Кризис современной архитектуры | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Обществознание

Опубликовано в Юный учёный №3 (6) май 2016 г.

Дата публикации: 04.04.2016

Статья просмотрена: 2633 раза

Библиографическое описание:

Скобин, И. Г. Кризис современной архитектуры / И. Г. Скобин, Л. Н. Батура. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 3 (6). — С. 76-80. — URL: https://moluch.ru/young/archive/6/356/ (дата обращения: 19.12.2024).



Актуальность темы. Недооценивать влияние архитектуры на формирование облика городов и поселков планеты, а также воспитание вкуса и даже духовное развитие человечества нельзя ни в коем случае, так как именно творения наших собственных рук — жилые дома, промышленные здания — окружают нас всегда и везде.

Как отмечал в своей работе кандидат социологических наук М. Б. Вильковский, «Архитектура имеет огромное значение в нашей жизни. Архитектурные сооружения выполняют роль не только убежища, хранителя и источника жизни в качестве второй природы, но и служат средством коммуникации в обществе, особенно между поколениями людей» [4; с. 17].

Часто понятие «архитектура» упоминается в связи с внешним обликом здания или в целом по отношению к пейзажу населенного пункта, например, «архитектура город Н. оставляла желать лучшего», однако первоначально слово «архитектура» означало только процесс проектирования и строительства зданий, причем обязательно подразумевало наличие эстетической составляющей.

Находясь впервые в любом населенном пункте, особенно городе, в первую очередь обращается внимание именно на его архитектуру и по ней судят о культурном уровне страны в целом, знакомятся с обычаями, традициями и нравами местных жителей. Следует согласиться с тем, что намного приятнее любоваться стройными колонами и оригинальными фасадами, чем стандартными, серыми панелями типового микрорайона.

Это подтверждается, в том числе и работой молодых учёных П. А. Рябинова и В. А. Осокиной. Они указывают: «потребность в крупных офисных и многоэтажных жилых зданиях приводит к интенсивному строительству — уплотнению городской застройки, отсюда взаимосвязь архитектурного окружения и человека становится более тесной и сложной. Всё меньше внимания придаётся красоте форм, так как это требует меньше финансовых затрат, отсюда — прямолинейность, которая неприятно воздействует на восприятие глазом. Отсутствие различных по форме деталей влекут за собой монотонность городских построек и избыток плоскостей в архитектуре» [14].

Архитектурное сооружение служит частью динамического целого, формирующего всю жизнедеятельность человека, утверждает Э. П. Чернышова, она указывает: «Произведения архитектуры влияют на человека зачастую бессознательно, воздействуя на сознание, эмоции, поведение человека» [19].

Взаимосвязь между формой пространства архитектурной среды и поведением человека проявляется в особых движениях, эмоциональных состояниях, жестах, а также других действиях человека, указывающих на состояние внутреннего комфорта или дискомфорта, напряжения или расслабления, отмечает А. Л. Титов [18]. При этом он рекомендует учитывать две основные формы поведения: активную и пассивную, процесс освоения среды и отдых. Всё выше сказанное в совокупности указывает на актуальность исследуемой проблемы.

Объектом настоящего исследования послужили общественные отношения, складывающиеся в связи с возникновением и развитием кризиса в архитектуре.

Предметом исследования являются различные стили отечественной и зарубежной архитектуры и литература о них.

Цель работы — определить содержание кризиса современной архитектуры. Поставленная цель была достигнута путем решения следующих задач: определить причины возникновения кризиса в архитектуре; раскрыть особенности современной архитектуры.

Методы исследования. Для написания работы автор использовал диалектический, исторический методы, а также методы сравнительного анализа и синтеза, наблюдения.

Исследованиями в области теории и практики архитектуры занимались И. А. Азизян [1; с.99], И. А. Добрицина [7; c.416], Г. С. Лебедева [9; с.228], П. А. Рапопорт [12; с.228], Г. И. Ревзин [13; с.169], С. Ситар [17; с.272], Е. Шугаев [20] и другие. Вопросам архитектуры Древнего мира посвящены работы Н. Н. Годлевского [6; с.303], А. А. Мусатова [11; с.144], архитектуре Средних веков и периода Возрождения — работы профессора Ю. Н. Герасимова [5; c.276], М. В. Зубовой [8], Т. Ф. Саваренской [15; c.376].

