В статье рассматривается проблема, связанная с сохранением и укреплением здоровья детей и подростков; представлены результаты опроса по вопросу формирования культуры ЗОЖ учащихся 4-го класса (лицея 410) и анализа современных требований к существующей модели ЗОЖ учащихся начальных классов; предложены новые инновационные решения по формированию культуры ЗОЖ для учащихся начальной школы.
Ключевые слова: здоровье, учащиеся начальной школы, физическая культура, ЗОЖ, цифровые образовательные технологии.
На сегодняшний день, в нашей стране, пережившей самую острую фазу пандемии коронавируса, по-прежнему, одной из актуально значимых проблем является проблема сохранения здоровья, в том числе детей и подростков [1]. Общеизвестно, что состояние здоровья подрастающего поколения во времена считалось высшей ценностью и важнейшим индикатором благополучия общества и государства, отражающим настоящую ситуацию, но и дающим прогноз на будущее [2].
По данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Министерства здравоохранения Российской Федерации (РФ) в последние годы выявляется отчетливая тенденция ухудшения здоровья детей и подростков [3]. Статистические данные медицинских осмотров, представленные Федеральной службой Государственной статистики (Росстат), свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4–5 раз [4].
Согласно [4] на рис. 1. представлено распределение заболеваемости детей в возрасте от 6 до 14 лет в РФ за 2020–2021 гг. по основным классам и группам болезней.
Рис. 1. Распределение заболеваемости детей в возрасте от 6 до 14 лет по основным классам и группам болезней в РФ за 2020–2021 гг. [4]
Кроме этого, в [3, 4] отмечается, что в реальных сегодняшних условиях к моменту окончания школы каждый третий выпускник имеет близорукость, нарушение осанки, заболевания органов пищеварения, склонность к простудным заболеваниям; каждый четвёртый — патологию сердечно-сосудистой системы; особую тревогу вызывают нарушения физических качеств, двигательной активности и состояния нервно-психического здоровья учащихся.
Поэтому, заложив основы по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ) у подрастающего поколения сегодня, общество сделает существенный вклад в свое качество жизни на будущее. Следовательно, вышеуказанная проблема является актуальной, заслуживает всестороннего и глубокого изучения, и требует создания современного направления по формированию культуры ЗОЖ учащихся начальной школы. Таким образом, целью статьи является разработка решений к инновационной модели по формированию культуры ЗОЖ учащихся начальной школы.
В рамках настоящего исследования авторами проведен опрос учащихся 4 «Г» класса (лицея 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга) в количестве 16 человек в возрасте от 9 до 11 лет по разработанному опросному листу (рис. 2).
Рис. 2. Фрагмент участия ученицы 4 «Г» класса (лицея 410) в опросе
Распределение участников опроса по полу, представлено на рис. 3.
Рис. 3. Распределение участников опроса по полу, чел.
Результаты проведенного социологического опроса сведены в графический материал и представлены на рис. 4.
Согласно полученным данным 62,5 % опрошенных не соблюдают режим дня, 93,8 % не ложатся спать вовремя, и больше половины не спят положенные 10–11 часов в сутки. 31 % учащихся не занимаются спортом и больше половины имеют вредные привычки. Можно отметить, что 75,0 % предпочитают питаться домашней пищей, но часто покупают фастфуды, более половины употребляют неполезные продукты. Так же важно отметить, что 62,5 % опрошенных проводят за мониторами компьютеров и смартфонов более 4 ч. в день, что крайне пагубно отражается на состоянии их здоровья.
В целом, на взгляд авторов ухудшение состояния здоровья подростков связано с ослаблением контроля над его формированием, в том числе со стороны взрослых и отсутствием дополнительных образовательных и профилактических программ по обучению навыкам ЗОЖ [5–7].
Рис. 4. Распределение ответов участников опроса на основные вопросы
Для повышения культуры ЗОЖ среди подрастающего поколения авторами разработан и предлагается перечень методов и форм, обеспечивающих подходы, в том числе инновационного формата по формированию ЗОЖ посредством информационных материалов и интерактивных цифровых творческих заданий [8].
