В статье изучены аспекты использования лингвистических словарей на уроках русского языка и литературы как способа формирования информационной грамотности обучающихся в средней школе.
Ключевые слова: лингвистическая единица, лингвистический словарь, тип лингвистического словаря.
Ко Дню словарей и энциклопедий в России
День словарей и энциклопедий в России отмечается 22 ноября. Праздник был учрежден в 2010 году с целью повышения и развития культуры пользования справочной литературой. Этот день выбран неслучайно: 22 ноября — день рождения русского писателя, этнографа и лексикографа Владимира Ивановича Даля (1801–1872), составителя «Толкового словаря живого великорусского языка».
Постановка проблемы. Необходимость использования словарей на уроках русского языка и литературы отмечают многие отечественные учёные и писатели (В. В. Виноградов, С. Я. Маршак, Н. М. Шанский, Л. В. Щерба и др.), поскольку овладение богатством языка немыслимо без постоянного обращения к справочной литературе, а изучение любого языка невозможно без умения пользоваться словарями разного типа.
Актуальность исследования мотивирована важностью теоретических знаний о лингвистических словарях и умением эффективно работать печатными и электронными типами словарей.
Цель статьи: изучить аспекты использования лингвистических словарей на уроках русского языка и литературы как способа формирования информационной грамотности обучающихся в средней школе.
Задачи исследования: теоретические 1) ознакомиться с научными статьями по теме проекта; 2) узнать, что такое лингвистический словарь; 3) определить, какие сведения предоставляют разные типы лингвистических словарей и практические 1) установить информацию о лингвистической единице «маскарад» в словарях русского языка.
Методы исследования : обзор литературы, работа со словарем, метод картографирования; анализ данных.
Базу лексикографических источников статьи формируют 10 типов лингвистических словарей, представленных 13 печатными и электронными словарями.
Основная часть исследования. Систематическое использование словарей предполагает усвоение слов и оборотов речи и формирует внимание к слову, к его значению и оттенкам значения, к его уместности в предложении и в тексте, вырабатывает быстроту и точность выбора слова.
З. П. Эльдарова отмечает, что в современном образовательном минимуме для начальной школы подчеркивается необходимость формирования информационной грамотности уже у младших школьников. Учитель должен предусмотреть работу со словарями русского языка, учить детей находить в них нужную информацию, проверять результаты своей деятельности [15].
О. Н. Левушкина считает: «Умение добывать информацию из словарей и энциклопедий различного типа позволяет формировать общеучебные познавательные умения и навыки. Это основополагающее умение способствует личностному развитию учащихся и их социализации, поскольку формируется в процессе овладения учащимися всеми видами речевой деятельности» [8, с. 100].
По мнению А. И. Синицой, важно помнить, что тщательно спланированная и хорошо организованная работа со словарями помогает обогащать словарный запас учащихся, вырабатывать орфографическую грамотность, развивать речь учащихся, а в целом способствует повышению языковой культуры, формированию у ребенка внимания, уважения и любви к родному языку [9].
Лингвистический словарь — словарь, объектом описания которого являются языковые единицы . Цель описания в лингвистическом словаре — предоставить сведения не о самом обозначаемом предмете, а о лингвистической единице, характер же предоставляемой информации различается в зависимости от вида словаря. Мы изучили 10 типов словарей русского языка и составили картотеку лингвистической информации лексемы «маскарад». Каждая карточка содержит результат поиска — словарную статью данной лексемы и источник ее фиксирования (см. образец Карточка 1).
