Цель исследования — определить, как влияет общение с лошадьми на психоэмоциональное состояние школьников младших классов. В статье рассмотрена проблематика психоэмоционального здоровья школьников и выявлены основные факторы, влияющие на психоэмоциональное состояние. Изучена модель взаимодействия человек-лошадь и дано определение термину ипповенции. Мы определили психоэмоциональное состояние школьников до и после занятия с лошадьми, проведенным по методу ипповенции, с помощью метода «Нарисуй лошадь». Проанализировали полученные результаты и пришли к выводу, что психоэмоциональное состояние школьников после занятия улучшилось. Проведенное нами исследованием показало, что специально организованное общение с лошадью положительно влияет на психоэмоциональное состояние школьников.
Ключевые слова: психоэмоциональное состояние школьников, ипповенция, лошадь, рисунок, «нарисуй лошадь».
Введение
Окружающая среда оказывает огромное влияние на здоровье, на психическое, физическое развитие и на эмоциональное состояние человека. Животные являются частью окружающего мира и их влияние на состояние людей становится более очевидным. Среди представителей животного мира лошади играют наиболее значимую роль в жизни человека. Они давно одомашнены и используются в качестве помощников.
Долгое время основным средством передвижения для всех жителей планеты была лошадь. В крестьянской среде лошадь играла роль кормилицы и помощницы, помогая возделывать землю и убирать урожай. Лошади участвовали в военных походах. И сейчас лошадь не утратила своего значения. Она по-прежнему остается верным спутником человека: работает в поле, выступает в цирке, участвует в спортивных состязаниях, снимается в кино, работает в полиции по охране порядка, помогает людям в восстановлении здоровья и дарит бесконечные положительные эмоции.
В современном мире, особенно в больших мегаполисах, люди всё реже общаются с природой и животными, что негативно сказывается на состоянии их здоровья. В больших городах общение с лошадьми остается одним из наиболее доступных способов взаимодействия с живой природой. Поэтому важно понять, как влияет общение с лошадью на состояние здоровья детей.
В связи с чем, предпринято настоящее исследование, выдвинута гипотеза, определены цель и задачи.
Объект исследования: психоэмоциональное состояние школьников начальных классов.
Предмет исследования: влияние общения с лошадьми на психоэмоциональное состояние школьников начальных классов.
Гипотеза: специально организованное общение с лошадью положительно влияет на психоэмоциональное состояние школьников начальных классов.
Цель: определить, как влияет общение с лошадьми на психоэмоциональное состояние школьников младших классов.
Задачи:
— Изучить проблематику психоэмоционального здоровья детей;
— Изучить модель взаимодействия человек-лошадь и направление ипповенция;
— С помощью анализа рисунков определить психоэмоциональное состояние школьников младших классов;
— Организовать и провести занятие детей с лошадьми;
— Повторно определить психоэмоциональное состояние школьников;
— Провести анализ полученных результатов.
1 Психоэмоциональное здоровье детей и факторы, на него влияющие
Школьный возраст — уникальный, определяющий период формирования личности и развития социальных и эмоциональных навыков, важных для формирования психоэмоционального благополучия. К ним относятся формирование здорового режима сна, регулярная физическая активность, развитие навыков в области преодоления трудных ситуаций, решения проблем и межличностного общения, обучение эмоциональному самоконтролю.
На психоэмоциональное здоровье школьников младших классов влияет целый ряд факторов. Повышать уровень стресса могут, в частности, качество жизни в семье, взаимоотношения со сверстниками, желание быть таким же, как ровесники, поиск идентичности, влияние СМИ и социальных сетей.
В связи с этим у школьников младших классов распространены эмоциональные расстройства. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), характеризующийся трудностями с концентрацией внимания, чрезмерной активностью и действиями без учета последствий, встречается у 3,1 % подростков 8–14 лет и у 2,4 % подростков 15‑19 лет. Поведенческие нарушения могут привести к серьезному снижению посещаемости и успеваемости в школе, а также стать причиной противоправного поведения [1].
Поэтому очень важно именно в этом возрасте принимать все меры для профилактики расстройств и укреплять психоэмоциональное здоровье школьников младших классов. Одним из методов укрепления психоэмоционального здоровья является общение детей с представителями животного мира.
2 Ипповенция
Существуют разные формы психотерапевтического воздействия на человека с помощью животных. Среди них можно выделить ипповенцию.
«Ипповенция» (от «иппо» — лошадь, и (психологическая) «интервенция») — это направление в рамках модели «терапевтическое взаимодействие человек-лошадь», предложенной Хансом-Йюргеном Барайссом, в котором объединяются различные виды контакта человека с лошадью, имеющие выраженный психотерапевтический и развивающий личность потенциал [2].
Психотерапевтическим основанием ипповенции является то, что во время контакта с лошадью происходит осознание глубинных процессов, в момент переживания которых человек может восстановить связь со своим подлинным «я». Лошадь является своеобразным «зеркалом», непредвзято и честно отражая поведение и эмоции контактирующего с ней человека.
