В статье предлагается механизм взаимодействия элементов системы управления здоровьесбережением школьников.
Ключевые слова : здоровьесбережение, школьники, управление.
Значительное улучшение здоровья детей школьного возраста возможно на основе совершенствования системы детского здравоохранения за счет внедрения в ее практику новых и развития существующих параметров, связанных с профилактикой здоровьесбережения школьников, оказанием квалифицированных методической и практической помощи учителям, медицинским работникам и родителям, занятым здоровьесбережением детей, а также приближением услуг в сфере здоровьесбережения к местам их спроса.
В век информационных технологий ученики младших и старших классов зачастую ведут нездоровый образ жизни: дети и подростки испытывают проблемы психологической направленности, проводят большое количество времени за компьютером, потребляют вредную для молодого организма еду, нарушают распорядок дня, ведут малоподвижный образа жизни. Представленные проблемы несут вред подрастающему поколению, которое ещё не в состоянии полностью контролировать свою жизнь и учебную деятельность.
В рамках проведённого научного исследования, посвященного сохранению и улучшению здоровья школьников на принципах системности, управляемости, сбалансированности и непрерывности, были проведены опросы в г. Белебей Республики Башкортостан и г. Санкт-Петербурге. Результаты опросов учащихся показали, что ученикам, в особенности до 14-ти лет, для ведения здорового образа жизни необходимы рекомендации, которые можно было бы реализовать при помощи учителей, педагогов дополнительного образования, а также родителей, в рамках гармонизированного распорядка дня.
Существуют отрицательные и положительные факторы, влияющие на процесс здоровьесбережения школьников, представленные в таблице. Отрицательные факторы сформулированы на основе материалов сайта НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» Минздрава России и статей журнала «Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья» [1, 2].
Система управления здоровьесбережением школьников (СУ ЗШ) — это комплекс управленческих, организационных механизмов, а также здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих внедрения в практику новых и развития существующих параметров, связанных с профилактикой здоровьесбережения школьников, оказанием квалифицированных методической и практической помощи учителям, медицинским работникам и родителям, занятым здоровьесбережением детей, а также приближением услуг в сфере здоровьесбережения к местам их спроса. Анализ состава и характер функционирования СУ ЗШ показывает, что она может быть отнесена к категории больших и сложных социально-экономических систем. Система функционирует в условиях неопределенности, обладает сложной структурой, и множество случайных воздействий на нее порождает множество возможных ее состояний.
С точки зрения теории управления СУ ЗШ определяется как совокупность элементов, обладающих функциями и системными свойствами.
С формальной точки зрения СУ ЗШ рассматривается как множество, каждый элемент которого характеризуется набором физически измеримых величин, взаимодействие между элементами может выражаться объективными закономерностями и физическими законами [3].
На рис. 1 представлена схема взаимозависимости элементов СУ ЗШ и уровни их реализации.
Таблица
Факторы, влияющие на здоровьесбережение школьников
Области |
Отрицательные факторы (приводящие к потере здоровья) |
Положительные факторы (факторы здоровья) |
в физическом плане |
— допущение ухудшения физического развития школьников, которое снижает уровень их двигательной активности; — отсутствие профилактики нарушений зрения; — недостаточное уважение к предмету «Физическая культура»; — отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни школьников |
— умение преодолевать усталость; — умение справляться с учебной нагрузкой |
в социальном плане |
— отсутствие оказания первой медицинской помощи или оказание первой медицинской помощи школьникам не силами школьного врача и школьной медицинской сестры; — несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; — отсутствие или недостаточность служб школьного медицинского контроля; — недостаточная грамотность педагогов в вопросах охраны и укрепления здоровья |
— наличие коммуникабельности; — умение общаться с разными людьми |
в эмоциональном плане |
— недостаточная продолжительность сна; — отсутствие выделения школьникам свободного времени, как в первой, так и во второй половине дня |
— уравновешенность; — способность удивляться и восхищаться |
в интеллектуальном плане |
— несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; — допущение утомления школьников |
— проявление хороших умственных способностей; — наличие наблюдательности; — наличие воображения; — умение самообучаться |
в нравственном плане |
— недостаточное внедрение в образ жизни школьника культуры здоровья; — недостаточная грамотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей |
— владение навыками культуры здоровья; — честность; — самокритичность |
Для реализации данной модели СУ ЗШ на практике предлагается создать Автономную некоммерческую организацию «Инновационный центр здоровьесбережения школьников» (АНО «ИЦ ЗДОРОШ»).
