Судьбы русских меценатов конца XIХ — начала ХХ веков (на примере жизни и творчества княгини М. К. Тенишевой) | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №3 (6) май 2016 г.

Дата публикации: 29.04.2016

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Новиков, К. К. Судьбы русских меценатов конца XIХ — начала ХХ веков (на примере жизни и творчества княгини М. К. Тенишевой) / К. К. Новиков, Т. С. Новикова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 3 (6). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/young/archive/6/440/ (дата обращения: 19.12.2024).



Судьбы русских меценатов конца IXX — начала ХХ века… Каковы они? В них есть много общего: все они яркие и трагичные. Они жертвовали и сами становились жертвами. Все отдавали на благо России, народа, а сами оказались преданы забвению в конце жизни. Так случилось, что их деятельность совпала с непростым, переломным этапом в истории России. Но, не смотря на все трудности и преграды, они сумели создать и сохранить для потомков бесценные сокровища русского искусства.

В мае 2017 года исполняется 150 лет со дня рождения одной из самых ярких, творческих и талантливых женщин-меценатов России начала ХХ века — Марии Клавдиевны Тенишевой. Известный коллекционер С. А. Щербатов так писал о ней: «Это была одна из самых незаурядных женщин, с которыми пришлось мне в жизни встретиться. Неустойчивого и даже несколько взбалмошного нрава, широко образованная и начитанная, властолюбивая, с большими запросами и, безусловно, с искренней любовью к искусству, она была не только выдающейся меценаткой, но и крупной общественной деятельницей и, кроме всего этого, серьезной работницей в искусстве в очень специальной области» [4, с. 49].

Рис.1. Портрет М. К. Тенишевой. Акварель А. П. Соколова, 1989г.

Детство Марии Клавдиевны прошло в Санкт-Петербурге и Москве в доме отчима М. П. фон Дезена. К книге ее воспоминаний «Впечатления моей жизни» очень мало информации о родителях. Своего настоящего отца она, конечно, знала, но не сообщает даже его имени. Мать мало ей занималась и маленькая Маша всегда чувствовала одиночество и заброшенность. Новая жизнь Марии Клавдиевны началась, когда ее отправили учиться в частную гимназию М. П. Спешневой. Годы учебы она вспоминает с теплотой и уважением к учителям. Брак с Р. Н. Николаевым не принес счастья Тенишевой (тогда Николаевой), она чувствовала себя чужой в доме мужа. Ее спасала музыка, она хорошо пела и по совету педагога решилась на смелый поступок: оставить мужа и уехать в Париж. Там она знакомится с известными музыкантами, художниками, берет первые уроки рисунка и обнаруживает удивительный художественный талант. После окончания учебы в Париже, она возвращается в Россию, в имение Талашкино в Смоленской губернии, принадлежавшее тогда ее подруге Е. К. Святополк-Четвертинской. Именно здесь и рождаются первые идеи о служении народу. Мария Клавдиевна решает организовать школу для сельских ребятишек. Здесь она знакомится с известными смолянами-фольклористами Н. А. Хомяковым, С. П. Колосовым. Кроме забот по организации школы, Тенишева выступает с концертами и даже участвует в одном из спектаклей К. С. Станиславского.

Муж Марии Клавдиевны — Вячеслав Николаевич Тенишев сделал состояние собственным трудом. Не смотря на титул, он резко выделялся в своей среде нестандартностью мышления. Много лет жизни он отдал на становление и развитие русской промышленности. Он не только строил железные дороги и руководил заводами, но и много занимался наукой. Он написал ряд научных трудов по математике, этнографии, педагогике и социологии. Он основал в Петербурге специальное учебное заведение, которое стало весьма популярным, однако часто и остро критикуемым некоторыми реакционерами. Это училище окончили поэт О. Э. Мандельштам, прозаик В. В. Набоков, художник Н. Н. Куприянов, академики Д. В. Скобельцын и В. М. Жирмунский.

Весной 1892 года после свадьбы семья приезжает на Брянский машиностроительный завод, где ей предстоит прожить четыре года. Сначала все показалось Марие Клавдиевне чужим, но со временем она нашла применение своей деятельной натуре и увлеклась заводом, помогала организовать быт рабочих и даже пригласила И. Е. Репина, который прямо в цехах сделал несколько набросков.

По совету Ильи Репина Мария Клавдиевна открывает на свои средства бесплатную рисовальную мастерскую для молодых художников. Вдохновленная успехом мастерской она организует рисовальную школу в Смоленске.

