I. Введение
1. Актуальность исследования:
Исследования в сфере психологии стресса показывают, что важной проблемой является качество стрессоустойчивости у подрастающего поколения, так как она является залогом психического здоровья подростков и условием социальной стабильности.
Нарастающие нагрузки, в том числе психические, на нервную систему и психику, перенасыщенность информацией и многие другие факторы, влияющие на современного подростка, приводят к формированию эмоционального напряжения, заболеваний, подростковым депрессиям и даже появлению суицидальных мыслей.
По статистике считается, что около 20 % подростков испытывали подростковую депрессию, но эта цифра растет с каждым годом на 3 %. Суицидальные же мысли посещают подростков куда чаще, по статистике, в общей сложности 45 % девушек и 27 % юношей в России задумывались о самоубийстве, а число суицидов на 2018 год составило более 800 и это число увеличивается с каждым годом.
Именно поэтому, специалистами изучаются факторы, влияющие на стрессоустойчивость. В этой связи начинают изучаться типы темперамента, ведь свойства темперамента постоянны, и проявляются у людей в разных сферах жизни и эмоционально окрашивают их поступки.
Психологи также выделяют некоторые проблемы, которые могут способствовать стрессу, а именно то, что современные подростки не знают полностью себя, свои ограничения и слабые стороны. Из-за этого они сталкиваются с сильным чувством подавленности. В рамках данной работы сделан выбор заострить внимание на темпераменте, так как он приобретается с рождения и является неизменным. А потому представляется важным обучать подростков навыкам стрессоустойчивости в зависимости от их типа темперамента.
2. Цель:
Определить влияние типа темперамента на стрессоустойчивость старшеклассников.
3. Задачи:
- Дать характеристику типам темперамента;
- Изучить основные причины стресса у подростков;
- Определить типы темпераментов подростков;
- Сравнить полученные данные;
- Дать рекомендации каждому типу темперамента в борьбе со стрессом.
4. Гипотеза:
Старшеклассники с различным типом темперамента обладают разным типом стрессоустойчивости, а потому одни нуждаются в разных типах помощи в том, чтобы преодолеть стресс, в зависимости от их индивидуальных особенностей.
II. Теоретическая часть
1. Методы исследования:
— Тестирование.
— Сравнение.
— Анализ полученных данных
2. Объект исследования:
Темперамент, стрессоустойчивость
3. Предмет исследования:
Тип темперамента и стрессоустойчивость старшеклассников
4. Продукт проекта:
Буклет «Рекомендации по развитию стрессоустойчивости».
5. Понятие «Темперамент»
Темперамент — это совокупность устойчивых динамических особенностей психических процессов человека: темпа, ритма, интенсивности. Темперамент связан с динамическими, а не содержательными аспектами деятельности. Темперамент определяет скорость течения психических процессов, устойчивость эмоциональной сферы, степень волевого усилия.
6. Типы темпераментов
Есть всего 4 типа темперамента:
— Сангвиник;
— Холерик;
— Флегматик;
— Меланхолик.
Самые первые представления о темпераментах принадлежат Гиппократу. Древнегреческий философ и врач классифицировал людей по преобладающей в их организме жидкости. Сангвиник — кровь, холерик — желчь, флегматик — слизь, меланхолик — черная желчь. Современные представления о темпераментах несколько изменились, хотя названия и остались прежними.
За многие века изучения темперамента после Гиппократа учеными предлагались самые разные классификации, за основу которых брались различные параметры: телосложение, тип нервной системы и другие.
В данной работе будет взята за основу классификация советского ученого Иван Петрович Павлова. В свое время он охарактеризовал типы темперамента следующим образом:
— Сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы;
— холерик — сильный, неуравновешенный;
— флегматик — сильный, уравновешенный, инертный;
— меланхолик — слабый, инертный тип нервной системы.
Теперь рассмотрим каждый темперамент поближе, а так же их плюсы и минусы:
Сангвиник — это энергичный (активный) тип темперамента с сильной нервной системой, отличающийся общительностью, оптимистичным взглядом на жизнь, быстрой адаптацией, уравновешенностью эмоций и выносливостью. Он никогда не сидит на месте, одиночество его угнетает, ведь он — экстраверт. Сангвиническая личность тоже иногда грустит, как меланхолик, зацикливается на чем-то, как флегматик, и бросается в авантюры, как холерик. Просто потому что ей интересно пробовать все новое.
