Интересные факты из жизни и научной деятельности Н. Г. Басова. К 100-летию со дня рождения | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научные руководители: ,

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Великие имена

Опубликовано в Юный учёный №2 (65) февраль 2023 г.

Дата публикации: 06.02.2023

Статья просмотрена: 263 раза

Библиографическое описание:

Буняев, А. В. Интересные факты из жизни и научной деятельности Н. Г. Басова. К 100-летию со дня рождения / А. В. Буняев, Н. Ю. Молочкина, С. Я. Щербинин. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 2 (65). — С. 234-236. — URL: https://moluch.ru/young/archive/65/3374/ (дата обращения: 19.12.2024).



В исследовании авторы пытаются выяснить, как относится открытие лазера к Воронежу и, в частности, к школе № 11 им.А. С. Пушкина.

Ключевые слова: лазер, открытие, научная деятельность.

Введение

Правобережный Воронеж. Именно он создает общий облик города. Тут сосредоточены основные исторические достопримечательности Воронежа и престижные высшие учебные заведения. Здесь, на улице Володарского, стоит школа № 11 им. А. С. Пушкина. Школа с богатейшей историей. Здание школы 1913 года постройки — свидетель Великой Октябрьской социалистической революции, Великой Отечественной войны… По коридорам этого здания ходил тогда ещё инженер — мелиоратор Андрей Платонов. В этой школе учился и занимался в драматическом кружке будущий народный артист Советского Союза Георгий Павлович Менглет. Вероятно, зачитывался «Гиперболоидом инженера Гарина» Алексея Толстого, думал, что такой луч — это сказка, фантастика. Кстати, сам термин «лазер» ввел в употребление физик Гордон Гулд, который работал в Колумбийском университете. И было это в 1959 году. Но нас интересует не само открытие лазера, а то, как оно относится к Воронежу и, в частности, к нашей школе № 11 им.А. С. Пушкина. Изобретение «волшебного луча» принадлежит русским ученым Прохорову Александру Михайловичу и Басову Николаю Геннадиевичу. В 2022 году великому ученому, открытие которого привело к созданию новой науки — квантовой электроники (лазерной физики) и кардинально изменило наш мир, исполнилось бы 100 лет. Такая знаменательная дата и обусловила выбор темы нашего исследования «Интересные факты из жизни и научной деятельности Н. Г. Басова. К 100-летию со дня рождения».

Целью исследования является формирование представления о деятельности великого ученого, того, как его имя связано с Воронежем.

Задачи исследования вытекают из цели:

— собрать материал о Николае Геннадиевиче Басове из различных источников;

— проанализировать и систематизировать собранный материал;

— описать примечательные места, связанные с нашим знаменитым земляком;

— составить подборку интересных фактов о жизни и научной деятельности ученого;

— написать исследовательскую работу;

— популяризировать информацию о Н. Г. Басове среди обучающихся.

Во время работы над темой мы использовали следующие методы:

— работа с архивными материалами;

— изучение литературы и источников сети Интернет;

— беседы;

— экскурсии по Воронежу.

Мы считаем, что сведения из данной работы могут быть использованы на уроках краеведения и во внеурочной деятельности.

