Осенние фенологические наблюдения: опыт организации и проведения | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Отличные иллюстрации Необычная тема исследования

Рубрика: География

Опубликовано в Юный учёный №10 (62) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 19.10.2022

Статья просмотрена: 571 раз

Библиографическое описание:

Глухова, Д. Ю. Осенние фенологические наблюдения: опыт организации и проведения / Д. Ю. Глухова, Н. А. Наумова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 10 (62). — С. 22-25. — URL: https://moluch.ru/young/archive/62/3240/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье авторы рассказывают об опыте организации и проведения осенних фенологических наблюдений в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательная экология».

Ключевые слова: фенология, растительное сообщество, участок и объекты наблюдений, природные явления.

Фенология — это система знаний о явлениях природы, сроках их наступления и причинах, определяющих эти сроки [1]. Начало наблюдений над сезонными явлениями природы уходит в глубокую древность, ведь первые люди на земле занимались собирательством, охотой и простым земледелием. Эти наблюдения очень важные и сейчас, т. к. по ним определяют сроки посадок растений, сбора урожаев и т. д. в разных районах нашей страны. Главный метод фенологической информации — это наблюдения, которые не требуют сложного оборудования.

В рамках программы «Занимательная экология» мы проводили осенние фенологические наблюдения. Для этого выбрали две постоянные точки наблюдений в городе Магнитогорске. Первая точка — участок перед центральным входом в университет, выбрана потому, что только здесь в городе высажены каштаны. Второй участок расположен в западной части сквера «Университетский» по улице Калинина, от арки до скульптуры «Студент и студентка», выбран, так как здесь большое разнообразие древесных, кустарниковых и травянистых растений, характерных для города. Оба участка находятся на высоте 370 м над уровнем моря, в резко-континентальной климатической зоне, вблизи промышленного предприятия и реки Урал (1,5 км), на равнине, в культурной среде и включают аллеи парка, расстояния между участками не более 500 м. Почва с черноземным слоем. Растительное сообщество участков многоярусное: на участке 1 (Ленина, 38) — древесные (голубые ели и каштаны шпалерной посадки, вязы букетной посадки, яблони дикие и рябины свободной посадки), кустарниковые (бордюрная роза) и травянистые (вьюнок, пастушья сумка и осока) растения, есть клумбы с цветами (пионы и гортензии) (рисунок 1), на участке 2 (Калинина, 25) — древесные (в свободной посадке те же, кроме каштанов, береза провислая, липа, ели, клен остролистный, ясень, сосна, тополь); кустарниковые (пузыреплодник калинолистный, снежноягодник, дерен, барбарис, кизильник блестящий, рябинник рябинолистный, шиповник морщинистый, тамариск); травянистые (те же, полынь, подорожник и одуванчик) растения; есть клумбы с однолетними цветами (петунья, гвоздика, бархатцы и другие).

Схема участка наблюдения 1 (Ленина, 38)

Рис. 1. Схема участка наблюдения 1 (Ленина, 38)

Объекты наблюдений: на участке 1 — каштан посевной, рябина обыкновенная и яблоня дикая; на участке 2 — береза провислая, рябина обыкновенная и яблоня дикая. Наблюдения проводились практически ежедневно путем фотографирования всего объекта наблюдения и его частей, иллюстрирующих характерные признаки, как индикаторы фенологической фазы: начала, кульминации или окончания (рисунок 2).

Наблюдения на участке

Наблюдения на участке Наблюдения на участке Наблюдения на участке

Рис. 2. Наблюдения на участке

27 сентября 2022 года зафиксирован первый снежный покров. Деревья, кустарники и цветы на клумбах стояли под снегом. Причем на многих деревьях еще не началась осенняя раскраска листьев, а цветы еще цвели (рисунок 3). По мнению заместителя начальника челябинского Гидрометцентра Ирины Поповой: «Согласно климатической норме, сроки установления временного снежного покрова в Магнитогорске — самое раннее, 10 октября. А выпадение снега в сентябре — это, конечно, очень рано» [2].

Листья каштана и цветы под слоем снега Листья каштана и цветы под слоем снега

Рис. 3. Листья каштана и цветы под слоем снега

29 сентября 2022 года нами был зафиксирован первый заморозок в воздухе (-2 0 ). Надо отметить, что по online данным и литературным источникам за последние 85 лет среднемесячные температуры в сентябре не снижались ниже +8,9 0 [3]. Интересно было наблюдать за сменами фенофаз деревьев: начало осеннего окрашивания, полная осенняя окраска, массовое созревание орехов каштана, начало осеннего листопада, конец осеннего листопада. Смена фенофаз отличалась у разных деревьев по времени. Первыми стали окрашиваться и полностью окрасились березы провислые, клен остролистный и рябина обыкновенная. Каштаны, как теплолюбивые деревья, сильно пострадали от снежного покрова и заморозка (листья стали скручиваться и засыхать, еще не окрашиваясь в желтый цвет).

Все наблюдения фиксировались в таблице наблюдений по графам: точки наблюдения, дата, номер типа явления, описание явления (рисунок 4).