Плюсы:
— Оптимизм;
— Коммуникабельность;
— Рациональность;
— Хорошая адаптация.
Минусы:
— Поверхностность;
— Плохая концентрация;
— Неустойчивость в отношениях.
Холерик — это экспрессивный тип темперамента с сильной, но неустойчивой нервной системой, для которого свойственны стремление доминировать, энергичность, слабый самоконтроль. У такого человека часто меняется настроение, он непредсказуем. Типичный холерик стремится успевать везде. Он берется за десять дел сразу, потому что без движения и суеты ему становится скучно.
Плюсы:
— Решительность;
— Настойчивость;
— Харизма;
— Разносторонность.
Минусы:
— Вспыльчивость;
— Поспешность;
— Иррациональное мышление;
— Резкость.
Флегматик — человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, спокойного, с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний. Флегматик отличается сильным, уравновешенным, инертным типом нервной системы. Такие люди имеют надежную память и склонны принимать продуманные, взвешенные и нерискованные решения.
Плюсы:
— Постоянство;
— Высокий интеллект;
— Самоорганизация;
— Стрессоустойчивость.
Минусы:
— Инертность;
— Трудности в адаптации;
— Замкнутость.
Меланхолик — они замкнуты, склонны к частым депрессиям, отчужденные и эмоциональные. Они быстро подвергаются тревоге и расстройству. Небольшие проблемы и невезение могут их легко выбить из жизненной колеи, глубоко ранить и вызвать печаль. Когда проявляются такие признаки огорчения, важно, чтобы рядом с меланхоликом находились близкие люди, способные не только его поддержать в трудные минуты, но и умеющие сопереживать.
Плюсы:
— Чувствительность, а также творческие задатки;
— Вдумчивость;
— Развитая эмпатия.
— Психологизм.
Минусы:
— Обидчивость;
— Ранимость;
— Зависимость от чужого мнения.
7. Понятие «Стресс и стрессоустойчивость»
Стресс — состояние организма, характеризующееся эмоциональным и физическим напряжением, вызванным воздействием различных неблагоприятных факторов.
Стрессоустойчивость — это способность личности активно противостоять проблемам, трудностям, шоковым и неприятным ситуациям. Это то качество, которое позволяет нести значительные эмоциональные и волевые нагрузки без ущерба для своего здоровья и окружающих. Высокая стрессоустойчивость характеризуется низким уровнем эмоциональности. Она обеспечивает надежность и успех в учебной деятельности. Стрессоустойчивость позволяет сохранять хладнокровие в опасных ситуациях и быстро находить правильное решение.
8. Виды стрессоустойчивости
Выделяют четыре типа людей в зависимости от их реакции на психотравмирующие ситуации:
- Стрессонеустойчивые.
Им наиболее сложно адаптироваться под внешний мир. Изменение способа поведения для них — задача практически невыполнимая, так они привыкли действовать по привычному шаблону. У них неизменяемые установки. Любое неблагоприятное событие, воздействие для них — повышенный стресс.
- Стрессотренируемые.
Их психика готова к переменам, но события должны происходить постепенно, без резкого поворота. В схожих ситуациях они начинают действовать более спокойно.
- Стрессотормозные.
У них достаточно жесткие принципы. Если изменения происходят внезапно, они относятся к этому спокойно и хладнокровно.
- Стрессоустойчивые.
Спокойно принимают любые жизненные перемены, спокойно действуют в сложных ситуациях, не теряют самоконтроль.
Среди причин низкой стрессоустойчивости выделяют:
— Тип темперамента;
— неправильный тип воспитания в детстве;
— перенесенные психотравмы.
9. Влияние типов темпераментов на стрессоустойчивость
Стресс предназначен для защиты организма от угрожающих и разрушающих воздействий как психических, так и физических. Поэтому возникновение стресса означает, что человек включается в определенную деятельность, направленную на противостояние опасным для него воздействиям. Одновременно с этим возникает особое функциональное состояние и целый комплекс различных физиологических и психологических реакций. Таким образом, не вызывает сомнения положение о том, что биологической функцией стресса является адаптация. Поэтому психическая устойчивость к стрессовым ситуациям, среди множества факторов, определяющих работоспособность и другие характеристики здоровья, играет большую роль.
