Почему нужно учить родной (нерусский) язык | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Родной (нерусский) язык и литература

Опубликовано в Юный учёный №3 (6) май 2016 г.

Дата публикации: 29.04.2016

Статья просмотрена: 553 раза

Библиографическое описание:

Хадиева, Н. Н. Почему нужно учить родной (нерусский) язык / Н. Н. Хадиева, Л. А. Булатова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2016. — № 3 (6). — С. 14-16. — URL: https://moluch.ru/young/archive/6/444/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются проблемы изучения родного (нерусского) языка, приводится краткий анализ публикаций по рассматриваемой теме, приводятся данные опросов.

Ключевые слова: татарский язык, мотивация учеников, татарский народ, татарская культура.

О, как хорош родной язык, отца и матери язык,

Я в мире множество вещей через тебя навек постиг!

Сперва на этом языке, качая зыбку, пела мать,

А после — бабушка меня старалась сказкою унять.

Родной язык, ты мне помог понять и радость с малых лет,

И боль души, когда в глазах темнеет, меркнет ясный свет.

Ты мне, родной язык, изречь молитву первую помог:

«Прости меня, отца и мать, великодушен будь, мой бог!»

Габдулла Тукай (перевод:А.Чепуров)

Законом Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан» от 12 января 2013 года татарский язык наравне с русским был объявлен государственным [2]. С тех пор не утихают споры по поводу того, нужно ли учить татарский язык в школе. Родители учеников школ даже выходят на митинги на которых одни борются за обучение татарскому языку, другие — против изучения языка.

Противники считают, что изучение татарского языка в школах приводит к тому, что дети хуже знают русский язык, чем могли бы. Например, в обращении к Президенту они написали, что «русский язык в школах национальных республик находится в бедственном положении, изучается лишь на базовом уровне, из-за изучения национальных языков республик, и что это угрожает межнациональным отношениям и единству страны» [3].

Однако, анализ публикаций в сети Интернет, анализ разных опросов и исследований показал, что в Татарстане нет фактов от том, что русский язык преподаётся недостаточно и результаты сдачи ЕГЭ по русскому языку в Татарстане чуть выше средних по России.

Не верно и утверждение о том, что в Татарстане школьники изучают татарский язык 5–6 часов в неделю в течении 11 лет. Объём преподавания татарского языка нигде, даже в школах с частичным обучением на татарском языке не превышает объём русского, составляя 1000–1100 часов за 11 лет обучения [3].

Думается, что конфликты вокруг изучения татарского языка, в основном, возникают из-за пренебрежения и неуважения к татарскому языку.

Учителя в школе, конечно, помогают ученикам в изучении татарского языка, стараются сделать занятия интересными. Например, на уроках татарского языка во втором классе ученики нашей школы изучают герб и флаг Республики Татарстан. Проводятся различные конкурсы, связанные с татарской культурой и татарским языком, например, конкурс татарского национального костюма. Проходят мероприятия, посвящённые великим татарским поэтам и писателям.

Однако школьники с большим удовольствием изучают иностранные языки, например, английский язык, так как считают, что знание английского будет необходимо в их взрослой жизни и профессии, а знание татарского им пригодится меньше [1]. Попробуем ответить на вопрос: почему так происходит?

Сегодня в школах обучаются дети, родители которых учились в 80–90-хх годах. Тогда татарский язык в школах не был обязательным предметом для изучения. И дети из смешанных семей, в которых папа или мама были русские по национальности от дополнительных занятий по татарскому языку отказывались, потому что не хотели учить дополнительный предмет. Родители их не были против, не настаивали. Представители того поколения конечно встречали в дальнейшем трудности в общении, в своей профессиональной деятельности, трудности при помощи в выполнении уроков своим детям по татарскому языку, но немногие из них поддерживают изучение татарского языка.

Часто родительское отношение распространяется на отношение ученика к предмету, а проблемы, возникающие, в свою очередь, в процессе обучения, влияют на отношение родителей к преподаванию предмета. К сожалению, и среди родителей-татар встречаются выступающие против обязательного изучения татарского языка [1].

