Актуальность исследования. Определение своего места в мире взрослых людей, обретение собственной профессиональной идентичности, построение долгосрочной жизненной и профессиональной перспективы всегда являлось максимально важной задачей для старших подростков, входящих во взрослую жизнь. Ведь чем раньше подросток поймет, какие черты характера ему свойственны, тем больше у него шансов всесторонне подготовиться к поступлению в интересующее его учебное заведение, четко определить все возможные пути и способы получения понравившейся профессии, или хотя бы осознать, какая профессиональная сфера является для него наиболее привлекательной.
Конечно же, в первую очередь мы не можем выбрать ту или иную профессию только потому, что так нам мечталось всё сознательное детство, без субъективной оценки. Нужно учитывать способности отдельной личности, поставленную цель перед самим собой, имеющиеся возможности поступления в желаемое учебное заведение.
Профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному выбору, оно начинается задолго до самого события. Сложность выбора состоит в том, что предпочесть одну профессию — значит, отказаться от многих других. В своем исследовании мы будем рассматривать раннее профессиональное самоопределение, как «ступеньки» профессиональной идентичности — неопределенная профессиональная идентичность, навязанная профессиональная идентичность, мораторий (кризис выбора) профессиональной идентичности, сформированная профессиональная идентичность.
Проблема профессионального самоопределения подростков достаточно широко освещена в работах (Л. Б. Шнейдер, Н. Н. Захаров, В. Д. Брагина), выявлены статусы профессиональной идентичности (А. А. Азбель, Ю. П. Поваренков, И. В. Дубровина), разработана её диагностика (А. Г. Грецов, А. А. Азбель), дана их возрастная характеристика (И. Ю. Кулагина, В. С. Мухина, Д. Б. Эльконин).
В зарубежной психологии различным аспектам профессионального самоопределения посвящены труды Дж.Голланда, Б.Ливехуда, И. Майерс-Бриггс, А.Маслоу, Д.Сьюпера, Э.Эриксона и др.
Также хочется отметить, что подрастающее поколение неизбежно сталкивается с необходимостью решать еще две главные задачи: достижение некоторой автономии и независимости от родителей и формирование собственной идентичности, самоопределения, т. е. создание целостного образа своего собственного Я, гармонично сочетающего в себе различные элементы личности.
Формирование идентичности, считает американский психолог Э.Эриксон, это главный барьер, который должны преодолеть юноши и девушки, чтобы совершить успешный переход к своей взрослости. Решение этих задач приходится на подростковый и ранний юношеский возраст, совпадающий с последними годами обучения в школе.
Анализируя возможные варианты формирования идентичности, Эриксон пришел к заключению, что они различаются между собой тем, прошел ли подросток через период принятия собственных решений и связал ли он себя твердыми обязательствами относительно сделанного им выбора системы ценностей или будущей профессиональной деятельности.
Из сказанного следует, что выбор тех или иных альтернатив в ситуации профессионального самоопределения обусловлен как внешними обстоятельствами, так и внутри личностными факторами. Эти факторы являются основополагающими причинами, послужившими источником для начала деятельности по самоопределению и обусловившие ее результат.
Предмет исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников.
Цель исследования: выявление статусов профессиональной идентичности у старшеклассников.
Гипотеза— есть ли разные статусы профессиональной идентичности у старшеклассников.
Исходя из указанной цели игипотезы исследования, его основными задачами являются:
- Изучить проблему профессионального самоопределения старшеклассников в контексте современных научных подходов.
- Выявить и систематизировать теоретические основы старшеклассников с разным статусом профессиональной идентичности.
Исследование проводилось среди учащихся 9 класса средней общеобразовательной школы при участии 31 школьника. Среди них мальчиков — 16 человек, девочек — 15 человек.
Для эмпирического исследования использовалась методика изучения статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбель, А. Г. Грецов). Опросник состоит из 20 пунктов, по каждому из которых возможны четыре варианта ответов. Выбирается тот, который лучше всего выражает точку зрения подростка. Вопросы скомпонованы таким образом, что позволяют выявить собственные намерения и усилия, влияние родителей и других людей, отношение к выбору профессии и состояние включенности в деятельность. Ответы подростка на поставленные ему вопросы позволяют выявить статусы и их качественные характеристики.
Рассмотрим результаты исследования статусов профессиональной идентичности (ПИ) мальчиков и девочек (рис. 1, табл. 1–2).
Таблица 1
Процентное соотношение уровней выраженности статусов профессиональной идентичности вподвыборке мальчиков
Уровень выраженности статусов ПИ |
Статус идентичности |
|||
Неопределенный Чел.(%) |
Навязанный Чел.(%) |
Мораторий Чел.(%) |
Сформированный Чел.(%) |
|
Не выражен |
11 (68,7) |
9 (56,2) |
4 (25,0) |
1(6,2) |
Ниже среднего |
5 (31,3) |
6 (37,6) |
7 (43,8) |
2 (12,5) |
Средний |
0 |
1 (6,2) |
4 (25,0) |
1 (6,2) |
Выше среднего |
0 |
0 |
1(6,2) |
2 (12,5) |
Ярко выражен |
0 |
0 |
0 |
10 (62,6) |
Из приведенных данных в таблице 1 видно, что для мальчиков характерен статус моратория и сформированный статус. У 11 учеников — выявлен не выраженный статус неопределенности, что составляет 68,7 %. Навязанный статус идентичности не выражен у 9 человек (56,2 %). Ниже среднего статус неопределенности оказался только у 5 мальчиков (31,3 %), а навязанный статус — у 6 человек (37,6 %).