Рис. 1. Механизм взаимодействия элементов СУ ЗШ
Процесс управления СУ ЗШ включает в себя три уровня (рис. 2):
— первый: стратегический — государственный (региональный);
— второй: тактический — АНО «ИЦ ЗДОРОШ» (рис. 3);
— третий: оперативный — общеобразовательные учреждения.
Рис. 2. Уровни управления процессом здоровьесбережения школьников
С целью практической реализации СУ ЗШ предложена предложен комплекс здоровьесберегающих технологий:
— с учетом возраста школьников;
— варианта обучения школьников (в стационарных условиях, дистанционное обучение школьников, смешанный вариант).
Инновационные здоровьесберегающие технологии, которые предлагается применять в деятельности АНО «ИЦ ЗДОРОШ» сгруппированы по четырем направлениям:
1. Организационно-педагогические технологии, с помощью которых осуществляется эффективная организация учебного процесса, определяется его структура с целью предотвращения негативных состояний (переутомления, отсутствие двигательной активности), рекомендованные [4, 5].
Рис. 3. Структурная схема АНО «ИЦ ЗДОРОШ»
2. Учебно-воспитательныетехнологии, позволяющие сохранить физическое и психологическое здоровье школьника, внедрить в учебные программы элементы культуры здоровья, в том числе предупреждающие вредные привычки.
3. Социально-адаптирующие и личностно-развивающиетехнологии, включающие в себя социально-психологические тренинги, программы социальной адаптации и педагогики.
4. Лечебно-оздоровительныетехнологии, обеспечивающие сохранение и восстановление физического здоровья школьников, в том числе лечебная физкультура.
Практическая значимость научной работы заключается в следующем:
- Для школьников в области сохранения здоровья и повышения культуры их здоровьесбережения. По результатам проведенного эксперимента внедрения рекомендаций по здоровому образу жизни спрогнозирован социальный эффект для г. Белебея: увеличение числа школьников I-II групп здоровья на более, чем 100 человек; уменьшение количества дней, приходящихся на больничные листы родителям по уходу за детьми примерно на 35 дней; увеличение числа школьников, ведущих здоровый образ жизни по рекомендациям автора исследования до 5 600 чел.; увеличение числа педагогов, медицинских работников, родителей, вовлеченных в процесс ведения школьниками здорового образа жизни более, чем на 50 %, т. е. до 2 500 чел, в том числе педагогов и медицинских работников — до 300 чел.
- Для общеобразовательных учреждений , выработанные в ходе исследовательской работы предложения, могут быть использованы в основных компонентах программы «Школьная медицина» или других региональных программ по сохранению здоровью школьников. Следует ожидать увеличения количества школ со статусом «Школа здоровья», повышения компетентности педагогов и расширения участия родителей в здоровьесбережении школьников.
- Для отдельных территорий и регионов, создание 20 новых постоянных рабочих мест, осуществление инвестиционных вложений в размере 5 млн. руб. при реализации программы сохранения здоровья школьников, реализуемой АНО «ИЦ ЗДОРОШ».
Теоретическая значимость полученных результатов заключается в возможности их использования в основных компонентах программ сохранения здоровья школьников, в частности «Школьная медицина».
Дальнейшим направлением развития исследования автор видит разработку предложений органам здравоохранения муниципального, регионального и федерального уровней управления по реализации на местах предложенной СУ ЗШ при различных вариантах обучения школьников.
Литература:
- НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «НЦЗД» Минздрава России: [сайт]. — URL: http://niigd.ru/ (дата обращения: 23.09.2022).
- Журнал «Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья»: [сайт]. — URL: http://schoolshealth.ru/ (дата обращения: 23.09.2022).
- Терехов, Л. Л. Экономико-математические методы / Л. Л. Терехов. — Москва, 1992. — 360 c.
- Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». — Текст: электронный // Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28. — URL: http://docs.cntd.ru/document/566085656/ (дата обращения: 25.09.2022).
- Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)». — Текст: электронный // Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 г. № 16. — URL: http://docs.cntd.ru/document/565231806 (дата обращения: 25.09.2022).