный или отрицательный). Если герой много ест, тратит деньги исключительно на себя, и на это автор обращает наше внимание, то такой персонаж отрицательный. Если герой не получает ничего, не требует и не хочет заполучить, то это положительный герой. Ещё есть «нейтральные» герои.
Пример положительных героев: Оливер, Браунлоу, Роза, Нэнси. Пример отрицательных героев: Ноэ, Шарлотта, Сайкс. Примеры нейтральных героев: Бамбл, Феджин, Гробовщик.
Отрицательные |
Положительные |
Нейтральные |
Билл Сайкс (не делится едой, жаден) Ноэ (не делится, оскорбляет) Шарлотта (говорит неправду про Оливера, не хочет делиться) |
Нэнси (защищает Оливера, не тратит на себя деньги) Браунлоу (хорошо обращался с Оливером и приютил) Роза (не сдала Оливера после ограбления и приютила) |
Феджин (накормил, приютил и хотел обучить Оливера воровству) Гробовщик (приютил, дал работу Оливеру, но не поверил ему и избил) Бамбл (считает, что он делал всё для других, но это не так) |
Рассматривая концепт отношения к ребёнку, можно обнаружить, что данная идея пересекается во всех романах автора, является доминантой в построении сюжета. Здесь видно, что ни один из персонажей (будь то взрослые или дети) не отдает герою ничего из своей собственности. Любая материальная вещь наоборот отнимается под предлогом сохранения. Можно отметить, что лишь мистер Браунлоу дает Оливеру купюру, которая в скором времени также отнимется другими людьми. Однако необходимо добавить, что в финале романа эти персонажи получают по заслугам.
Персонажи |
Начало романа |
Конец романа |
Оливер Твист |
Был бедным, не знал о существовании родственников, не получал никаких материальных подарков. |
Приобрел в конце свою семью, получил наследство, стал джентльменом. |
Мистер Браунлоу |
Не знал о существовании родственников, потерял кошелек, потерял деньги, которые отдал Оливеру. |
Узнал о существовании внука, в конце обрел нечто большее. |
Билл Сайкс |
Было достаточно денег, не делился ни с кем. |
Потерял все, что имел, включая собственную жизнь. |
Ловкий Плут |
Было достаточно денег, редко с кем делился. |
Потерял источник дохода. |
Феджин |
Было достаточно денег, но тратил мало |
Потерял источник дохода. |
Исходя из того, можно выявить английскую национальную идею — чужой ребёнок не является тем, кому подарили бы любую материальную вещь, и не достоин того, чтобы его часто могли кормить. И именно Чарльз Диккенс был первым автором, кто пытался раскрыть каждого персонажа через детали и чрезмерное описание, в том числе еды и материальных трат.
Литература:
- Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста. — Собр. соч.: в 30 т. — М.: 1960. — Т. 4.
- Камардина Ю. С. Викторианская эпоха в романе Ч. Диккенса «Жизнь и приключения Николаса Никльби» // В мире науки и искусства: вопросы филологии, искусствоведения и культурологии: сб. ст. по матер. VIII междунар. науч.-практ. конф. Часть II. — Новосибирск: СибАК, 2012.