Основные принципы, на которых строится концепция психологической работы с участием лошадей:
— внутреннее стремление человека со-настраиваться с другими живыми существами и природными процессами;
— необходимость телесного включения: восстановление связи между языком тела и словами, внимание к сигналам лошади;
— среда, отличная от привычных психологических кабинетов и площадок. Помогает преодолеть стереотипные ситуации, для некоторых людей является более комфортной, сама по себе обладает массой возможностей;
— движение рядом с лошадью или верхом задействует телесность и является мощным помощником в работе с эмоциями и стрессом.
Согласно этим утверждениям, общение с этим мощным животным благотворно воздействует на процесс преодоления психологических травм, помогает справиться с тревожностью, побороть страхи, развивает лидерские навыки и эмпатию [3].
Модель взаимодействия «человек-лошадь» включает в себя: наблюдение за лошадью, чистку, седловку и подготовку к выездке, кормление, выездку, работу с визуальным образом лошади.
Таким образом, в ипповенции достижение гармонии с природой через общение с лошадью происходит посредством как взаимодействия, так и наблюдения, эмпатии, осознания полученного опыта, стимулирования творческого потенциала сознания.
Ипповенция ориентирована на широкую аудиторию и позволяет активизировать внутренние природные ресурсы в себе самом, необходимые для сохранения и восстановления здоровья, переживания счастья в гармонии с другими людьми, полноты и осмысленности жизни.
3 Определение психоэмоционального состояния детей
Параметры эмоциональной сферы (эмоциональный фон, выраженность эмоций, эмоциональная подвижность) прослеживаются не только при наблюдении за ребенком, но и при анализе выполненных им заданий графических тестов.
В исследовании приняли участие ученики 4–2 класса МАОУ СМТЛ. Возраст участников 9–11 лет. Для определения их психоэмоционального состояния в конце учебного дня, мы воспользовались методом «Нарисуй лошадь».
Материалы: лист белой бумаги формата А4, цветные карандаши (12 цветов), цветные восковые мелки (12 цветов), простой карандаш, ластик.
Инструкция к методу: в конце учебного дня мы попросили детей нарисовать лошадь, никаких дополнительных требований к рисунку и временных ограничений не было.
3.1 Основные параметры оценки при интерпретации рисунков школьников
Можно предположить сниженное настроение, отрицательный эмоциональный фон, если в рисунках присутствуют следующие элементы [4]:
— фигура лошади на рисунке очень маленькая;
— расположение рисунка в нижней части листа;
— в рисунке преобладают темные, грязные тона (черный, коричневый, лиловый, фиолетовый, серый цвет);
— штриховка отдельных частей тела (в таком случае заштрихованные части являются источником негативных переживаний);
— штриховка, выходящая за контуры фигуры;
— стирание и поправка ранее нарисованных элементов, не приводящие к улучшению результата (также могут свидетельствовать об эмоциональной напряженности ребенка, внутренних конфликтах, противоречивости чувств в той сфере, с которой соотносится исправляемая деталь);
— предпочтение красных тонов;
— изменчивый нажим карандаша;
— отсутствие изображения шеи.
О положительном эмоциональном фоне свидетельствует [5]:
— яркие, насыщенные цвета;
— легкая или минимальная штриховка;
— размещение рисунка в правой части листа (для правшей);
— наличие образа ребенка на картине.
Мы выбрали следующие параметры, по которым будем анализировать рисунки:
— выполнение рисунка простым карандашом;
— мрачные тона;
— размер лошади;
— наличие изображения ребенка;
— стирание и правка;
— расположение лошади в нижней части листа.
4 Организация и проведение занятия детей с лошадьми
Для школьников 4–2 класса МАОУ СМТЛ было организовано занятие с лошадьми по методу ипповенции. Для проведения занятий был выбран конный клуб «Аргамак» (г. Самара, Московское шоссе, 18-й километр, 13Г). Групповое занятие, включало в себя:
— знакомство с лошадьми;
— обучение уходу за лошадьми (чистка, причесывание и т. д.);
— седловку лошади;
— выполнение упражнений верхом на лошади;
— перемещение рысью верхом на лошади;
Инструкторы объяснили правила безопасности, которые необходимо соблюдать при нахождении в конном клубе. Дети были разбиты на группы и закреплены за конкретным инструктором и лошадью. Им показали, как правильно чистить и ухаживать за лошадьми, дали попробовать применить полученные знания на практике. Совместно с ребятами седлали лошадь и готовили её к выходу в манеж (см. рисунок 1). После этого в манеже каждый ребенок индивидуально верхом на лошади выполнял базовые упражнения наездника (повороты, наклоны, вставание и т. д.), после их освоения, ребята скакали на лошадях рысью и галопом (см. рисунок 1).
Рис. 1. Чистка лошади и выполнение упражнений верхом на лошади
В занятии принял участие 21 ученик. После окончания занятия мы попросили детей нарисовать лошадь.