Так влияет ли тип темперамента на стрессоустойчивость?
Стресс протекает по-разному у людей разного склада характера и психики. Люди с устойчивой психикой сравнительно быстро преодолевают фазу тревоги и «берут себя в свои руки». Психически неустойчивых охватывает волнение, и они «сдаются». Фаза сопротивления у них скоротечна, а порою даже и не выражена. Такие люди легко прекращают борьбу и психически истощаются. При встрече с препятствиями они часто оказываются совершенно сломленными. Однако и психически устойчивые люди при длительном воздействии на них неблагоприятных раздражителей не могут избежать разрушающих воздействий фазы истощения. Практически все люди испытывают на себе влияние стресса. Сила стресса зависит и от личностных, и от многих других факторов.
Разные люди по-разному переносят стрессовые факторы — одни проявляют реакцию соперничества и охотно включаются в борьбу со стрессом, другие — пасуют перед ними.
Данный подход базируется на теории о роли стрессов в возникновении сердечно-сосудистых заболеваний, возникшей в США в 1950-х годах и экспериментально доказанной кардиологом Мейером Фридманом. Это теория поддерживается далеко не всеми, но по мере накопления фактов, подтверждающих ее состоятельность, она завоевывает все большее количество сторонников.
Мейер Фридман (13 июля 1910 — 27 апреля 2001) — американский кардиолог, разработавший вместе с коллегой Рэем Х. Розенманом теорию о том, что поведение хронически сердитых и нетерпеливых людей «типа А« увеличивает риск сердечных заболеваний.
Также, в одном человеке могут сочетаться несколько типов темперамента, и каждый из них будет формировать личность и ее стрессоустойчивость.
Исследования показали, что степень подверженности стрессу во многом определяется типом темперамента человека. Под стресс легче попадают слабые, неуравновешенные и возбуждающиеся. Темперамент сильно влияет на характер нашего поведения. В зависимости от типа темперамента в поведении преобладают либо эмоции, либо действия. Стресс больше беспокоит эмоциональные натуры, делает их подверженными дезорганизованному поведению. В связи с этим целесообразно при заключении о стрессоустойчивости человека определять его тип темперамента. Если по результатам опроса или по данным наблюдения темперамент испытуемого определяется как меланхолик, то уязвимость к стрессу у него сильная; как холерик — то степень уязвимости к стрессу выше средней; в остальных случаях — подверженность стрессу низкая.
Проверим эти исследования на практике.
III. Практическая часть
В качестве своего исследования, я решил провести анкетирование. В нем принял участие 31 ученик 10-го класса. В ходе своего исследования, я должен был понять какие типы темперамента у моих одноклассников, а также, выявить насколько они стрессоустойчивы. Для этого я использовал два теста. Первый из них — «Тест Айзенка».
Тест Айзенка разработан английским психологом Гансом Айзенком в 1963 году и приобрел популярность, как опросник «EPI».Он способен определить нейропсихическую лабильность, экстраверсию — интроверсию . В этом тесте 60 вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет» (Приложение 1).
Исходя из результатов исследования, мы видим что из 31 старшеклассников (Приложение 1):
— Холериков — 12 (37 %);
— Меланхоликов — 7 (22 %);
— Сангвиников — 9 (28 %);
— Флегматиков — 4 (12 %).
Второе тестирование выявляет стрессоустойчивость у моих одноклассников. Для этого я использовал «Стресс тест». Его цель — это выяснить, подвержен ли ученик стрессу. В этом тесте 20 вопросов, на которые ученик должен ответить по шкале:
— Почти никогда;
— Редко;
— Часто;
— Почти всегда.
В результате второго тестирования, мы узнали, что из 31 учеников 10 класса (Приложение 2):
— у 6 — высокая стрессоустойчивость (19 %)
— у 11 — средняя стрессоустойчивость (34 %)
— у 15 — низкая стрессоустойчивость (47 %)
После проведения тестирований, я сопоставил их результаты.