Одним из предлагаемых методических приемов, направленных на пропаганду ЗОЖ является разработанный Дайджест здоровья школьника (ДЗШ) — это мини-руководство по повышению познавательной активности, направленной на формирование, сохранение и укрепление культуры здоровья школьников. Фрагменты Дайджеста и Приложения к нему, представлены на рис. 5.
Рис. 5. Фрагмент титульного и оборотного листа ДЗШ
Кроме этого, с помощью мини-приложения Тесты 2.0 ВКонтакте авторами разработана Викторина «Знаток ЗОЖ» (рис. 6).
Рис. 6. Скриншот разработанной викторины для смартфона
Разработанная викторина позволяет провести самооценку уровня знаний в понятиях ЗОЖ и факторов здоровья, а также убедить учащихся в необходимости таких знаний и бережного отношения к своему здоровью.
Третьей современной разработкой является — интерактивный кроссворд на знание основ ЗОЖ (рис. 7) с помощью применения современной QR-технологии. Сегодня QR-коды становятся отличной альтернативой традиционным приемам в образовании и наглядно демонстрируют, что самые любые темы могут быть увлекательными и интересными [9]. Кроме этого, использование QR-кодов с использованием смартфона создает благоприятную современную образовательную среду (игрового и соревновательного формата) привлекательную для учащихся начальной школы; повышает мотивацию учащихся к учебно-познавательной деятельности и помогают лучше закрепить изучаемый материал.
Рис. 7. Интерактивный кроссворд на знание основ ЗОЖ
Таким образом, воспитание здорового поколения является стратегической целью любого государства. В ходе исследования установлено, что самым надёжным средством сохранения и укрепления здоровья является ЗОЖ [10]. Важным этапом в воспитании личной культуры здоровья, является этап обучения в начальной школе (в игровой форме).
Представленные в статье авторские разработки по вопросу формирования культуры ЗОЖ позволяют: повысить уровень знаний и воспитать внутреннюю потребность каждого следовать существующим правилам ЗОЖ.
Литература:
1. Брянцева Л. В. Здоровье современных школьников: проблемы, опыт работы[Электронный ресурс] — Режим доступа: https://urok-1septru.turbopages.org/urok.1sept.ru/s/articles/618059 (дата обращения: 29.01.2023).
2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) Об образовании в РФ КонсультантПлюс» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 29.01.2023).
3. Научно-исследовательский институт гигиены и охраны здоровья детей и подростков Министерства здравоохранения РФ (Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук) [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://niigd.nczd.ru (дата обращения: 29.01.2023).
4. Здравоохранение в России. 2021: Стат. сб.// Росстат. — М., 2021. — 171 с.
5. Глушанко В. С. Здоровый образ жизни и его составляющие: учеб.-метод. пособие //В. С. Глушанко, А. П. Тимофеева, А. А. Герберг. — Витебск: ВГМУ, 2017. — 301 с.
6. Кокаева И. Ю. Современные подходы к формированию здорового образа жизни обучающихся // Экономические и гуманитарные исследования регионов, № 2, 2016. — С. 50–53.
7. Магомеддибирова З. А. Особенности формирования ЗОЖ у учащихся начальной школы в учебно-воспитательном процессе // Вестник Северо-Осетинского госуд.универ. им. К. Л. Хетагурова, №: 2, 2022. — С. 77–84.
8. Овчаренко М. С., Худякова В. М. О разработке и применении инновационных подходов в образовательной среде к вопросу воспитания культуры личной безопасности учащихся и вузовской молодежи // European Science of the Future: Сб. науч. тр. по материалам III Межд. научно-практ. конференции: МНИЦ «Наукосфера». Смоленск, 2019. — С. 15–19.
9. Овчаренко М. С. Об актуальности применения QR-технологий в учебном процессе современного вуза // Модели инновационных решений повышения конкурентоспособности отечественной науки: сб. науч. статей Всероссийской научно-практич. конфер. Уфа: Аэтерна, 2022. — С. 117–121.
10. Афанасьева К.В., Захарова. Л. В. Проблемы формирования здорового образа жизни [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://scienceforum.ru/2014/article/2014005236 (дата обращения: 29.01.2023).