Влияние архитектуры на мозг человека известно с давних времен. Древние зодчие хорошо это знали, однако не могли объяснить этот факт, они просто строго следовали древним канонам. Современная наука сделала сенсационное открытие о том, что форма здания воздействует на психику человека. Так, форма с наличием только прямых граней способствует сосредоточению внутренних сил, напряженности, ярким негативным эмоциям. Здания кубической формы придают человеку мрачную сосредоточенность и отсутствие положительных эмоций.

Куполообразные формы, например, купола древнерусских церквей или византийских базилик, а также купола мечетей оказывают на человека совсем другое воздействие. Ощущение полной гармонии, слияние с высшим божественным началом. Не случайно первые жилища человека были округлой формы, и первые города в плане тоже представляли собой окружность.

Архитектурный апокалипсис наступил в 20–30-е годы прошлого столетия, когда впервые в мир пришла идея глобализации. Главные условия — это свободные перемещения не только товаров, но и рабочей силы, трудовых ресурсов. Глобальному миру нужен человек, свободный от привязанностей, от родины, черная однотипная масса, способная перемещаться по воле хозяев из страны в страну. Тогда архитекторы глобализации и вкинули в мир идею одинаковых как кубики, похожих как близнецы, зданий.

Одинаковые серые коробки, даже офисные здания влияют на психику человека самым непосредственным образом: снижает его восприимчивость на 30 % и работоспособность — на 40 %. Хорошо известны солнечные циклы, влияние солнечной активности на политико-социальные процессы на земле, но природное электромагнитное излучение сегодня полностью разрушено, стены из стекла и бетона экранируют любое излучение. Таким образом, альфа-частоты головного мозга сбиваются с нормального ритма. Отсюда и множество болезней, появившихся одновременно с новой архитектурой. Древние архитекторы знали о свойстве зданий накапливать и отражать эти излучения. По сути, все древние храмы не что иное, как ретрансляторы энергии.

Архитектуру не зря называют застывшей музыкой. Все древние храмы и сооружения строились с помощью меры длины, связанной с земным шаром или человеком. Сегодня ни один архитектор, построивший дом, не сможет спрогнозировать, как будет себя чувствовать в нем человек [2].

Архитектура 20 века — это всеобъемлющее движение, принявшее форму многочисленных дизайнерских школ, направлений и разнообразных стилей. Среди важных имен людей, которые стали реформаторами в архитектурном искусстве и проложили путь к оригинальным дизайнам и ультрасовременным новшествам, следует назвать Ле Корбюзье, Людвига Мис ван дер Роэ, Вальтера Гропиус, Фрэнка Ллойда Райта, Луиса Салливана, Оскара Нимейера и Альвара Аальто.

Архитектура 20 века представлена движением, известным как архитектурный модернизм и охватывающим период с 1900-х до 1970–1980-х годов (в европейских странах и России), отмечает Э. Михайленко. Он указывает: «Модернизм включает в себя несколько направлений (функционализм и конструктивизм, брутализм и рационализм, органическая архитектура, баухауз и арт-декор, интернациональный стиль), но всех их объединяют общие характеристики [10].

В стиле модерн, название которого так и переводится, как «новый», «современный», проявились черты, ставшие типичными для настоящего времени — упрощение форм, рациональный, функциональный подход к внутренней планировке здания, использование только современных материалов, так называемая «борьба с излишествами».

Все последующие стили архитектуры, распространившиеся в 20 веке, продолжили традиции этого уклона в рационализм, максимально эффективное использование пространства и отказ от декоративности и украшений в пользу целесообразности. Причем, зачастую даже безопасность зданий считалась излишеством — зачем строить что-то надежное, если можно сэкономить и сделать стены тоньше, а потолок — ниже?

Объективно оценить достоинства и недостатки современных стилей, вероятно, смогут только наши потомки, которым придется знакомиться с наследием, как и нам, изучая памятники архитектуры. Мы же можем лишь попытаться выделить некоторые, удачные или уродливые, современные направления архитектуры.

Для модернизма характерно использование современных материалов — стали, прочного стекла, бетона, пластика — в сочетании с традиционными камнем и деревом, лишенные таких атрибутов архитектуры прошлых лет, как колонны, ордеры и другие элементы внешнего дизайна.

http://images.adsttc.com/media/images/5517/d651/e58e/ced7/7800/01d5/large_jpg/75.jpg?1427625521

В стиле конструктивизм или так называемом «пролетарском» направлении архитектуры, призванном служить не для украшения города, а для рационального планирования пространства, были выполнены большинство общественных зданий периода 30–40-х годов XX века: дворцы пионеров, дома культуры, рабочие клубы.