Карточка 1 |
Результат поиска 1: МАСКАРАД, -а, м. Бал, гулянье, участники которого надевают маски, характерные костюмы. Новогодний м. Все это — один м. (перен.: обман, притворство), II прил. маскарадный, -ая, -ое. М. костюм |
Источник: Толковый словарь Ожегова онлайн // URL: https://slovarozhegova.ru/ |
Результат поиска 2: МАСКАРАД, маскарада, м. (фр. mascarade). 1. Бал, участники которого являются в масках, в характерных и фантастических костюмах. Маскарад и бал в собраньи был (Некрасов). 2. перен. Лицемерная внешность, принимаемая кем-н., личина, притворство (книжн.). Демагогический маскарад фашистов. 3. Баня (разг. эвф. шутл.). Пойти в маскарад |
Источник: Толковый словарь русского языка: [В 4 т.] / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Изд. центр Терра, 1996 |
Результат поиска 3: МАСКАРАД, а; м. [франц. mascarade] 1. Празднество, бал, на который приходят в масках и особых костюмах (сказочных, этнографических и т. п.). В парке состоится м. Прибыть на м. Готовить наряд к маскараду. Участвовать в маскараде. 2. Необычный наряд, вид, должный изменить внешность кого-л., чтобы не быть узнанным кем-л. Задумать м. Узнать по маскараду. Прийти на бал в маскараде. 3. О поведении, имеющем целью скрыть внутреннюю сущность чего-л.; притворство. М. не поможет скрыть истинные ваши замыслы. <Маскарадный, -ая, -ое. М. костюм. М. вид. М-ое поведение |
Источник: Большой толковый словарь // URL: http://gramota.ru/slovari/dic/?word= %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B4&all=x |
Разные типы словарей предоставляют следующие сведения о лингвистической единице:
1) наиболее полные сведения даёт толковый словарь : раскрывает значение слова в определении, достаточном для понимания слова и его употребления. В необходимых случаях приводятся примеры, иллюстрирующие его употребление в речи [2; 13; 14];
2) орфоэпический словарь фиксирует нормы произношения и ударения [1];
3) орфографический словарь указывает нормативное написание слова, соответствующее правилам правописания [2];
4) словарь синонимов дает возможность найти замену какому-либо слову или сочетанию, отвечает на вопрос: как сказать иначе?. Слова приводятся в виде рядов синонимов к основным словам [3; 11];
5) словарь антонимов предлагает описание антонимов и реализует следующие задачи: систематизированное представление лексических единиц с противоположными значениями (включая фразеологию); анализ семантики антонимических пар (парадигм) [6];
6) словарь паронимов содержит слова, сходные по морфологическому составу и звучанию, но имеющие разный смысл. Информация представлена в виде паронимических рядов с грамматическими характеристиками слов, определениями значений паронимов и словообразовательными отличиями [4];
7) словарь омонимов описывает слова, которые совпадают по своему оформлению (звучанию и/или написанию) и различаются значениями [7];
8) этимологический словарь содержит справки о происхождении слова, языковых источниках поступления в речь: первоначальное звучание и значение в языке-источнике, дополнительные сведения о слове, объясняющие понятийное содержание слова [16];
9) словарь ино странных слов имеет такую же цель и структуру словарной статьи, что и толковый, но отличается тем, что здесь собраны слова иностранного происхождения [10];
10) словообразовательный словарь содержит сведения о морфемном членении слова, его словообразовательной структуре. Слова собраны как по корневым гнездам, так в алфавитном порядке [12].
Особенности информации о лингвистической единице «маскарад» в словарях русского языка можно представить в таблице 1.
