Комплекс ГТО: история создания, значение, основные дисциплины и зарубежные аналоги | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Комплекс ГТО: история создания, значение, основные дисциплины и зарубежные аналоги / Г. А. Меркулов, Т. Б. Лукина, К. Г. Ибрагимова [и др.]. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2022. — № 10 (62). — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/young/archive/62/3251/ (дата обращения: 16.11.2024).



В нашей школе в последние годы ведётся активная подготовка к сдаче нормативов комплекса ГТО. Мы тренируемся несколько раз в неделю, обычно 2 или 3, и эти занятия мне очень нравятся. Это даже лучше, чем обычные уроки физкультуры, так как у тебя появляется конкретная цель и стремление добиться хороших результатов, чтобы сдать все нормативы на золотой значок. Я раньше думал, что спортивный комплекс ГТО придумали совсем недавно, но учитель рассказал мне о том, что он имеет давнюю историю, а ещё своих «братьев», то есть аналоги в других странах мира. Мне очень захотелось узнать всё о комплексе ГТО, и вот, что я о нём выяснил.

Создание комплекса началось в 1930 году. С такой хорошей и нужной инициативой выступили комсомольские организации. Она появилась не на пустом месте. Дело в том, что в те годы одной из важнейших задач, стоявших перед нашей страной, являлась необходимость приобщить советскую молодежь к здоровому образу жизни, привить ей любовь к спорту. Газета «Комсомольская правда» опубликовала статью с призывом ввести испытания на уровне всесоюзных. Организаторы предлагали установить критерий для оценки физического состояние и здоровья граждан СССР. В этой статье прозвучало и ещё одно важное предложение: награждать нагрудными значками тех, кто успешно прошёл комплекс испытаний и уложившихся в нормативы. Население страны и партийные организации разных уровней положительно оценили данную инициативу и поддержали её. Уже в марте 1931 года система ГТО была детально проработана, прописана и утверждена правительством. С тех пор началась её активная пропаганда среди всех слоёв населения с целью вовлечения в неё как можно большего числа участников. Практически во всех учебных заведениях страны вводились обязательные занятия по спортивной подготовке, которая была нацелена на участие и успешное прохождение испытаний по системе ГТО. Как и было предложено в статье, участники, которые успешно сдали нормативы ГТО награждались значками.

С самого начала создания нормативы ГТО предусматривались для женщин и мужчин старше 17 и 18 лет. Эти участники были разделены на три возрастные категории. Для каждой из этих трёх категорий были установлены разные нормативы, что выглядит вполне логично и обуславливается возрастными особенностями участников, а также уровнем их физической подготовки и состояния здоровья. В первоначальном виде комплекс ГТО имел лишь одну ступень, в которой предусматривалась сдача 21 норматива. В практическую часть испытаний в то время входили: прыжки, бег, метание гранаты, плавание, подтягивание, гребля. Однако испытуемым предстояло ещё продемонстрировать и свои теоретические знания. Им могли задать самые разные вопросы, касавшиеся, например, истории спортивных достижений, основ самоконтроля, правил соревнований. Большое внимание уделялось навыкам оказания первой медицинской помощи. Мне кажется, это очень важным, так как занятия спортом всегда сопряжены с риском получения травмы, а значит оказание первой помощи может потребоваться. Её должны уметь оказывать все участники спортивного мероприятия. Программа ГТО широко внедрялась по всей стране как в городах, так и в сельской местности. Очень активно её продвигали на крупных предприятиях: такие коллективы легче объединить, организовать и мотивировать. Со временем при поддержке руководства нормы ГТО стали обязательными на ряде крупных предприятий.

Получить значок ГТО стало очень престижным. Многие люди носили его на груди с гордостью. Например, в стихотворении С. Я. Маршака «Рассказ о неизвестном герое» есть такие строки: «Знак ГТО на груди у него. Больше не знают о нём ничего». По данным статистики, в 1931 году успешно сдали испытания ГТО и получили заветный значок 24000 граждан СССР. К сожалению, в 90-ые годы эта программа была свёрнута и забыта.