5 Повторное определение психоэмоционального состояния школьников
Был произведен анализ 42 рисунков, сделанных до и после посещения конного клуба «Аргамак». По результатам анализа составлена сводная таблица 1.
Рис. 2. Ребенок 1, изображение лошади до и после занятия
На примере рисунка 2 можно увидеть, что до посещения занятия ребенок нарисовал лошадь в нижней части листа и использовал бледные краски, кроме лошади на рисунке ничего больше нет. На рисунке, нарисованном после посещения занятия, присутствуют яркие краски, изображение лошади расположено в центре листа, что, согласно нашим критериям, говорит о более положительном эмоциональном состоянии ребенка. До занятия было восемь рисунков, выполненных простым карандашом, после занятия таких рисунков не было. В целом рисунков, на которых использовались яркие цвета, стало больше. В три раза уменьшилось количество мрачных рисунков.
Рис. 3. Ребенок 2, изображение лошади до и после занятия
На рисунке 3 можно увидеть, что ребенок стирал собственное изображение, что говорит о его неуверенности в себе и напряженном состоянии, он же после занятия нарисовал себя, кормящим лошадь. Оба объекта находятся в середине листа и достаточно большого размера, что говорит о положительном психоэмоциональном состоянии ребенка. В целом на всех рисунках изображение лошади стало крупнее, и стал чаще присутствовать образ ребенка, что говорит о заинтересованности детей и психологическом включении в процесс.
Таблица 1
Результаты анализа рисунков
Критерии |
Рисунки до занятия (шт.) |
Рисунки после занятия (шт.) |
Мрачные тона |
15 |
5 |
Простой карандаш |
8 |
0 |
Маленький размер лошади |
14 |
4 |
Нет образа ребенка |
11 |
7 |
Стирание и правка |
5 |
2 |
Расположение лошади в нижней части листа |
10 |
1 |
Представленные результаты говорят, о положительном эмоциональном фоне, в котором находились дети после занятия.
6 Заключение
Здоровье человека — один из важнейших критериев, определяющих качество жизни, а психоэмоциональное состояние тесно взаимосвязано с благосостоянием человеческого организма в целом. А здоровье, как известно, нужно беречь с детства. Поэтому в своей научной работе объектом исследования мы выбрали психоэмоциональное состояние школьников начальных классов.
Проанализировав проблематику психоэмоционального состояния детей и влияние на неё окружающей среды, мы определили, что общение с животными является важным фактором, влияющим на психоэмоциональное состояние школьников младших классов.
Для определения текущего психоэмоционального состояния детей мы воспользовались методом «Нарисуй лошадь».
Организовали ипповенционное занятие с лошадьми на базе конного клуба, в рамках которого, школьники научились правилам общения с лошадьми. Провели практические занятия по уходу и снаряжению лошадей. Верхом на лошади выполнили базовый комплекс упражнений наездника и научились скакать рысью.
После занятия дети повторно нарисовали лошадь, а мы проанализировали эти рисунки. Количество рисунков с мрачным фоном уменьшилось в три раза. Увеличилось количество рисунков, на которых лошадь изображена достаточно большой. В целом на всех рисунках стал чаще присутствовать образ ребенка, что говорит о заинтересованности детей и психологическом включении в процесс.
Эти результаты показывают, что у детей психоэмоциональный фон стал более спокойным.
По результатам анализа можно сделать заключение о том, что организованные в рамках посещения конного клуба ипповенционные занятия, включающие общение с лошадью, установление с ней контакта, доверия и взаимодействия позволяют раскрепоститься, лучше понять себя, снять стресс, поверить в себя, повысить свою самооценку и гармонизировать отношения со своим окружением.
Как показало исследование, общение с лошадьми положительно сказывается на психоэмоциональном здоровье школьников. Тем самым наша гипотеза подтвердилась. Специально организованное общение с лошадью положительно влияет на психоэмоциональное состояние школьников. Мы считаем, что занятия с лошадьми необходимо проводить на регулярной основе в рамках школьной программы по физкультуре, не реже нескольких раз в месяц.
Литература:
- Психическое здоровье подростков [Электронный ресурс]: Всемирная организация здравоохранения. — Режим доступа: https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/adolescent-mental-health.
- Заболотная Г. М. Феномен доверия и его социальные функции / Вестник РУДН. — 2003. № 4.
- «Ипповенция» как реализация экопсихологического подхода в психотерапии и развитии /О. Г. Лопухова, К. К. Газизов, А. С. Аболиц –Журнал. Экопсихологические исследования — 6: экология детства и психология устойчивого развития, 2020.
- Диагностика эмоционально-личностного развития дошкольников (наблюдения, эксперименты, проективные рисуночные тесты) /Н. Д. Денисова. — Учитель, 2020 г.
- Детский рисунок. Диагностика и интерпретация / Джон Дилео — Эксмо-Пресс, 2001.