Талашкино постепенно привлекает все больше и больше известных художников и деятелей искусства. Здесь в разное время бывали: И. Е. Репин, Александр и Альберт Бенуа, М. А. Врубель, С. В. Малютин, К. А. Коровин и другие. Все они были в восторге от Талашкина. Так, например, И. Е. Репин писал: «Теперь стремлюсь ликвидировать здесь дела, чтобы поехать в Талашкино на недельку (…), где мне так прекрасно жилось в прошлую эту же пору года». [2, с. 123] И в том, что появился такой притягательный уголок — заслуга Марии Клавдиевны. Ее имя становится известным не только на родине, но и за рубежом. Тенишева занимается коллекционированием. Она собирает коллекцию акварелей и рисунков с целью проследить историю развития этого вида искусства. Она тщательно подбирает работы как известных и признанных мастеров, так и совсем еще молодых художников. Приобретает и работы зарубежных мастеров. Она прекрасно разбирается в ценностях тех или иных работ, проявляет себя не как любитель, а как специалист. Эти картины давно стали национальным достоянием, и многие даже не подозревают, что всё это благодаря усилиям нашей соотечественницы.

1899 год стал очень насыщенным в жизни Тенишевой. Ей пришлось расстаться с И. Е. Репиным и А. Н. Бенуа из-за разногласий в отношении спонсируемого ее средствами журнала «Мир искусства». Они с мужем готовятся к Всемирной выставке в Париже, в связи с чем принимают множество гостей. Успех выставки был грандиозный. Русские павильоны и отделы посетило огромное количество людей. Мария Клавдиевна привезла с выставки несколько работ в стиле модерн и поместила их в смоленском музее [1], [4].

Вернувшись в Россию после болезни, Мария Клавдиевна решает возрождать народное искусство. Она создает в Талашкино художественные мастерские. Изделия, созданные в мастерских, были показаны на выставках в Париже, Лондоне, Праге. Открывает в Москве магазин «Родник», где можно было приобрести изделия талашкинских мастеров, которые пользовались большой популярностью. Но не обошлось и без критики. Лишь немногие увидели в декоративных работах художников новое направление в изображении народных тем, богатый колорит.

Наряду с художественной мастерской, Мария Клавдиевна открывает для крестьян сельскохозяйственную школу. Эта школа во Фленово стала особенной для нее. Княгиня сама разработала программу обучения, где дети получали не только теоретические знания, но и практические навыки, а также эстетическое воспитание. Она пригласила лучших учителей. Перед открытием школы, в Талашкино приехал известный русский ботаник — профессор Р. Э. Регель. По его рекомендациям обустроили пришкольные сад и огород. В школе были оборудованы по всем современным стандартам того времени кабинеты физики, химии, географии. Имелась библиотека, и даже школьная пасека. Строительство и содержание школы обошлись Тенишевой в целое состояние, не говоря уже о том, что на ее попечении было 20 детей-сирот.

Тенишева видела реальность жизни крестьян, тяжелый труд и быт, безграмотность, пьянство, но, с другой стороны, она уважала крестьян за мудрость, терпение, талант. Потому она не винила их за поджоги в период революции 1905 года, за то, что ей пришлось закрыть мастерские и школу и уехать в Париж. Она понимала причины таких агрессивных действий.

Была у Марии Клавдиевны еще одна важная благая цель — открыть музей народного искусства. В 1893 году она начинает создавать музей русской старины. Она много ездит по губерниям, собирает по крупицам то, что потом станет художественным наследием эпохи, настоящим сокровищем русской культуры. Сначала музей располагался в Талашкино, потом, после 1905 года, был перевезен в Смоленск. Ей хотелось, чтобы музей был доступен для посещения, но городские власти не спешили предоставить помещение, тогда Е. К. Четвертинская отдала музею свой участок земли в Смоленске. Боясь грабежей в период 1905–1906 г., Мария Клавдиевна вновь вывозит экспонаты, теперь уже в Париж. Там ей предлагают выставить их в Лувре, и французы смогли увидеть редкие сокровища русского народного искусства. Музей насчитывал огромные коллекции экспонатов и каждая коллекция — шедевр народного творчества. Во Франции появляются статьи о смоленском музее, и М. К. Тенишева приобретает европейскую известность. Однако на родине она подверглась нападкам, результатом которых стало судебное разбирательство. Но уступать, упуская главное — не в характере Марии Клавдиевны. Она возвращается в Смоленск и приступает к созданию научного каталога коллекций музея. К этой работе подключаются видные деятели культуры, науки и искусства. Княгиня обращается с прошением к Николаю II принять смоленский музей в качестве филиала и получает согласие. Однако добиться договоренности с Русским музеем не удалось, и «русскую старину» передают Московскому археологическому институту. Коллекция музея насчитывала 10 тысяч предметов, каждый из которых представлял большую художественную ценность.