Такое важное, нужное и прекрасное начинание чуть не кануло в Лету. К счастью, в современной России нашлись умные люди, которые вспомнили о комплексе ГТО и решили его возродить. В марте 2014 года Президент Российской Федерации подписал Указ о распространении системы ГТО на всей территории России. Целью его, как и раньше в советские времена было максимальное вовлечение в это спортивное движение всех слоёв населения и всех его возрастных групп. Эту дату можно смело считать вторым днём рождением комплекса ГТО. Для повышения общей мотивации и максимально широкого вовлечения молодёжи в программу ГТО было принято несколько важных решений, например, добавлять баллы при поступлении в вузы нашей страны, платить повышенную стипендию студентам и обучающимся колледжей, а работающим гражданам давать дополнительные выходные дни. Интересная мера поддержки была придумана для жителей Москвы. Так Москвич старше 18 лет, успешно сдавший нормы ГТО, может получить 15 000 баллов на портале «Город заданий», а их уже можно обменять на различные интересные и полезные подарки и призы, такие как: билеты в музеи и на какие-то культурно-массовые мероприятия, сертификаты в магазины. Ещё этими баллами можно пополнить свою карту «Тройка» или оплатить парковку. Для получения всех этих льгот и привилегий необходимо иметь не только значок, но и документы, подтверждающие факт вручения знака отличия. Таким документом является Удостоверение к знаку отличия. Значки и ступени отличия ГТО различаются на три вида: золотой, серебряный и бронзовый.

Как и в 30-ые годы прошлого века общие цели и задачи комплекса ГТО не изменились. Важнейшей задачей и сейчас является пропаганда здорового образа жизни, привитие любви к занятиям спортом, поддержка массового спорта на всех уровнях, создание комфортных и максимально благоприятных условий для занятия спортом, доступность этих занятий для всех и во всех регионах страны.

Нормативы и количество испытаний меняются в зависимости от пола и возраста участников, но есть некоторые дисциплины, которые обязательны для всех: наклон вперёд и бег (смешанное передвижение). Всю необходимую информацию, касающуюся комплекса ГТО, можно узнать на федеральном сайте проекта, а также на сайте «ГТО в Москве».

Поискав информацию в интернете, на сайте sport.mouhta.ru/news я узнал, что подобные спортивные комплексы и программы существуют и в других странах мира: в Швеции, в Австрии, в Германии, в США и т. д.

⠀Так в Швеции есть «Школьный спортивный значок», который свидетельствует о том, что ребёнок состоит в какой-либо из многочисленных спортивных школьных секций. Главной целью его создателей, как и у нас в стране, являлось развитие детского спорта, формирование здорового образа жизни, любви к спорту у детей. Получить его гораздо проще, чем наш значок ГТО. Нормативы там не сложные, однако существуют странные на мой взгляд возрастные ограничения. Его обладателями могут стать только ученики с третьего по шестой классы. Никаких льгот и преимуществ он не даёт. По-моему, это хорошая, но не до конца продуманная идея.

⠀В Австрии значок, подобный нашему значку ГТО по-немецки называется «Das Österreichische Sport- und Turnabzeichen», что буквально переводится на русский язык так: «значок Австрии по спорту и гимнастике». Тем, кто хочет получить такой значок необходимо выполнить 6 видов нормативов. Эти нормативы делятся на два уровня — базовый уровень и повышенный уровень. Как и наш значок ГТО, его австрийский аналог бывает трёх цветов: бронзового, серебряного и золотого. Считается, что получить австрийский значок значительно легче, чем в Германии и России.

Немецкий спортивный значок (немецкий нагрудный знак Национального спорта sportabzeichen) считается высшей наградой за пределами соревновательного спорта. Такая награда предусмотрена для тех, кто сдаёт определённые спортивные нормативы. В Германии она достаточно престижна и почётна. Так на официальной церемонии вручения этих спортивных значков могут присутствовать (или даже участвовать в ней) бургомистр города или другие высокопоставленные лица из городской администрации.