В 40 годы 20 века получило развитие еще более сдержанное направление в архитектуре — минимализм, девизом которого стал — «ничего лишнего». Его характеризуют простые формы и геометрия чётких линий, нет никаких украшений и декора. Минимализм подарил множество примеров удачного проектирования, если архитекторы следуют принципу американо-немецкого архитектора Людвига Мис ван дер Роэ. Считается, что корнями данный стиль уходит в традиции японского интерьера. Традиционная японская архитектура отличается ассиметричностью, строгостью и простотой линий, минимальным количеством предметов в интерьере, отмечает кандидат философских наук, В. М. Бадлуева [3].

Девизом стиля хай-тек (стиля высоких технологий) стал принцип: «дом — это машина для жилья». Он характеризуется крупными монолитными формами, аскетичностью дизайна, ультрасовременными, индустриальными конструкциями из металла и стекла. Самое современное направление этого стиля — био-тек или бионический хай-тек. Его цель — «жить дружно» с природой. Наиболее удачные, с нашей точки зрения здания, созданные в этом направлении — Художественный музей Милуоки, архитектора Сантьяго Калатрава.

http://www.network-development.net/wp-content/uploads/2015/05/47-jpg.jpg

В противовес советскому конструктивизму в 80-х годах XX века был создан стиль деконструктизм, представленный изломанными формами, демонстрирующими агрессивность, стремление противопоставить себя окружающему пейзажу. Следует отметить, что данный стиль не получил широкого распространения, но оставил несколько ярких зданий в архитектуре.

http://arhivach.org/storage/8/0b/80b50b7adf8185b96073f3afb81c68f2.jpg

Такой стиль архитектуры как брутализм (от английского «brutal», то есть «грубый»), пропагандирует полный отказ от какого- либо украшения зданий и сооружений, изготовленных из необработанного железобетона, так называемого «честного материала». Данное направление архитектуры, ставшее символом неудачного подхода к проектированию городских зданий, уже к началу XX века утратило свою популярность.

http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1/50/285/50285858_nacionalnyjjkorolevskijjteat.jpg

Одним из абсурдных стилей архитектуры, по нашему мнению, является китч, само название которого, полностью отражает всю его суть. В переводе с немецкого, китч — это халтура, безвкусица, «дешёвка». Архитекторы, работавшие в данном стиле, сознательно «выпячивали» какие-то особенности здания, создавая такие, как «Дом — яйцо» или «Перевёрнутый дом». По утверждению А. Седых, известные дизайнеры и архитекторы часто, таким образом, иронизируют по поводу современной культуры, показывая, насколько показная пышность и использование лепнины из папье-маше далеки от настоящего искусства [16].

Кризис современной архитектуры берет свое начало с тех времен, когда жилье перестало быть долговременным. Наши предки строили здания, сооружения и жилище на века, зная, что в них будут жить их дети, внуки, правнуки. В настоящее время, в условиях всеобщей нестабильности, жилье перестало быть надежным семейным гнездом.

В настоящее время в Западной Европе большинство семей пользуются съемными квартирами, что означает целевого назначения жилья — «уверенности» в завтрашнем дне.

В нашей стране кризис архитектуры явно передаёт неравенство социальных слоёв общества: основная часть населения проживает в типовых многоквартирных домах, которые содержат квартиры-клетки — «сталинки», «хрущёвки», «брежневки», а также малогабаритные и коммунальные квартиры, что является пережитком советского социалистического общества.

Другая часть населения, имеющая более высокий доход, строит дома, коттеджи в виде замков за городом, на землях, окружённых лесами, озёрами и реками, в экологически чистых районах, которые радуют глаз и положительно влияют на эмоциональное состояние человека.

Полагаю, что причиной кризиса стала проблема современного уклада жизни, её чрезвычайная мобильность и изменение эстетического мировоззрения человека. Возможно, со временем человечество сможет преодолеть стереотип не только практичности зданий и сооружений, но и привлекательности их внешнего вида. Но пока проблема кризиса современной архитектуры остаётся актуальной. До тех пор, пока в архитектуре сохраняется такой стиль, как китч, решить проблему кризиса не представляется возможным, окружающие нас фасады зданий и сооружений будут представлять собой «бросовую поделку».