В 1908 году Тенишева возвращается в Талашкино и начинается его возрождение. Н. К. Рерих работает над росписями и мозаиками фленовской церкви. Идет восстановление хозяйственных построек, налаживается быт. Мария Клавдиевна активно работает над эмалью и инкрустацией и издает об этом книгу. Выставляет свои работы в Париже и Риме. И все это время ее преследует тяжелая сердечная болезнь. Книга воспоминаний заканчивается 1916 годом [3]. Последнее письмо, написанное Тенишевой из Крыма, датируется январем 1918 года. Ей пришлось эмигрировать во Францию. Она поселилась на небольшой вилле в местечке Сен-Клу. Там ее посещали друзья, называя виллу «Малое Талашкино». Умерла Тенишева 1 апреля 1928 года и похоронена в Сен-Клу.

Ее жизнь и творчество, бескорыстная преданность искусству являются ярким нравственным примером. М. К. Тенишева оставила потомкам богатое культурное наследие в виде коллекций народного и декоративно-прикладного искусства, книг. На территории имения сейчас действует музейный комплекс «Теремок», привлекающий множество туристов. Он включает бывшее здание сельскохозяйственной школы (ныне музей), бревенчатый домик — Теремок и церковь Святого Духа.

Мария Клавдиевна Тенишева — великая меценатка своего времени, подарившая многим талантливым русским людям возможность творческого роста и развития, многое сделавшая для своей родины и народа, прославлявшая Россию и искренне, всей душой ей преданная, женщина огромной воли и трудолюбия, выдающегося таланта и широкого сердца.

Литература:

  1. Журавлева Л. С. Княгиня Мария Тенишева. Смоленск, «Полиграмма», 1994. — 320 с.
  2. Репин И. Е. Письма к художникам и художественным деятелям. М., 1952. С.123
  3. Тенишева М. К., княгиня Впечатления моей жизни. // Предисловие Л. Журавлевой. Смоленск, 1999. — 284 с.
  4. Щербатов С. А. Художник в ушедшей России. Нью-Йорк, 1955. С.49
Основные термины (генерируются автоматически): Париж, Россия, Смоленск, народное искусство, смоленский музей, сельскохозяйственная школа, IXX, Москва, Марии, Мария.


Похожие статьи

Религиозно-философский синтез в культуре рубежа ХIХ-ХХ веков (на материале произведений И.А. Бунина)

Социокультурный облик малых городов России в ХIХ — на рубеже ХХ вв. (на примере г. Ишима)

Оценочные универсалии публицистического стиля на примере работ В.Г. Распутина (10-е годы XXI века)

Взгляды губернских журналистов на российскую повседневность конца XIX — начала XX века (на материалах Владимирской губернии)

Актуальная задача изучения истории освободительного движения конца ХIХ — начала ХХ века на примере Сурханского оазиса

Проблемы формирования государственного аппарата советов в Туркестане на примере Наманганского уезда (в 20-х годах ХХ века)

История развития отрасли связи в Хабаровске (середина ХIХ – начало ХХI вв.)

Мифо-фольклорные образы в художественной литературе (на материале казахстанской прозы 60–80-х гг. ХХ века)

Феномен женского меценатства первой половины XIX — конца XX века

Проблема творческого замысла и его реализации в мемуарной литературе белгородских писателей

Похожие статьи

Религиозно-философский синтез в культуре рубежа ХIХ-ХХ веков (на материале произведений И.А. Бунина)

Социокультурный облик малых городов России в ХIХ — на рубеже ХХ вв. (на примере г. Ишима)

Оценочные универсалии публицистического стиля на примере работ В.Г. Распутина (10-е годы XXI века)

Взгляды губернских журналистов на российскую повседневность конца XIX — начала XX века (на материалах Владимирской губернии)

Актуальная задача изучения истории освободительного движения конца ХIХ — начала ХХ века на примере Сурханского оазиса

Проблемы формирования государственного аппарата советов в Туркестане на примере Наманганского уезда (в 20-х годах ХХ века)

История развития отрасли связи в Хабаровске (середина ХIХ – начало ХХI вв.)

Мифо-фольклорные образы в художественной литературе (на материале казахстанской прозы 60–80-х гг. ХХ века)

Феномен женского меценатства первой половины XIX — конца XX века

Проблема творческого замысла и его реализации в мемуарной литературе белгородских писателей

Задать вопрос