В результате я выявил (Приложение 3):
● Холерики (12):
— 1 с высокой (8 %);
— 4 со средней (33 %);
— 7 с низкой (58 %).
● Флегматики (4):
— 3 с высокой (75 %);
— 1 со средней (25 %);
— 0 с низкой (0 %).
● Меланхолики (7)
— 0 с высокой (0 %);
— 2 со средней (29 %);
— 5 с низкой (71 %).
● Сангвиники (9)
— 2 с высокой (22 %);
— 4 со средней (44 %);
— 3 с низкой (33 %).
IV. Заключение
Главной целью в ходе данной проектной работы было выявление влияния темперамента на стрессоустойчивость старшеклассника.
В ходе исследования было подтверждено, что, действительно, тип темперамента сильно влияет на стрессоустойчивость старшеклассника.
Также, были подтверждены гипотезы что старшеклассники с различным типом темперамента обладают разным типом стрессоустойчивости, а потому одни нуждаются в помощи в том, чтобы преодолеть стресс, в отличии от других.
В результате своей исследовательской работы, был разработан буклет с рекомендациями каждому типу темперамента, для развития своей стрессоустойчивости в соответствии с типом темперамента (см. Приложение).
V. Глоссарий
Актуальность проекта — это степень его важности в данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса.
Цель проекта — это желаемый итог, которые должен быть достигнут по итогу выполнения проектной работы.
Задача — некое действие или набор действий с конечным результатом, приближающее достижение цели проекта.
Продукт проекта — предмет, услуга или другое решение, которое является основным результатом проекта при его завершении.
Методы исследования — это способы, приемы, при помощи которых решаются задачи исследования и достигается его цель.
Источники исследования — диссертации, депонированные рукописи, отчеты о научно-исследовательских работах и опытно-конструкторских разработках, научные переводы, обзорно-аналитические материалы, содержащие в себе сведения о чём- либо.
Темперамент — это совокупность устойчивых динамических особенностей психических процессов человека: темпа, ритма, интенсивности.
Стресс — состояние организма, характеризующееся эмоциональным и физическим напряжением, вызванным воздействием различных неблагоприятных факторов.
Стрессоустойчивость — это способность личности активно противостоять проблемам, трудностям, шоковым и неприятным ситуациям.
Психическое здоровье — это состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно и плодотворно работать, а также вносить вклад в жизнь своего сообществ.
Личность — субъект социокультурной жизни, самораскрывающий свою индивидуальность в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности.
VI. Приложения
1. Приложение 1
Вопросы «Методика Айзенка» и результаты
Тест Айзенка:
- Любите ли Вы шум и оживление вокруг себя?
- Часто ли Вы нуждаетесь в друзьях, которые могли бы вас поддержать?
- Вы всегда находите быстрый ответ, когда вас о чем-нибудь просят?
- Бывает ли так, что Вы раздражены чем-нибудь?
- Часто ли у Вас меняется настроение?
- Верно ли, что Вам легче и приятнее с книгами, чем с людьми?
- Часто ли Вам мешают уснуть разные мысли?
- Вы всегда делаете так, как Вам говорят?
- Любите ли Вы подшучивать над кем-нибудь?
- Вы когда-нибудь чувствовали себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?
- Можете ли Вы сказать о себе, что вы веселый, живой человек?
- Вы когда-нибудь не подчинялись правилам, нормам поведения?
- Верно ли, что Вы часто раздражены чем-нибудь?
- Нравится ли Вам все делать в быстром темпе?
- Вы переживаете из-за всяких неприятных событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
- Вы можете хранить тайны?
- Можете ли вы без особого труда внести оживление в скучную компанию?
- Бывает ли так, что у Вас без всякой физ.нагрузки сильно бьется сердце?
- Делаете ли Вы первый шаг к знакомству с людьми?
- Вы когда-нибудь говорили неправду?
- Вы легко расстраиваетесь, когда критикуют Вас и Вашу работу?
- Вы часто шутите и рассказываете смешные истории своим друзьям?
- Вы часто чувствуете себя усталым?
- Вы всегда сначала выполняете тяжелую работу, а потом уж все остальное?
- Вы обычно веселы и всем довольны?
- Вы обидчивы?
- Вы очень любите общение с окружающими?
- Всегда ли Вы выполняете просьбы родных о помощи?