Очень интересная система существует в США. Она чем-то напоминает наш комплекс ГТО и пионерское движение, которое было раньше в СССР. Это движение скаутов. В системе подготовки скаутов есть направление наиболее близкое к ГТО — это «спортивное самосовершенствование». В него входят самые разные спортивные и околоспортивные дисциплины. Интересными выглядят и награды, которые зависят от принадлежности ребёнка к тому или иному скаутскому течению. Ребят, успешно прошедших испытания, могут наградить значками, нашивками и даже особыми узелками, которые прикрепляются к скаутской форме. По-моему, это больше похоже на развлечение, а не на серьёзную спортивную подготовку, как в системе ГТО. К тому же значки, узелки, нашивки — это как-то смешно и немного по-детски.

Помимо вышеперечисленных стран, и в других государствах мира есть различные физкультурно-спортивные награды. Например, британские и новозеландские университеты выдают своим студентам форменную одежду с нашивками, свидетельствующими о спортивных достижениях.

На мой взгляд, создание и возрождение комплекса ГТО было замечательной идеей. С самого начала у комплекса ГТО было две важнейшие задачи. Во-первых, было необходимо повысить в максимально сжатые сроки общий уровень здоровья людей. Во-вторых, требовалось создать максимально многочисленную, а главное — здоровую прослойку населения, готовую в любой момент принять оборону. Современная система ГТО является продолжением добрых хороших традиций, начало которым было положено в СССР. Она была и остаётся мощной мотивацией для начала занятий спортом, а также создаёт чувство личной ответственности за конечный результат. В качестве существенного плюса нашей подготовки к сдаче нормативов ГТО наш учитель выделяет следующие моменты: «Вы сумеете развить все группы мышц, станете более сильными, выносливыми, дисциплинированными, уверенными в себе и своих силах, ответственными и дружными».

Литература:

  1. https://prohrono.ru/blog/2021/08/24/analogi-gto-v-drugih-stranah/?ysclid=l9gow2nipm392030208
  2. https://www.gto.ru/
  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/ %D0 %93 %D0 %BE %D1 %82 %D0 %BE %D0 %B2_ %D0 %BA_ %D1 %82 %D1 %80 %D1 %83 %D0 %B4 %D1 %83_ %D0 %B8_ %D0 %BE %D0 %B1 %D0 %BE %D1 %80 %D0 %BE %D0 %BD %D0 %B5
  4. https://sport.mouhta.ru/news


Похожие статьи

Текстовый и культурологический подходы к формированию названия и содержания программы дополнительного образования детей

Особенности становления и развития отечественного зооволонтерства

Процессы документирования системы менеджмента качества в вузе: разработка и основные этапы

Концептуальные основы благотворительности как системы и механизмы ее развития в образовательных учреждениях

Инновационное развитие организации: основные принципы и подходы к развитию и реализации инноваций в сфере водоснабжения и водоотведения

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

Физическая подготовка курсантов образовательных учреждений ФСИН: совершенствование физического воспитания и основные свойства

Институт саморегулирования строительной отрасли в РФ: возникновение, становление, текущая ситуация

Методологические основы, характер и сущность воинского труда

Методика, цели и задачи проведения музыкально-дидактических игр в ДОУ

Похожие статьи

Текстовый и культурологический подходы к формированию названия и содержания программы дополнительного образования детей

Особенности становления и развития отечественного зооволонтерства

Процессы документирования системы менеджмента качества в вузе: разработка и основные этапы

Концептуальные основы благотворительности как системы и механизмы ее развития в образовательных учреждениях

Инновационное развитие организации: основные принципы и подходы к развитию и реализации инноваций в сфере водоснабжения и водоотведения

Основные задачи и формы краеведческой работы в ДОУ

Физическая подготовка курсантов образовательных учреждений ФСИН: совершенствование физического воспитания и основные свойства

Институт саморегулирования строительной отрасли в РФ: возникновение, становление, текущая ситуация

Методологические основы, характер и сущность воинского труда

Методика, цели и задачи проведения музыкально-дидактических игр в ДОУ

Задать вопрос