Калининградская область существует как российский полуэксклав внутри Европейского союза более 30 лет. Это проявляется прежде всего в оторванности региона от основной территории страны. Важной проблемой развития Калининградской области является транспортная доступность региона, его единство с экономическим пространством России. С учетом этого составлены и дорожная карта обеспечения транспортной доступности области, и другие программы развития перевозок. Несмотря на выгодное географическое расположение области — в центре Европы, наличие морских портов и довольно разветвленной сети дорог, всем видам транспорта есть куда развиваться.
Одним из основных грузообразующих видов транспорта в регионе является железнодорожный транспорт. Уникальность железной дороги — в наличии участков двойной колеи: европейской — 1435 мм (Калининград –польский город Бранево) и российской — 1520 мм (Черняховск- Скандава), что позволяет отправлять и принимать грузы из России и стран СНГ в Европу и в обратном направлении без перестановки колесных пар. Калининградская железная дорога располагает необходимыми резервами пропускных способностей для устойчивого удовлетворения предъявляемого спроса на перевозки.
Морской порт Калининград — самый западный незамерзающий российский морской порт. Его местоположение — всего в 600 км от столицы и портов Польши, Германии, Дании, Швеции и стран Балтии. В Калининграде расположены причалы морского торгового, морского рыбного портов. На границе морских торговых и рыбных портов расположены три искусственные гавани — Вольная, Индустриальная, Лесная и часть реки Преголя. Калининградский порт соединен с Балтийским морем через морской канал длиной 43 км и шириной 80 метров. Глубина канала составляет от 9 до 10 м. Пропускная способность грузовых терминалов порта составляет более 45 млн. тонн грузов в год. Сеть внутренних водных путей Калининградской области составляет 571 км.
Воздушные перевозки в/из Калининградской области осуществляются через региональный аэропорт федерального значения «Храброво». Аэропорт обслуживает внутрироссийские и международные рейсы. В настоящее время аэропорт способен принимать практически все типы современных воздушных судов. Пропускная способность аэровокзального комплекса составляет 1250 пассажиров в час. Возможности аэропорта по обслуживанию пассажиров в целом выросли до 3,5 млн человек в год.
Наиболее распространенным видом международного, внутриобластного и местного транспорта является автомобильный. В городе развита сеть автомобильных дорог с твёрдым покрытием, которые составляют 87,7 % от общей площади улиц, проездов и набережных.
В Калининградской области, как и в других городах Российской Федерации, автобусы являются довольно распространенным видом транспорта, который пользуются как сами жители области как туристы, так и местные жители. Автобусный парк представлен в основном старыми транспортными средствами, разных марок. Троллейбусы требуют обновления, необходимо покупать электротранспорт с автономным ходом.
Быстрый рост интереса к эксклаву и повышенные нагрузки на инфраструктуры привели к ремонту больших дорог, а также модернизации маршрутной сети. Но в данный момент вопрос доступности по-прежнему является актуальным для самого западного региона страны.
Российские власти продолжают поддерживать Калининградскую область, по причине ограничений на транзит грузов из других регионах России. В связи с ограничениями в транспортном режиме от другого региона страны до приостановки работы ряду предприятий.
Среди наиболее важных приоритетных проектов — строительство портов в Пионерском, реконструкция Калининградского Канала по целям обеспечения гарантийных уровней прохода больших судовых кораблей. Также планируется построить два парома с целью обеспечения транспортной доступности по маршруту Усть-Луга — Балтийск,
В Калининградской области портовое хозяйство и морской транспорт являются одним из приоритетов стратегии социально-экономического развития региона. По объему перерабатываемых грузов портом Калининграда, можно сделать сравнение количества грузоперерабатываемых портами иностранных Прибалтийских государств.
Чтобы обеспечить комфортное проживание, необходимо развивать внутреннюю связь региона. Это напрямую зависит от качества дорог и инфраструктуры города.
Реализация второго этапа реконструкции Северного обхода Калининградской области приведет к увеличению имеющейся автомобильной дороги с двух до шести полос на участке более 12 километров.
Этот объект очень важен для нашего региона. Запуск в эксплуатацию этого паромного терминала позволит замкнуть в северной части Калининграда Приморский кольцевой маршрут, обеспечит беспрепятственный проезд транспорта между портами для приема круизных и грузовых судов на побережье Балтийского моря или автомобильными пунктами пропуска. В настоящее время автопроезд через него не ограничен.
Несмотря на сложную геополитическую обстановку, Калининградская область продолжает развиваться, правительство Калининградской области во главе с губернатором решают эти вопросы продуктивно.
Литература:
- https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2022/07/18/931908-kaliningradskaya-oblast-vstretila-sanktsii
- https://rugrad.online/news/1316975/
- https://cyberleninka.ru/article/n/strategiya-razvitiya-transportnoy- infrastruktury-kaliningradskoy-oblasti-zadachi-i-puti-realizatsii/viewer
- https://infrastruktura.gov39.ru/activity/
- http://government.ru/news/46600/