Думается, что от родителей много зависит, ведь семья очень важна для ребёнка и мнение членов семьи для детей имеет первостепенное значение.

Также хотелось бы заметить следующее. Для изучения английского языка создано много красочных и интересных видеоуроков, продаются диски, книги, разнообразные учебники, рабочие тетради, учебных материалы и т. д. Работают специальные детские английские лагеря. Когда как даже в казанских книжных магазинах можно найти ограниченное количество произведений татарской литературы. Это происходит не потому, что они не издаются, а потому что магазины закупают такие книги в ограниченном количестве считая их некоммерческими. Очень мало детских сказок на татарском языке. То, что продаётся очень дорого стоило. Думаю, что многим бы хотелось иметь в домашней библиотеке произведения таких писателей и поэтов как А. Кутуй, М. Джалиль, Г. Тукай, А. Абсалямов, А. Алиш, С. Хаким.

Ни в одном из шести книжных магазинов не было найдено ни одно красивое цветное издание об истории татарского народа.

Конечно Правительство Республики Татарстан разрабатывает различные программы с целью популяризации татарского языка и культуры. На сайте http://anatele.ef.com в соответствии с поручением Президента Республики Татарстан Рустама Минниханова, работает проект по обучению татарскому языку «Ана теле». Есть и другие обучающие сайты.

Большой плюс в обучении татарскому языку и в том, что вокруг много татар, мы можем слышать татарскую речь повсюду, вывески магазинов и учреждений помещают на двух языках, есть национальное телевидение, радио. На татарских каналах показывают видеоуроки татарского языка. Начали снимать фильмы на татарском языке по произведениям великих классиков татарской литературы, например, был снят фильм по знаменитой книге А. Абсалямова «Белые цветы» о работе врачей.

Уже несколько лет в Казанском федеральном университете проходят бесплатные курсы для всех желающих изучить татарский язык. На этих курсах более половины слушателей это те, кто приехал из с Украины, из Москвы, Узбекистана, Башкортостана, даже есть студенты из Африки. И многие из них находятся в городе Казани временно, в период обучения или рабочего контракта, но пришли учить татарский язык, как знак уважения к великой республике и татарскому народу, и они считают изучение татарского языка необходимостью.

Нужно знать историю родного края и народа, изучать народное творчество, слушать народную классическую музыку. Когда дети станут уважать свой народ, гордиться им, то они захотят знать татарский язык как язык той республики, в которой они живут.

Изучение любого нового языка помогает людям осваивать другие языки легче, улучшает знание родного языка. При изучении национальных языков школьники знакомятся с историей народа, с его культурой. Это способствует лучшему взаимопониманию между народами.

Таким образом, по мнению авторов данной статьи знание татарского языка в Татарстане — это есть в буквальном смысле борьба за сохранение татарского языка, татарской культуры и традиций.

Литература:

  1. Гаряпова Г. Н. Проблемы повышения мотивации обучения татарскому языку русскоязычных учащихся в общеобразовательной школе. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». http://festival.1september.ru/articles/647345/
  2. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013г. № 1125 «Об утверждении Положения об использовании государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан при организации и проведении культурно-массовых мероприятий».
  3. Факты и вымыслы о преподавании государственных языков в школах Татарстана. Без формата. Ру. http://kazan.bezformata.ru/listnews/gosudarstvennih-yazikov-v-shkolah/33886041/
Основные термины (генерируются автоматически): татарский язык, Татарстан, родной язык, русский язык, татарская культура, татарский народ, изучение, школа, язык, английский язык.


Ключевые слова

татарский язык, мотивация учеников, татарский народ, татарская культура

Похожие статьи

Взгляд на преподавание родного языка в начальных классах общеобразовательной школы

В данной статье приводятся размышления на тему преподавания родного языка в начальных классах.

Особенности межнационального общения младших подростков

Данная статья посвящена проблеме межнационального общения учащихся младшего подросткового возраста. В работе рассматривается теоретический анализ, а так же эмпирическое исследование данной проблемы. Целью данного исследования является выявление особе...

Особенности современной французской речи и способы ее изучения

В статье автор выделяет и исследует на примерах особенности современной французской речи, а также предлагает способы ее изучения.