Семья и детство Николая Басова

Николай Геннадиевич Басов родился 14 декабря 1922 года в городе Усмань Воронежской губернии (сейчас Липецкая область) в семье Зинаиды Андреевны Молчановой и Геннадия Федоровича Басова. Отец был гидротехником, много ездил по стране. В 1927 году семья Басовых переезжает в Воронеж, а в 1946 году Геннадий Басов становится доцентом, профессором Воронежского лесотехнического университета. Всю жизнь сын Геннадия Басова Николай наблюдал труд настоящего учёного, одержимого работой. Интересно, но в разных источниках о годах учебы Николая Басова содержится разная информация. Так, в книге В.Елецких «От великого до смешного: Николай Басов» говорится, что в «Воронеже он учился в школе № 13, которая располагалась в здании бывшей гимназии Кожевниковой, на месте нынешней гимназии его имени». [1] Имеется ввиду гимназия имени академика Н. Г. Басова. Но есть материалы (автобиография, написанная собственноручно Николаем Геннадиевичем), которые доказывают, что Коля в 1930 году поступил учиться и окончил 7 классов в школе № 1. [2] Мы заинтересовались, где же находилась эта школа и выяснили, что в 1925 году в здании на улице Володарского, 60 начала работать школа № 1. В 1937 году этой школе присвоили имя А. С. Пушкина. В 1957 году школа № 1 им.А. С. Пушкина стала одиннадцатой. Следовательно, 7 классов Николай Басов закончил в нашей школе. Удивительно, но есть фотография ребят — выпускников седьмого класса нашей школы 1937 года. На обороте этой фотографии написано «будущему академику Коле Басову». Так что мы, ученики школы, можем с гордостью заявить, что ходим по тем же коридорам, что и великий ученый. Но это лишь первая часть воронежского парадокса, связанного с нашим земляком — Лауреатом Нобелевской премии Н. Г. Басовым, который заканчивает с отличием учебу в 1941 году в школе № 13, разместившейся в стенах бывшей женской гимназии Кожевниковой. К сожалению, то здание было разрушено в годы Великой Отечественной войны, прокатившейся по улицам Воронежа в 1942–1943 годах. А на его месте в послевоенное время была построена новая школа № 58, которая после развала СССР стала гимназией и была названа именем Н. Г. Басова, никогда в ней не учившимся…

Карьера учёного-физика

После Великой Отечественной войны, в 1946 году Николай Геннадиевич поступает в Московский инженерно-физический институт. Получив диплом, продолжает обучение в аспирантуре и защищает кандидатскую диссертацию в 1953 году. Через три года становится доктором физико-математических наук. Исследования Николая Геннадиевича Басова и его коллеги Александра Михайловича Прохорова проходили в новом научном направлении — радиоспектроскопии и привели к основополагающим открытиям в области квантовой электроники. В результате, ими были созданы принципиально новые квантовые генераторы — мазеры (1955–1956 гг.).

Главным в научной деятельности Николая Басова является создание и раскрытие новых перспективных научных направлений, меняющих традиционные взгляды. Начиная с 1957 года Николай Геннадиевич занимается поиском путей создания оптических квантовых генераторов — лазеров. Примерно в это же время в Соединенных Штатах Америки проводит подобные исследования Чарлз Таунс.

В 1964 году Николай Геннадиевич Басов, Александр Михайлович Прохоров и Чарлз Таунс становятся лауреатами Нобелевской премии, которой они были удостоены за фундаментальные исследования в области квантовой электроники, приведших к созданию мазеров и лазеров. Интересно, но деньги, выделенные при присуждении Нобелевской премии, до Басова и Прохорова не дошли. Премия осталась во Внешэкономбанке. А полагалось Басову и Прохорову по десять тысяч долларов. [1] Эти деньги Басов, скорее всего, потратил бы на науку. Так как в последние годы жизни часто жаловался на недостаток средств, выделяемых на исследования в области лазерной физики.

Николай Геннадиевич вел не только большую научную и организационную работу, но и активно участвовал в общественной жизни страны и мира. Он был депутатом Верховного совета Советского союза, членом Президиума Верховного совета, членом Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, советником Президиума Российской Академии Наук. За большие заслуги в развитии науки Николай Геннадиевич Басов дважды удостоен звания Героя Социалистического труда, награжден пятью орденами Ленина, Золотой медалью имени Михаила Васильевича Ломоносова. Он кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством», Отечественной войны II степени. [3]

В памяти народной

Имя Николая Геннадиевича Басова навсегда сохранится в памяти народа. В Усмани, где родился учёный, есть аллея его имени. Там установлен бронзовый бюст Басова. Высшая школа физиков при Московском инженерно-физическом институте носит имя Н. Г. Басова. За выдающиеся работы в области квантовой физики присуждается Золотая медаль имени Н. Г. Басова. Некоторые теории и методы названы именем великого ученого. Даже астероид в космосе имеет название «Малая планета Басов». [3]