Таким образом, изменение архитектуры городов и зданий не в лучшую сторону, повлекло за собой изменение культурного облика города в целом, эстетическое его восприятие, и, как утверждают психологи, даже вызвало некоторые заболевания людей, например, депрессию.

Литература:

  1. Азизян И. А. Памятные ансамбли. Тенденции формирования // Архитектурная композиция жилых и общественных комплексов. — М.: Стройиздат, 1976. — 159с.
  2. Архитектурная форма здания воздействует на психику, ДНК и геном человека // Эзотерические новости // [электронный ресурс] //http://esotericnews.ru/arxitekturnaya-forma-zdaniya-vozdejstvuet-na-psixiku-dnk-i-genom-cheloveka.html (дата обращения 20.02.2016)
  3. Бадлуева В. М. Интеграция японской национальной архитектуры в современное зодчество: автореф. дисс. к.ф.н. — М.- 2009.- // Электронный ресурс http://www.dissercat.com/content/integratsiya-yaponskoi-natsionalnoi-arkhitektury-v-sovremennoe-zodchestvo (дата обращения 30.04.2016)
  4. Вильковский М. Социология архитектуры. — М.: Фонд «Русский авангард», 2010. — 592 с.
  5. Герасимов Ю. Н. История архитектуры стран Западной Европы эпохи Возрождения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Архитектура».- М.: Университетская книга, 2012.- 276 с.
  6. Годлевский Н. Н. История архитектуры Древнего Востока и Античности: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Архитектура» / Под ред. проф. Ю. Н. Герасимова.- М.: Университетская книга, 2011.- 303с.
  7. Добрицына И. А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре. Архитектура в контексте современной философии и науки. — М.: Прогресс-Традиция. 2004. — 416 с.
  8. Зубова М. В. История архитектуры Византии и Западной Европы. Средние века: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Архитектура» / Под ред. проф. Ю. Н. Герасимова.- М.: Университетская книга, 2011. т.2
  9. Иконников А. В., Смолина Н. И., Лебедева Г. С. Проблемы истории архитектуры. Тезисы докладов. Ч.2 Архитектура в контексте истории культуры. — М.1990.-228с.
  10. Михайленко Э. Архитектура 20 века: Архитектурный модернизм [электронный ресурс] http://fb.ru/article/61888/arhitektura-veka-arhitekturnyiy-modernizm (дата обращения 20.02.2016)
  11. Мусатов А. А. Архитектура античной Греции и античного Рима. М., «Архитектура-С», 2006.-144 с.
  12. Раппопорт П. А. — Древнерусская архитектура.- СПб.: Стройиздат. С.-Петербургское отделение, 1993.- 288 с.
  13. Ревзин Г. И. — Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века.- М.1992 -169 с.
  14. Рябинов П. А., Осокина В. А. Основные факторы влияния архитектуры на человека // Международный научно-исследовательский журнал № 3–4 (34), 2015. // [электронный ресурс] /http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-faktory-vliyaniya-arhitektury-na-cheloveka#ixzz417Yn1XKj (дата обращения 20.02.2016)
  15. Саваренская Т. Ф. История градостроительного искусства. Рабовладельческий и феодальный периоды: Учебник для вузов. — М., 1984.- 376с.
  16. Седых А. Кризис современной архитектуры // [электронный ресурс] http://www.rmnt.ru/story/realty/373409.htm (дата обращения 23.02.2016)
  17. Ситар С. Архитектура внешнего мира: искусство проектирования и становление европейских физических представлений.- М.: Новое издательство.- 2013. — 272 с.
  18. Титов А. Л. Современная архитектурная среда и её влияние на поведение человека. // Архитектон: известия вузов.- 2004.-№ 6. // [электронный ресурс] / http://archvuz.ru/2004_1/21 (дата обращения 20.02.2016)
  19. Чернышова Э. П. Феноменология архитектурной формы: влияние архитектурно-пространственных форм на психику человека / Доклад / Искусствоведение, Архитектура и Строительство — Архитектурные решения объектов строительства и реконструкции // [электронный ресурс] / http://www.sworld.com.ua/konfer32/486.pdf (дата обращения 20.02.2016).
  20. Шугаев Е. Кризис современной архитектуры // Грани.- 1949.- № 5 // [электронный ресурс] http://rucont.ru/efd/301093 (дата обращения 18.02.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): архитектура, современная архитектура, стиль, век, здание, влияние архитектуры, проблема кризиса, психика человека, населенный пункт, архитектор.


Задать вопрос