В XIX веке все больше и больше становится популярна идея подражания этикету и правилам поведения в социуме. Однако многие исследователи затрагивают только концепт джентльменства и мужского этикета, не рассматривая концепт леди и женского этикета. Роман Джейн Остен «Гордость и предубеждение» можно назвать учебником этикета той эпохи благодаря анализу поведения и занятий главных героинь, типажу и их внутренней позиции. Обосновывается идея, что в романе можно обнаружить различные аспекты женского этикета на примере каждой героини — этикет внутренний, этикет внешний, этикет примитивный и этикет всесторонней гармонии.
Ключевые слова: Гордость и предубеждение, Дж. Остен, Элизабет Беннет, Англия, английская культура.
Семантика слова «леди» затрагивается реже при анализе любого английского текста художественной литературы XIX века, нежели семантика слова «джентльмен». Можно пояснить данное явление тем фактом, что практически в каждом викторианском романе мы наблюдаем оппозицию, в которой лидирующую роль занимает представитель мужского пола. В связи с этим многие исследователи затрагивают только концепт джентльменства, поскольку именно джентльмены являлись непосредственно главными героями произведений, олицетворяя своим поведением «совокупность мужских качеств, среди которых стоит выделить эстетику красоты и полезности, служение обществу, бескорыстность, респектабельность и честность» [1, с. 122]. Значение слова леди тесно связано с женским этикетом и его становлением. Наша идея и гипотеза заключаются в том, что роман Дж. Остен «Гордость и предубеждение» является одним из первых произведений, в котором автор подробно описывает образ леди XIX века, затрагивая также манеры, этикет и поведение женщин той эпохи. Не случайно литературоведы отмечают, что «романы Джейн Остен — картина общества, данная глазами принадлежащей к нему женщины» [3, с. 275]. Однако женский этикет не до конца исследован в романе «Гордость и предубеждение». Именно поэтому научная новизна нашей статьи заключается в том, что тщательно изучен концепт леди и женский этикет в рамках анализа романа, актуальность исследования заключается в том, что в последние годы возрастает интерес к творчеству Дж. Остен среди учащихся средней и старшей школы.
Необходимо начать с того, что представление о природе и поведении женщины имеет древнюю историю. Т. Б. Рябова отмечает, что первый известный трактат о поведении был издан еще в 1204 г. Его автором был испанский священник Педро Альфонсо и он назывался «Дисциплина клерикалис». Можно отнести к главному фактору этой книги Духовенство. В ней излагались правила поведения за столом, правила ведения духовной беседы. Основы этой книги стали выходить в виде пособий по этикету в Англии, Голландии, Франции, в германских и итальянских землях. Популярность распространения поясняется тем фактом, что в эпоху Средневековья этикет сильно контролировал поведение народа через призму религиозной духовной составляющей общества.
Во времена эпохи Возрождения ситуация меняется, акцент теперь направлен не столько на духовный этикет, сколько на семейный и придворный. В это время был написан трактат «О семье» Л. Б. Альберти. Главной целью женщины Альберти считает умение вести домашнее хозяйство, слушать мужа и молчать. Относительно придворного этикета можно обратить внимание на то, что в это время появляются различные пособия по этикету высших сословий. Также появляются люди, знающие все тонкости этикета, — церемониймейстеры. Придворный этикет содержит все сферы жизни высшего сословия, например, на какую высоту могли поднимать юбки, переступая порог, придворные дамы разных социальных статусов. Или же каким именно придворным дамам следует ходить рука об руку. Этикет предписывает даже количество линий, которые должны были вычерчивать при реверансе придворные особы. Исходя из этого, можно сделать вывод, что вплоть до конца XVIII века этикет носит характер закона и очень сильно воздействует на высшее общество, а нарушение норм этикета рассматривается как преступление [4].
В романе Дж. Остен «Гордость и предубеждение» можно выделить 4 категории женского этикета на примере 4-х героинь произведения — внутренней интуитивный этикет (Джейн Беннет), внешний формальный этикет (леди Кэтрин), примитивный этикет (мать и младшие сестры), этикет всесторонней гармонии (Элизабет Беннет).