- У вас бывают головокружения?
- Бывает ли так, что Ваши действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
- Вы часто чувствуете, что вам что-нибудь надоел?
- Любите ли Вы иногда похвастаться?
- Вы чаще всего сидите и молчите, когда попадаете в общество незнакомых людей?
- Волнуетесь ли вы иногда так, что не можете усидеть на месте?
- Вы обычно быстро принимаете решения?
- Вы тихи и спокойны, даже если находитесь в шумном обществе?
- Вам часто снятся кошмары?
- Можете ли вы дать волю чувствам и повеселиться в компании?
- Вас легко огорчить?
- Случалось ли вам плохо говорить о ком-нибудь?
- Верно ли, что Вы обычно говорите и действуете быстро, не задерживаясь особенно на обдумывании?
- Если Вы оказываетесь в глупом положении, то потом долго переживаете?
- Вам очень нравятся азартные игры?
- Вы всегда едите то, что Вам подают?
- Вам трудно ответить “нет”, когда Вас о чем-нибудь просят?
- Вы любите часто ходить в гости?
- Бывают ли такие моменты, когда Вам не хочется жить?
- Были ли Вы когда-нибудь грубы с родителями?
- Считают ли Вас окружающие веселым и живым человеком?
- Вы часто отвлекаетесь, когда заняты важным делом?
- Вы чаще сидите и смотрите, чем принимаете активное участие в общем веселье?
- Вам обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
- Вы уверены в своих силах, что сможете справиться с делом, которое должное выполнить?
- Бывает ли, что Вы чувствуете себя одиноким?
- Вы стесняетесь заговорить первым с новыми людьми?
- Вы часто спохватываетесь, когда уже поздно что-нибудь исправить?
- Когда кто-нибудь на вас повышает голос, Вы тоже отвечаете тем же?
- Бывает ли так, что Вы иногда чувствуете себя веселым или печальным без всякой на то причины?
- Вы считаете, что трудно получить настоящее удовольствие в оживленной компании?
- Вам часто приходится волноваться из-за того, что вы сделали что-нибудь не подумав?
2. Приложение 2
Вопросы «Стресс тест» и результаты
«Стресс-тест»
- Меня редко раздражают мелочи.
- Я нервничаю, когда приходится кого-то ждать.
- Когда я попадаю в неловкое положение, то краснею.
- Когда я сержусь, то могу кого-нибудь обидеть.
- Не переношу крики, выхожу из себя.
- Если в транспорте меня толкнут, то я отвечаю тем же или говорю что-нибудь грубое.
- Все свое время чем-нибудь занят.
- На встречу всегда прихожу заранее или опаздываю.
- Не умею выслушивать, вставляю реплики.
- Страдаю отсутствием аппетита.
- Часто беспокоюсь без всякой причины.
- По утрам чувствую себя плохо.
- Чувствую себя усталым, плохо сплю, не могу отключиться.
- И после продолжительного сна не чувствую себя нормально.
- Думаю, что сердце у меня не в порядке.
- У меня бывают боли в спине и шее.
- Когда сижу за столом, барабаню пальцами по столу и покачиваю ногой.
- Мечтаю о признании, хочу, чтобы меня хвалили за то, что я делаю.
- Думаю, что я лучше многих.
- Я не соблюдаю диету.
3. Приложение 3
Анализ результатов
4. Приложение 4
Буклет «Рекомендации по развитию стрессоустойчивости»
Литература:
- Ефременко О. В. Виды темперамента. — https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2017/03/27/statya-vidy-temperamenta
- Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., «Просвещение», 1970. — С. 26
- Кривцова М. А, Авраменко А. В., Клименко А. А. Темперамент личности и его свойства. — https://cyberleninka.ru/article/n/temperament-lichnosti-i-ego-svoystva
- Люблинская А. А. Детская психология. — М., Просвещение, 1971. — 416 с.
- Пинигин Е. А. Темпераменты людей. — https://www.pravdaonline.ru/psihologiya/o-temperamentah/
- Сушкина. О. А. Темперамент и его влияние на успешность учебной деятельности. — https://infourok.ru/statya-temperament-i-ego-vliyanie-na-uspeshnost-uchebnoy-deyatelnosti-911912.html