Художественная литература, на первый взгляд, никак не связана с проблемами экологии. Но в большинстве произведений художественной литературы (особенно XX века) можно встретить проблемы экологии. Писатели 60-х, 70 — х г. г. XX века особенно остро ощущали потребность в освещении данной проблемы.
В любом произведении литературы можно неоднократно встретить те или иные намёки на экологию. В каких-то произведениях это можно заметить лишь мельком и даже не придать значение, в других же это может быть дополнительный подтекст для чего-либо, а какие-то произведения полностью посвящены экологии. И сегодня хотелось бы как раз поговорить на эту тему и показать примеры таких произведений XX столетия.
Начнём с менее заметных. Самые мелкие детали — это описание прелести природы. Андрей Платонов в произведениях пытается осветить проблемы экологии. Его волнует отношение человека к природе. Для автора самое главное, показать взаимосвязь между человеком и природой, а также показать, как природа помогает людям в трудные минуты жизни. Так, к примеру, главный герой наслаждается чистым и влажным воздухом, тишиной да спокойствием после суеты в городе, где на тот момент уже существовали заводы и фабрики. К примеру, можно привести произведение «Юшка», которое особенно показывает различие городского воздуха и за городом. У Юшки были проблемы с лёгкими, ему было тяжело дышать, особенно в городе. И автор описывает, как же легко становится герою, когда тот уходит из города и отправляется в деревню. Здесь он ощущает спокойствие, желание жить и помогать другим.
Теперь обратимся тоже к мелочам, но покрупнее. Произведение «Кукла» изначально называлось «Акимыч». Оно было написано Е. И. Носовым. Этот рассказ, как многие отмечают, из другой тематики. Это Вам не «Денискины рассказы», а нравственные размышления автора. Писатель рассуждает не только о том, что такое добро и зло, он идёт дальше и глубже, его интересует то, как человек реагирует на внешние проблемы. Носов стремился показать жизнь простых деревенский людей, особенно их быт и проблемы. Кукла в этом произведении не просто игрушка, а олицетворение человека. События происходят после Великой Отечественной войны, прошло уже достаточно лет, чтобы люди открыли такой продукт, как пластик. В СССР после этого, где-то в 1950–1960 годах стали производить пластиковые куклы. И я смею предположить по описанию, что куклу, которую выбросили посреди травы, является пластмассовой. Один из главных аргументов — «…а на месте носа зияла дыра, прожжённая, должно быть, сигаретой». Пластик можно было чуть расплавить сигаретой, если он тонкий уж точно. Конечно, можно также предположить, что голова куклы была набита пухом, а не сделана из пластмассы, однако, автор тогда скорее всего бы написал «выемка», ведь куклу всё же не прожгли насквозь. В данном произведении огромное место занимает описание места, в котором происходит всё действие. Здесь невольно читатель понимает, в каком губительном состоянии находится всё живое, что его окружает. Как на это реагирует человек? Никак. Никто ничего не пытается исправить или хотя бы обратить взор на данную проблему. Только лишь рассказчик и Акимыч сожалеют о том, что видят. Внешнее разрушение сказывается на их внутреннем состоянии. Им тяжело осознавать халатное отношение человека ко всему, что его окружает. Кукла — это символ отсутствия связи между человеком и природой. Она лежит на земле, все прохожие проходят мимо неё, никто не пытается ей помочь.
Проблема увядания всего живого, то есть природы, представлена в этом рассказе. Из-за пренебрежительного отношения человека к природе, она погибает: деревья вырубают, реки высохли и т. д.
Прочитав данное произведение, я поняла, насколько люди безразличны ко всему, что их окружает. Родные места погибают, а никому нет дела до этого.
Тема экологии не скрыта и не является подтекстом. В основном такие работы можно встретить, начиная со 2 половины XX века, а особенно в наше время, ведь лишь недавно люди стали беспокоиться о нынешней ситуации, связанной с природой.
Однако можно найти произведения 1980-ых годов, которые повествуют о бережном отношении человека к природе. «Не стреляйте в белых лебедей» — роман Бориса Васильева 1975 года. Он повествует о Егоре Полушкине, который становится лесничим и с особой заботой приглядывает за белыми лебедями. Однако в лес наведываются браконьеры. Хоть Егор готов был попрощаться своей жизнью, ради лебедей, лебедей — таки убивают, а Полушкин чудом выжил. Роман демонстрирует читателю что-то человечное и одновременно совсем бесчеловечное. Наверное, это и пугает ещё страшнее. Ведь одни люди готовы жертвовать собой ради спасения всего живого (в том числе и лебедей), а другие — готовы только разрушать и убивать всё живое. В названии не случайно используется глагол в повелительном наклонении, автор не просит, а требует не совершать расправы. Радует тот момент, что в современном мире есть люди, которые готовы защищать нашу планету.
Есть ещё много интересных произведений отечественной литературы, связанных с экологией. Особенный интерес возникает в современном мире. Люди стараются донести до нас мысль о важности природы в жизни человека не только с помощью лекций, акций и мероприятий, но также через литературу, при чём уже достаточно давно.
Интерес к проблемам экологии становится всё серьёзней. К сожалению, это связано ни с тем, что все люди, живущие на планете Земля, заботятся о ней, Наоборот, интерес проявляется в следствие того, что некоторые люди понимали, понимают и пытаются что-то предпринимать для того, чтобы спасти нашу планету от неминуемой гибели.
Литература:
- Васильев Б. Л. Малое собрание сочинений / Б. Л. Васильев., Издательство «Азбука», 2015 г. — 640 с.
- Носов Е. И. Классика в школе. / Е. И. Носов. Издательство «Эксмо», 2015г. — 300 с.
- Платонов А. П. Юшка. / А. П. Платонов. Издательство «ФТМ», 2012 г.