Таким образом, для мальчиков не характерен неопределенный и навязанный статус на фоне всех статусов идентичности. Для них характерен мораторий и сформированный на фоне неопределенного и навязанного статусов. Неодинаково распределились статусы мораторий с низкой выраженностью — 7 человек (43,8 %) и сформированный — 2 человека (12,5 %). С повышенным значением 25 % преобладает невыраженный мораторий (кризис выбора) и сформированный статус у 1 человека (6,2 %). Однако ярко выраженный сформированный статус принадлежит 10 мальчикам, что составляет 62,6 %. Это говорит о том, что эти ребята могут осознанно выстраивать свою жизнь потому, что уже определились, чего хотят достигнуть.
Таблица 2
Процентное соотношение уровней выраженности статусов профессиональной идентичности вподвыборке девочек
Уровень выраженности статусов ПИ |
Статус идентичности |
|||
Неопределенный Чел.(%) |
Навязанный Чел.(%) |
Мораторий Чел.(%) |
Сформированный Чел.(%) |
|
Не выражен |
9 (60,0) |
4 (26,6) |
3 (20,0) |
0 |
Ниже среднего |
3 (20,0) |
10 (66,7) |
3 (20,0) |
2 (13,3) |
Средний |
0 |
0 |
5 (33,3) |
2 (13,3) |
Выше среднего |
3 (20,0) |
1 (6,7) |
3 (20,0) |
8 (53,4) |
Ярко выражен |
0 |
0 |
1 (6,7) |
3 (20,0) |
Из приведенных данных в таблице 2 видно, что для девочек характерен разный уровень выраженности статусов профессиональной идентичности. У 13 девочек не характерен неопределенный и навязанный статус. Неопределенный статус не выражен у 9 человек (60 %), а навязанный у 4 учащихся (26,6 %). Уровень ниже среднего для статуса неопределенности характерен лишь для 3 человек (20 %), в тоже время для навязанного статуса это 10 человек, что составляет (66,7 %). Однако также проявляется статус неопределенности выше среднего уровня у 20 % учениц, а навязанный статус с таким уровнем выраженности у 6,7 %.
Таким образом, на фоне статуса неопределенности и навязанности, статус мораторий (кризис выбора) с низким уровнем выражен для 3 человек (20 %), а сформированный статус с низким уровнем характерен у 2 человек (13,3 %). При этом для большинства характерен повышенный уровень моратория (кризис выбора) 8 человек (53,3 %) и сформированный статус с этим уровнем характерен для 10 человек (67,7 %). И лишь у 1 девочки (6,7 %) ярко выражен статус мораторий (кризис выбора) и 3 девочек (20 %) ярко выражен сформированный статус. Значит, они уже определились со своим выбором.
Рис. 1. Процентное соотношение выраженности статусов профессиональной идентичности в подвыборке учащихся
Примечание: 1 — неопределенный, 2 — навязанный, 3 — мораторий (кризис выбора), 4 — сформированный.
На рис. 1 видно, что для большинства девочек характерен статус моратория (кризис выбора) — 53,3 %, неопределенный и сформированный статус у 20 %, а навязанный только у 6,7 %. Для мальчиков — сформированный статус выражен у 62,6 % человек, в статусе моратория находятся 31,2 % учащихся и статус навязанный выражен у 6,2 %. Неопределенный статус у мальчиков составляет (0 %).
Из этого следует, что у 10 мальчиков (62,6 %) уже сформировался образ нужной профессии. А девочки (53,3 %) в большинстве находятся в статусе — мораторий (кризис выбора).
Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что некоторые учащиеся прошли через «кризис выбора» и самостоятельно сформировали систему знаний о себе, о профессиональных ценностях и жизненных убеждениях. Они характеризуются тем, что готовы совершить осознанный выбор дальнейшего профессионального развития. Взгляд на проблемы профессионального выбора сбалансирован между детьми и родителями. Однако у девочек более выражен статус моратория (кризис выбора). Так как они стремятся, как можно больше узнать о разных специальностях и путях их получения, примеряют на себя различные профессиональные роли. Из-за этого нередко складываются неустойчивые отношения с родителями и друзьями. И при этом, у некоторых девочек уже ярко выражен сформированный статус профессиональной идентичности.
Данное исследование дало понять, что профессиональное самоопределение старшеклассников зависит от трёх факторов:
- Саморазвитие своей личности.
- Адекватное оценивание реалистичных факторов выбора профессии.
- Понимание и грамотная поддержка родителей.
Литература:
- Азбель А. А. Особенности формирования статусов профессиональной идентичности старшеклассников: Автореф. дис. на соиск. учен. ст. канд. психол. наук. — СПб.: 2004.
- Грецов А. Г., Азбель А. А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. — СПб., Питер, 2006. — с. 143–155.
- Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: Монография. М.: МОСУ, 2001. — 272 с.
- Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия/ сост. М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова, Я. К. Нелюбова. — Волгоград: Учитель, 2009. — 283 с.
- Иванова Н. Л. Профессиональная идентичность в социально-психологических исследованиях// Вопросы психологии. 2008. № 1 — с.89