Небо приковывает взгляды детей и взрослых. Что там далеко? — спросит каждый. Звезды, планеты, галактики, пролетающие кометы — все такое загадочное и неизведанное нами.
Однажды поздно вечером я увидел на небе множество звезд, одни из них мерцают, другие светятся ярко-ярко, кажется, что они очень близко ко мне. А может быть это планеты? Я задумался и продолжал вглядываться в это загадочное мерцание. Оказывается, что я совсем мало знаю о том, что за небесные тела находятся в таком неизвестном для меня космическом пространстве.
Мне стало интересно, что знают о звездах и планетах мои одноклассники. Для этого я решил провести анкетирование. Я задал ребятам 4 вопроса: «что такое планеты?», «что такое звезды?», «что тебе известно о космическом пространстве?», «хотел бы ты узнать об этом больше?».
Проведя анкетирование, я сделал общий вывод, что мои одноклассники очень мало знают о космическом пространстве и небесных телах, которые там находятся, поэтому я решил помочь ребятам узнать об этом больше, тем более что большинству ребят эта тема интересна.
Цель: расширить кругозор одноклассников о строении солнечной системы и планетах.
Задачи: изучить литературу по теме проекта, провести анкетирование одноклассников, отправиться с одноклассниками на экскурсию — онлайн экскурсия в Московский планетарий, создать макет Солнечной системы, сделать выводы по проекту.
Актуальность: Очень важно, чтобы дети узнавали об удивительных открытиях в космосе. Детям нужно помочь понять, как уникальна и прекрасна наша планета. Проект поможет сформировать детям первоначальное представление о космосе, солнечной системе.
Загадочное космическое пространство
Космос — это огромное пространство, заполненное планетами, звездами и другими небесными телами. Наша планета Земля со всех сторон окружена космосом.
Планета — это небесное тело, вращающееся вокруг Солнца и получающее от него свет и тепло.
Что такое Солнечная система?
Солнечная система представляет собой группу планет, вращающихся по определенным орбитам вокруг яркой звезды — Солнца. Это светило является главным источником тепла и света в Солнечной системе.
Считается, что наша система планет образовалась в результате взрыва одной или нескольких звезд и произошло это около 4,5 миллиардов лет назад. Вначале Солнечная система представляла собой скопление газа и частиц пыли, однако, со временем и под воздействием собственной массы, возникло Солнце и другие планеты.
Вокруг некоторых планет вращаются спутники — это тела естественного или искусственного происхождения, обращающиеся вокруг планет.
Планеты Солнечной системы
В центре Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по своим орбитам двигаются восемь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Планеты принято делить на две большие группы: земная группа и газовые гиганты.
В земную группу относят такие планеты, как: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Они отличаются небольшими размерами и каменистой поверхностью, а кроме того, расположены ближе остальных к Солнцу.
К газовым гигантам относят: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Для них характерны большие размеры и наличие колец, представляющих собой ледяную пыль и скалистые куски. Состоят эти планеты в основном из газа.
Звезды небесные светила
Звезда — это небесное тело в форме шара, состоящее из раскаленных газов, в центре которого происходят термоядерные реакции. Звезды на небе выглядят как маленькие точки, но они имеют внушительные размеры и массу. Звезды во много раз больше, чем планеты. Все видимые с нашей планеты звёзды располагаются в галактике. Солнце является звездой, вокруг которой вращаются все планеты и спутники в солнечной системе. Оно состоит из водорода и гелия.
На самом деле, во Вселенной более миллиарда миллиардов звёзд. Одни звезды рождаются, а другие умирают. А вот галактика — это гигантская звездная система, содержащая миллиарды звезд, их скопления, газ и пыль, а также темную материю и планеты. Галактик во Вселенной очень много.
Онлайн-экскурсия в Московский планетарий
Для изучения и закрепления темы моего проекта мы с ребятами отправились на онлайн-экскурсию «Классический музей Урании».
Мы узнаем, кто такая Урания и Звездочет, что такое проектор планетария, познакомимся с созвездиями на небе. Узнаем, кто изобрел телескоп, посмотрим на обсерватории, где располагаются огромные телескопы. Нам расскажут о метеоритах, и мы рассмотрим макет Солнечной системы музея.
Во время экскурсии ребята очень внимательно слушали рассказ экскурсовода, а после задавали мне много вопросов. Я сделал вывод, что экскурсия ребятам очень понравилась.
Создание макета Солнечной системы
Для создания макета мне понадобились пенопластовые шары разных размеров, акриловые краски, кисти, картон, деревянные палочки и кусок пенопласта для основы макета. Шары раскрашиваю в необходимые цвета, некоторым планетам прикрепляю кольца из картона. На основе макета я нарисовал 8 кругов — орбиты для каждой планеты. Подготовил место крепления планет к макету, подписал названия планет на орбитах.
В классе с ребятами мы рассмотрели планеты и совместно начали устанавливать их на макет. В центре макета расположили Солнце. Первая планета от него — Меркурий, вторая — Венера, третья — Земля, четвертая — Марс, пятая — Юпитер, шестая — Сатурн, седьмая — Уран, восьмая — Нептун.
Собрав макет Солнечной системы, мы наглядно увидели, как она устроена и безгранична.
Заключение
Работая над проектом, я узнал много нового и интересного о космосе и строении Солнечной системы. Узнал, что космос состоит из множества планет, звезд, спутников и галактик. Понял, чем планета отличается от звезды. Мой проект помог одноклассникам сформировать первоначальное представление о космосе и Солнечной системе.
В дальнейшем я планирую изучить различные созвездия и попытаюсь найти их сам на ночном небе.
Литература:
- Энциклопедия для любознательных «Хочу все знать», Першин М., Ордынская М., Собе-Пенек М., г. Москва, 2003, стр. 221.
- «Моя первая энциклопедия», Гальперштейн Л. Я., г. Москва, 2005, 255стр.
- Большая книга знаний, Мадгуик У., Керрод Р., Брукс Ф.,Москва, 2014,480 стр.