Актуальные проблемы обучения арабскому языку

В статье анализируются актуальные проблемы обучения арабскому языку, с которыми встречается каждый изучающий язык. Рассматриваются типичные ошибки, возникающие при изучении арабского языка.

Шотландский национальный характер

В данной статье мною предпринята попытка анализа шотландского национального характера, присущих ему черт и описания поведения современных шотландцев. Для того, чтобы привлечь внимание русского читателя, мною также проведена параллель с русским национ...

Норвежский язык. Первоначальные этапы в изучении скандинавского языка

В данной статье автор выявляет сущность норвежского языка, раскрывает его актуальность и приводит основные моменты в его изучении.

Историческое комментирование на уроках русского языка как способ познавательной деятельности

Статья посвящена одному из методов педагогики — историческому комментированию. Материал дает характеристику и рекомендации ко введению данного метода в практическое использование. В статье представлены цитаты ведущих психологов, педагогов, подкрепл...

Происхождение английских фамилий от профессиональных должностей

Статья посвящена исследованию изучения происхождения английский фамилий от профессиональных должностей. В статье исследован лингвострановедческий подход, проанализирована работа с историческим материалом, разобраны методы исследования происхождения ф...

Английская история в детском фольклоре

Изучая иностранный язык, мы не можем обойти вниманием и культуру страны, в которой говорят на этом языке. Русский школьник, осваивая английский язык, получает возможность приобщиться к национальной культуре и истории народа Великобритании.

Потенциал второго иностранного языка (немецкого) как фактора всестороннего развития личности учащихся

В статье рассматриваются предпосылки для изучения второго иностранного языка и освещаются вопросы личностно-формирующего потенциала многоязычного образования, а также описывается актуальное положение немецкого языка в мире.

Похожие статьи

Взгляд на преподавание родного языка в начальных классах общеобразовательной школы

В данной статье приводятся размышления на тему преподавания родного языка в начальных классах.

Особенности межнационального общения младших подростков

Данная статья посвящена проблеме межнационального общения учащихся младшего подросткового возраста. В работе рассматривается теоретический анализ, а так же эмпирическое исследование данной проблемы. Целью данного исследования является выявление особе...

Особенности современной французской речи и способы ее изучения

В статье автор выделяет и исследует на примерах особенности современной французской речи, а также предлагает способы ее изучения.

Актуальные проблемы обучения арабскому языку

В статье анализируются актуальные проблемы обучения арабскому языку, с которыми встречается каждый изучающий язык. Рассматриваются типичные ошибки, возникающие при изучении арабского языка.

Шотландский национальный характер

В данной статье мною предпринята попытка анализа шотландского национального характера, присущих ему черт и описания поведения современных шотландцев. Для того, чтобы привлечь внимание русского читателя, мною также проведена параллель с русским национ...

Норвежский язык. Первоначальные этапы в изучении скандинавского языка

В данной статье автор выявляет сущность норвежского языка, раскрывает его актуальность и приводит основные моменты в его изучении.

Историческое комментирование на уроках русского языка как способ познавательной деятельности

Статья посвящена одному из методов педагогики — историческому комментированию. Материал дает характеристику и рекомендации ко введению данного метода в практическое использование. В статье представлены цитаты ведущих психологов, педагогов, подкрепл...

Происхождение английских фамилий от профессиональных должностей

Статья посвящена исследованию изучения происхождения английский фамилий от профессиональных должностей. В статье исследован лингвострановедческий подход, проанализирована работа с историческим материалом, разобраны методы исследования происхождения ф...

Английская история в детском фольклоре

Изучая иностранный язык, мы не можем обойти вниманием и культуру страны, в которой говорят на этом языке. Русский школьник, осваивая английский язык, получает возможность приобщиться к национальной культуре и истории народа Великобритании.

Потенциал второго иностранного языка (немецкого) как фактора всестороннего развития личности учащихся

В статье рассматриваются предпосылки для изучения второго иностранного языка и освещаются вопросы личностно-формирующего потенциала многоязычного образования, а также описывается актуальное положение немецкого языка в мире.

Задать вопрос