Фрагмент таблицы наблюдений

Рис. 4. Фрагмент таблицы наблюдений

Наблюдения передавались на сайт «Окружающий мир» фенологического отделения РГО https://fenolog.rgo.ru/.

Фенологические наблюдения помогают закрепить знания учащихся по биологии, экологии и географии, способствуют развитию самостоятельности и наблюдательности.

Литература:

  1. Большая Советская Энциклопедия.
  2. Захарова, Ю. Первый снег побил рекорды в Магнитогорске за всю историю наблюдений /Ю. Захарова //Магнитогорский рабочий. — [Элект. ресурс] — Режим доступа: https://www.mr-info.ru/188528-pervyy-sneg-pobil-rekordy-v-magnitogorske-za-vsyu-istoriyu-nablyudeniy-sinoptiki-o-klimaticheskoy-norme-v-sentyabre.html.
  3. Летопись погоды в Магнитогорске [Элект. ресурс] — Режим доступа: http://www.pogodaiklimat.ru/history/28838.htm.


Ключевые слова

природные явления, фенология, растительное сообщество, участок и объекты наблюдений

Похожие статьи

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Удивительные секреты погоды»

В статье описан опыт работы педагога детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта. Акцент делается на экспериментальную и игровую деятельность.

Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности

В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.

Общенаучные и дидактические концепции активизации обучения школьников

В статье проанализированы общенаучные и дидактические концепции активиза-ции обучения школьников, представлен ретроспективный анализ педагогической, мето-дической и психологической литературы по исследуемой проблеме.

Педагогические условия организации эффективного эколого-краеведческого воспитания младших школьников на уроках дисциплины «Окружающий мир»

В данной статье рассмотрены педагогические условия организации эффективного эколого-краеведческого воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эколого-краеведческого воспитания на уроках «Окружающий мир».

Обзор работ, посвященных изучению дендрофлоры, флоры, лугов и болот, опубликованных в материалах международной школы-конференции «Экология Южной Сибири и сопредельных территорий» с 1997 по 2018 г.

Формирование экологической культуры школьников: из опыта работы учителя изобразительного искусства

В статье авторы рассматривают приемы формирования экологической культуры на уроках изобразительного искусства.

Химический эксперимент как средство установления межпредметных связей между химией и биологией

В данной работе предложено решение проблемы поиска средств осуществления взаимосвязи преподавания химии и биологии в средней школе. В результате нашего эксперимента разработана обобщенная блок-схема выполнения межпредметной исследовательской работы у...

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время

В работе описывается организация работы на уроках и внеурочной деятельности по изучению краеведения.

Дидактические возможности начального естествознания в процессе эколого-краеведческого воспитания

В данной статье рассмотрены дидактические возможности начального естествознания в процессе эколого-краеведческого воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эколого-краеведческого воспитания на уроках «Окружающий...

История развития проблемы применения ГИС в биологических исследованиях и ее реализация в методологическом аппарате высшего педагогического образования

В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы применения ГИС в биологических исследованиях. Особое внимание уделяется историческому становлению геоинформатики как науки, ее интеграция в педагогическое пространство высшего образования.

Похожие статьи

Познавательно-исследовательский проект в старшей группе «Удивительные секреты погоды»

В статье описан опыт работы педагога детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта. Акцент делается на экспериментальную и игровую деятельность.

Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности

В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.

Общенаучные и дидактические концепции активизации обучения школьников

В статье проанализированы общенаучные и дидактические концепции активиза-ции обучения школьников, представлен ретроспективный анализ педагогической, мето-дической и психологической литературы по исследуемой проблеме.

Педагогические условия организации эффективного эколого-краеведческого воспитания младших школьников на уроках дисциплины «Окружающий мир»

В данной статье рассмотрены педагогические условия организации эффективного эколого-краеведческого воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эколого-краеведческого воспитания на уроках «Окружающий мир».

Обзор работ, посвященных изучению дендрофлоры, флоры, лугов и болот, опубликованных в материалах международной школы-конференции «Экология Южной Сибири и сопредельных территорий» с 1997 по 2018 г.

Формирование экологической культуры школьников: из опыта работы учителя изобразительного искусства

В статье авторы рассматривают приемы формирования экологической культуры на уроках изобразительного искусства.

Химический эксперимент как средство установления межпредметных связей между химией и биологией

В данной работе предложено решение проблемы поиска средств осуществления взаимосвязи преподавания химии и биологии в средней школе. В результате нашего эксперимента разработана обобщенная блок-схема выполнения межпредметной исследовательской работы у...

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время

В работе описывается организация работы на уроках и внеурочной деятельности по изучению краеведения.

Дидактические возможности начального естествознания в процессе эколого-краеведческого воспитания

В данной статье рассмотрены дидактические возможности начального естествознания в процессе эколого-краеведческого воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эколого-краеведческого воспитания на уроках «Окружающий...

История развития проблемы применения ГИС в биологических исследованиях и ее реализация в методологическом аппарате высшего педагогического образования

В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы применения ГИС в биологических исследованиях. Особое внимание уделяется историческому становлению геоинформатики как науки, ее интеграция в педагогическое пространство высшего образования.

Задать вопрос