Для будущего викторианского общества этикет леди — это уже не свод правил, а процесс поиска женственности, пусть даже и не всегда сознательный. Джейн Остен подводит читателя к этой мысли в начале романа «Гордость и предубеждение», когда старшая сестра Беннет Джейн олицетворяет свою красоту и миловидность бессознательно, не используя излишнее кокетство и коварство, т. е. следуя внутреннемуинтуитивному этикету. Можно обнаружить это при разговоре мистера Дарси с Бингли, когда оба признали, что именно Джейн является самой удивительной девушкой на этом вечере: «Вы танцуете с единственной хорошенькой девицей в этом зале», — сказал мистер Дарси, взглянув на старшую мисс Беннет. — О, это самое очаровательное создание, какое мне когда-нибудь приходилось встречать!» [2]. Безусловно, мы наблюдаем, что именно духовная женственность позволяет девушке чувствовать себя комфортно в высшем обществе. Однако Джейн не всегда принимает правила самого общества, следовательно, наблюдаются и отклонения от этикета. И заключается это в том, что героиня часто бывает наивна и не принимает правила игры общества и мира в целом. Например, ей тяжело верить в то, что бывают плохие люди, и она готова их оправдывать: «Легко представить, как это разоблачение расстроило бедную Джейн, которая была готова пройти свой земной путь, убежденная, что всему человечеству свойственно меньше пороков, чем оказалось заключено в одном его представителе» [2].
Помимо внутреннего этикета наблюдается строгий внешний этикет, которому тщательно следуют аристократы старшего поколения, демонстрируя это как показатель принадлежности к высшему социальному классу. Джейн Остен целенаправленно вводит такого персонажа — леди Кэтрин, которая за счет своего высокого статуса и манер выделяется на фоне других героинь. В романе этот персонаж неоднозначный. С одной стороны, эта женщина является леди лишь по социальному статусу, она властная, надменная и редко бывает снисходительной. В сцене, когда мистер Дарси обручился с Элизабет, леди Кэтрин не смогла сдержать себя и высказала все свои эмоции на тему их помолвки в очень негативном ключе. Ее богатство и положение позволяют ей грубить людям, которых она считает ниже себя. С другой, — она умеет себя преподнести как истинная леди. Мы можем увидеть это по высказываниям мистера Коллинза, который «никогда в жизни не видел подобной доброты у знатных особ — такой ласковости и снисходительности, какие оказывает ему леди Кэтрин. Она соблаговолила отозваться с похвалой об обеих проповедях, которые он имел честь произнести в ее присутствии» [2].
В романе также присутствуют образы примитивного женского этикета, в первую очередь это миссис Беннет. Она описывается как неисправимо шумная представительница провинциального общества, которая воображает, что нервничает, когда недовольна. Можно обосновать ее примитивизм двумя факторами — вечным желанием выдать дочерей замуж (единство действия направлено лишь в одну бытовую сторону) и отнюдь не приятными поступками (намеренно послать дочь в плохую погоду под проливный дождь к соседям, чтобы она либо заболела, либо привлекла к себе всеобщее внимание) Не стоит забывать и о том, что образ матери не нравится ни Джейн Беннет, ни Элизабет.
Разбирая характеры героинь, мы замечаем, что есть примеры настоящих леди как Элизабет Беннет. Её описывают как интеллигентную, честную, молодую женщину с «живым, игривым нравом, которая находит удовольствие во всем нелепом» [2]. Она нередко демонстрирует игривую добродушную дерзость, не будучи оскорбительной (важные качества для леди XIX века — милосердие и сострадательность), любит долгие прогулки (следование физическим упражнениям), читать и анализировать слабости своих соседей (интеллектуальные упражнения). Именно в этом персонаже можно увидеть этикет всесторонней гармонии . Это выражается также в уважении девушки самой к себе и правдивому взгляду на вещи: «Очень мало людей, которых я действительно люблю. И еще меньше тех, о ком я хорошо думаю. Чем больше я смотрю на мир, тем меньше он мне нравится» [2].
Подводя итоги, можно сделать вывод, что Дж. Остен акцентировала внимание на внутренних качествах женских персонажей и сосредотачивалась на изображении характеров, ее интересовал не столько социальной контекст, сколько вопросы нравственности и морали [3].
Литература:
- Гаспаров А. А. Трансформация образа джентльмена в английском обществе и викторианской культуре / А. А. Гаспаров. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 28 (318). — С. 119–123.
- Джейн Остен. Гордость и предубеждение. URL: Гордость и предубеждение (дата обращения: 20.08.2022)
- История зарубежной литературы XIX века. Учебник / Под ред. Апенко — М.: ПБОЮЛ Захаров М. А., 2001–416 с.
- Рябова Т. Б. Женщина в истории западноевропейского Средневековья. Иваново. 1999. Издательский центр «Юнона»