Учет модальности восприятия при обучении и подготовке к итоговой аттестации школьников | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №3 (6) май 2016 г.

Дата публикации: 06.04.2016

Статья просмотрена: 2110 раз

Библиографическое описание:

Холодкова, А. Е. Учет модальности восприятия при обучении и подготовке к итоговой аттестации школьников / А. Е. Холодкова, Е. В. Кузовенкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 3 (6). — С. 197-199. — URL: https://moluch.ru/young/archive/6/335/ (дата обращения: 19.12.2024).



В связи с постоянно изменяющимися требованиями современного общества к уровню подготовки выпускников, учащимся приходится прикладывать немалые усилия для систематизации полученных знаний при подготовке к экзаменам. В педагогической науке усиливается роль инновационных методик, позволяющих педагогам представить большой объем или глубину знаний, в психологической науке разработаны рекомендации для подготовки к экзамену с точки зрения самоконтроля, дисциплины, но выбор способа подготовки к итоговой аттестации остается на усмотрение школьников. Между тем, именно вопрос «Как выучить?» становится первым проблемным пунктом на пути к успешной сдаче экзаменов.

В 1976 году, в связи с научным обоснованием нейролингвистического программирования, психологи обратили внимание на особенности восприятия. Однако, основная идея обучения состоит в том, чтобы научить детей пользоваться своим ведущим видом восприятия и переводить информацию из одной системы в другую, что не описано в научной литературе в полной мере.

Значимость проблемы учета особенностей восприятия информации учащимися для современного образования и недостаточность ее применения в практике определяют актуальность выбранной темы.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что модальности восприятия исследуются с разных сторон, и имеется множество подходов к объяснению этого психологического феномена. Общепризнанные положения отечественной и зарубежной психологии рассматривают полимодальное поле перцепции как главный компонент поведения (С. Л. Рубинштейн [1]), как регулятор любого действия и деятельности (А. Н. Леонтьев [2]), в том числе педагогической. Тесная и неразрывная связь всех психических процессов, целостное понимание личности как единство биологического и социального факторов указывает на основное и связующее значение таких процессов как ощущение и восприятие. Кроме того, следует учитывать, что в работах отечественных психологов восприятие и его модальности рассматриваются как проблема педагогической психологии (М. В. Гамезо [3], К. Д. Ушинский [4]), связывается ими со способом приёма, предъявления и переработки информации в ситуации учебно-педагогического взаимодействия. Однако, проблема повышения эффективности учебного процесса остается одной из актуальнейших в педагогике на протяжении длительного времени.

Эффективность обучения во многом зависит от восприятия информации учащимися, так как оно является первичным этапом любой познавательной деятельности. Очевидно, что информация является связующим звеном между обучающим и обучающимся, она структурирует процесс обучения через его компоненты — деятельность учителя и деятельность ученика. Следовательно, именно способ передачи/восприятия учебного содержания должен послужить основанием для дифференциации обучения. Ведущих источников информации в учебном процессе четыре: звук, изображение, мышечное усилие, либо все в комплексе. Соответственно этому существуют и разные модальности восприятия. В психолого-педагогической литературе выделяют от 3 до 7 модальностей. В нашем случае мы рассматриваем 4: визуальную (В), кинестетическую (К), аудиальную (А) и дигитальную (Д), т. к. остальные сенсорные модальности — обоняние и вкус представляют собой редко применяемые способы получения информации о мире в процессе обучения.

Модальность (англ. modality) — термин, означающий в научной литературе принадлежность к определенной сенсорной системе, использующийся для обозначения, характеристики или классификации ощущений, сигналов, стимулов, информации и т. д.

Для успешной организации обучения, а, следовательно, успешной подготовки и сдачи экзаменов, необходимо соблюдать стратегию обучения учащихся каждой модальности.

1. Кинестеты — переработка и хранение информации основывается на ощущениях. Основной вид памяти кинестетов — мышечная память. Познают окружающий мир тактильным способом, то есть путем прикосновения или движения. Такой способ получения информации предполагает сильно развитую моторику, активное движение, активность крупной мускулатуры — плеч, рук, ног, стоп и пр. Кинестеты наиболее успешны при выполнении тестовых заданий, где интуиция помогает выбрать им верный вариант ответа. Особенности внимания — кинестету трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно. Особенности запоминания — помнят общее впечатление. Запоминают двигаясь.

Стратегия сопровождения: необходимо использовать жесты и прикосновения, помнить, что кинестеты обучаются посредством мышечной памяти. Чем больше преувеличений, тем лучше они запомнят материал. Позволяйте им «играть» роль различных частей из вашей информации. Ключевые слова кинестетической модальности: чувствовать, ощущать, притрагиваться, хватать, гладкий, шероховатый, холодный и т. д.

2. Аудиалыхорошо воспринимают и запоминают информацию на слух. Любят рассказывать, задают множество вопросов, охотно читают вслух и легко запоминают. Особенности внимания — легко отвлекаются на звуки. Особенности запоминания — легко запоминают то, что слышат. Стратегия сопровождения: при обучении аудиалов особое внимание уделяется восприятию информации на слух (интонации, мелодичности, тембру голоса и т. д.). Для быстрого приобретения навыков комментируйте то, что делаете. Ключевые слова аудиальной модальности: слышать, звучать, настраивать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, скрежетать, согласовывать, громкий и т. д.

3. Визуалыперерабатывают и хранят информацию в виде зрительных образов, «картинок». Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки знакомых объектов, они быстро схватывают и запоминают такие визуальные характеристики как движение, цвет, форма и размеры. Все их занятия рассчитаны на взаимодействие глаз и рук.