Таблица 1
Лингвистическая единица «маскарад» в словарях русского языка
Тип лингвистического словаря |
Информация о лексеме «маскарад» |
Толковый словарь |
1) бал, гулянье, участники которого надевают маски, характерные костюмы; 2) перен. лицемерная внешность, принимаемая кем-н., личина, притворство (книжн.); 3) баня (разг. эвф. шутл.); 4) необычный наряд, вид, должный изменить внешность кого-л., чтобы не быть узнанным кем-л. Примечание: информация в словарях отличается количеством лексических значений синонимов |
Орфоэпический словарь |
маскарáд, -а |
Орфографический словарь |
маскарáд, -а |
Словарь синонимов |
бал-маскарад, машкерад, костюмированный бал, притворство, актерство, лицедейство, комедианство, лицемерие, гулянье, комедия, бал. Примечание: информация в словарях отличается количеством синонимов |
Словарь антонимов |
искомое слово отсутствует |
Словарь омонимов |
искомое слово отсутствует |
Словарь паронимов |
искомое слово отсутствует |
Этимологический словарь |
Впервые: в машкараде, у Петра I; см. Смирнов 190. Из франц. mаsсаrаdе от ит. mаsсhеrаtа, производного от maschera «маска»; слово араб. происхождения (см. ма́ска); ср. Литтман 100; Бернекер 2, 23; Преобр. I, 512; Гамильшег, ЕW 597. Форма на -ш- получена через польск. maszkarada из стар. нов.-в.-н. Маskаrаdе (1600 г.; см. Шульц — Баслер 2, 84) |
Словарь иностранных слов |
маскарадъ, м. [фр., отъ ит. mascherare — надевать маску]. Родъ бала, на которомъ все присутствующiя въ маскахъ |
Словообразовательный словарь |
маск(а) –– маск/арáд ––маскарáд-н-ый |
Выводы:
1) лингвистический словарь рассматривается в работе как способ формирования информационной грамотности ученика средней школы;
2) лингвистические словари преследуют разные цели: одни толкуют, объясняют значения слов, другие устанавливают правописание, произношение, системные отношения между словами, морфемный состав слова, его образование, происхождение, грамматические признаки и др.;
3) одна лексема в словаре одного типа может быть представлена по-разному;
4) лексема может быть представлена не во всех лингвистических словарях, что может свидетельствовать о ее особенностях (напр. лексема не вступает в антонимические, омонимические отношения, не является заимствованной и т. д.);
5) исследование лингвистической единицы «маскарад» в словарях русского языка позволило запомнить принцип работы и с печатными словарями, и со словарями с использованием компьютерных технологий, узнать имена русских языковедов и лексикографов;
6) использование электронных словарей способно значительно ускорить работу.
Закончить наше исследование, хочется словами французского писателя и литературного критика Анатоля Франса «Словарь — это Вселенная, уложенная в алфавитном порядке».
Литература:
- Аванесов, Р.И., Еськова, Н. А. Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы. М.: Русск. Яз., 1989. — С. 251.
- Академический орфографический словарь // URL: аhttp://gramota.ru/slovari/dic/?word= %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B4&all=x
- Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка. Практический справочник: Ок. 11000 синонимических рядов . — М.: Русск. яз., 2001. — С. 202.
- Бельчиков, Ю. А. Панюшева, М. С. Словарь паронимов современного русского языка. — М.: Рус. яз., 1994. — 454 с.
- Большой толковый словарь // URL: http://gramota.ru/slovari/dic/?word= %D0 %BC %D0 %B0 %D1 %81 %D0 %BA %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %B0 %D0 %B4&all=x
- Введенская, Л. А. Учебный словарь антонимов русского языка. — М.; Ростов-на-Дону: МарТ, 2005. — 314, [1] с.
- Введенская, Л.А., Колесников, Н. П. Учебный словарь омонимов русского языка. — М.: Феникс, 2011. — 255 с.
- Левушкина, О. Н. Работа со словарями как когнитивная стратегия современного образования // Мир русского слова. — 2017. — № 2. — С. 99–105.
- Синица, А. И. Использование электронных словарей на уроках русского языка и литературы // Электронный журнал «РОНО». — 2014. –Вып. 23.
- Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / Сост. под ред. А. Н. Чудинова. — Санкт-Петербург: В. И. Губинский, 1894. С. 503 // URL: https://rusneb.ru/catalog/000202_000006_2580527/
- Словарь русских синонимов // URL: https://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-synonyms-term-35428.htm )
- Тихонов, А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — М.: Культура и традиции, 1996. — С. 578.
- Толковый словарь Ожегова онлайн // URL: https://slovarozhegova.ru/
- Толковый словарь русского языка: [В 4 т.] / Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Изд. центр Терра, 1996.
- Эльдарова, З. П. Использование словарей на занятиях по практическому курсу русского языка // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. — 2008. — № 3.
- Этимологический онлайн-словарь русского языка Макса Фасмера // URL: https://lexicography.online/etymology/vasmer/