Особенности внимания — устойчивое, визуалу шум практически не мешает. Особенности запоминания — помнят то, что видели, запоминают картинами. Стратегия сопровождения — поскольку визуалы, как правило, игнорируют все прочие раздражители в пользу визуальных, для учащихся с визуальным типом восприятия эффективнее использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с высокой скоростью смены деятельности. Выделять цветом различные пункты или аспекты содержания. Записывать действия, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия. Ключевые слова визуальной модальности: видеть, наблюдать, смотреть, сфокусировать, мелькать, перспектива, картина, ракурс, отчетливо, ярко, туманно т. д.

  1. Дигиталы обрабатывают информацию прибегая к активным мыслительным процессам — анализу, синтезу, обобщению, а также приемам логического мышления и структурирования. Они долго собирают и анализируют информацию, могут испытывать трудности, если в общей картине не хватает какой-либо информационной части. Все их действия направлены на аналитическую оценку информации и создание собственного умозаключения. Особенности запоминания — целостная картина, схемы, образы, четко структурированная информация, взаимосвязь событий и дат. Стратегия сопровождения — необходимо в полном объеме предоставлять информацию, четко структурировать знания, уточнять значимые детали событий, побуждать составлять схемы, таблицы, делать выводы и высказывать личное мнение по теме. Ключевые слова: думать, рассуждать, считать, классифицировать, учить, знать, план, схема, событие.

Приведем некоторые интересные приемы, позволяющие повысить мотивацию к обучению и качество запоминания материала.

Например, цифровой диктант, когда имеется набор утверждений и для ответа «верно» или «не верно» используются математические символы или числа. Или методика применения буквенного диктанта: требуется отгадать зашифрованное слово, расшифровывая его по буквам. Буквы закодированы в вопросах по изучаемой теме. Числовой диктант более сложный прием, т. к. задание состоит из 5–8 операций, где каждый этап — пример на арифметическое действие с числами, которые могут отражать фактологию или понятийный аппарат изучаемого материала. Прием «развивающие каноны» относится к разряду поисково-логических. Имеется некий вид 6-элементной конструкции, где элементы (слова, символы, рисунки и т. д.) связаны скрытым логическим смыслом. Один из элементов неизвестен. Требуется найти алгоритм составления конструкции и неизвестный элемент. Существуют различные типы связи между элементами. Этот прием очень интересен для дигиталов. Для аудиалов наиболее интересен устный прием развивающих канонов, когда ученики «проговаривают» решение, находят слова-связки. Пиктограммы — хороший вид задания для кинестетов. Учитель называет ряд понятий, терминов, а ученики фиксируют эти последовательности в виде пиктограмм. Расшифровку следует проводить через 10–15 мин, после завершения какой-либо другой деятельности. Существует много видов логических поисковых заданий. К основным видам относятся: определение родо-видовых понятий, группировка и систематизация, анализ через синтез, нахождение закономерности, нахождение лишнего или соответствия.

Следует помнить, что учет модальности восприятия — не панацея, а только одно из условий, несомненно влияющее на качество обучения.

Литература:

  1. Л. Рубинштейн «Основы общей психологии», СПб.: Питер, 2003
  2. А. Н. Леонтьев «Ощущение и восприятие как образы предметного мира», М.: Педагогика, 1982
  3. В. Н. Носуленко «Психология слухового восприятия» М.: Наука, 1982
  4. М. В. Гамезо «Новые методы и средства обучения», М.: Знание, 1989
Основные термины (генерируются автоматически): особенность запоминания, стратегия сопровождения, особенность внимания, информация, мышечная память, научная литература, психолого-педагогическая литература, учебный процесс, восприятие информации, модальность восприятия.


Похожие статьи

Учет особенностей системно-деятельностного подхода при обучении иностранному языку

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка

Особенности использования средств наглядности при формировании лексических и грамматических навыков говорения у младших школьников

Рекомендации преподавателю системы ДПО по подготовке учителя к реализации межпредметного подхода в обучении и воспитании школьников

Приемы интерактивного обучения при формировании социокультурной компетенции обучающихся

Конспекты непрерывной образовательной деятельности для формирования знаний о сезонных изменениях в природе и об окружающем мире у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Компетентностные задания на уроках русского языка как средство формирования навыков самоконтроля у младших школьников

Содержание и методы игровой деятельности по формированию мотивации младших школьников на изучение иностранных языков

Учет гендерных особенностей дошкольников в воспитательно-образовательном процессе

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Похожие статьи

Учет особенностей системно-деятельностного подхода при обучении иностранному языку

Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию учащихся на уроках иностранного языка

Особенности использования средств наглядности при формировании лексических и грамматических навыков говорения у младших школьников

Рекомендации преподавателю системы ДПО по подготовке учителя к реализации межпредметного подхода в обучении и воспитании школьников

Приемы интерактивного обучения при формировании социокультурной компетенции обучающихся

Конспекты непрерывной образовательной деятельности для формирования знаний о сезонных изменениях в природе и об окружающем мире у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Компетентностные задания на уроках русского языка как средство формирования навыков самоконтроля у младших школьников

Содержание и методы игровой деятельности по формированию мотивации младших школьников на изучение иностранных языков

Учет гендерных особенностей дошкольников в воспитательно-образовательном процессе

Методика работы по развитию коммуникативной компетенции обучающихся начальных классов

Задать вопрос