Много ли школ могут похвастаться подобным выпускником? А мы, школа № 11 им.А. С. Пушкина, можем! Мы гордимся и бережно храним память о Николае Геннадиевиче Басове. Мы решили пройтись по нашим улицам и выяснить, сколько объектов в городе хранит память о великом ученом, лауреате Нобелевской премии. Оказалось, что не так и много. Во-первых, это гимназия имени академика Николая Геннадиевича Басова. Гимназия не только носит имя физика, которое было присвоено в 1999 году, но и имеет экспозицию в школьном музее, посвященную Николаю Геннадиевичу Басову. [4] В 2018 году на Университетской площади в реконструированном сквере Ученых торжественно открыли Аллею Нобелевских лауреатов. Это было мероприятие, приуроченное к столетию Воронежского государственного университета. Всего в новом сквере перед ВГУ появилось пять арт-объектов, изготовленных скульптором Алексеем Дикуновым. Работы посвящены физикам — Николаю Басову, Павлу Черенкову и Жоресу Алфёрову, а также писателям — Ивану Бунину и Михаилу Шолохову. Работа, посвященная Басову, символизирует труд физика, за который он получил Нобелевскую премию — лазер Басова. [5] Вернемся на улицу Володарского. Здесь, на стене дома № 60, где находится школа № 11 им.А. С. Пушкина есть мемориальная доска, которая гласит, что в этой школе с 1930 по 1938 годы учился лауреат Нобелевской премии в области физики — академик Николай Геннадиевич Басов. Мы помним! Мы гордимся!

Заключение

В данной работе нами было поведено исследование, посвященное столетию со дня рождения великого учёного и установлены интересные факты, связанные с жизнью и научной работой Николая Геннадиевича Басова, лауреата Нобелевской премии в области физики, открытие которого кардинально изменило наш мир. Басов говорил: «Знания и умение их применять — главные наши богатства. Мы совершенствуем и перестраиваем свою жизнь, наполняем её новым содержанием на основе этих знаний. Но приобретение знаний — сложнейший многогранный процесс, требующий упорного труда и смелой творческой мысли. Наука, как и искусство, не терпит серости, фальши, безразличия». [2] Мы думаем, что эти слова могут стать девизом для нас, будущих учёных, инженеров, рабочих или художников.

Литература:

  1. Елецких В. От великого до смешного: Николай Басов [Текст] / Елецких В. —. — Воронеж: ООО Творческое объединение «Альбом», 2017–48 c.
  2. Ионина, А. А. Книга — альбом «Николай Геннадиевич Басов. К 95-летию со дня рождения» [Текст] / А. А. Ионина —. — Ярославль: ООО издательство «РМП», 2017–200 c.
  3. Басов, Николай Геннадиевич / [Электронный ресурс] // Википедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Басов,_Николай_Геннадиевич
  4. Гимназия имени Басова / [Электронный ресурс] // Википедия: [сайт]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Гимназия_имени_Н._Г._Басова
  5. У воронежских учёных появился свой сквер с видами на Нобелевскую премию / [Электронный ресурс] // TV Губерния: [сайт]. — URL:http://tvgubernia.ru/novosti/obwestvo/gorod/u_voronezhskih_uchnyh_poyavilsya_svoj_skver_s_vidami_na_nobelevskuyu_premiyu/


Похожие статьи

История пионерской организации города Шуи (к 100-летию со дня создания пионерии)

Настоящая статья посвящена столетию Всесоюзной пионерской организации. В статье рассматривается работа пионерского штаба в г. Шуя Ивановской области в 1959–1965 гг. и делаются выводы о сходстве методов и форм работы пионеров с нынешними активистами г...

Н. Заглада — этнограф, педагог, общественный деятель

Статья посвящена научному наследию ученого, этнографа-педагога Нине (Леониле) Борисовне Загладе. Отмечено, что именно Н. Заглада описала явления детского быта, то есть «детскую субкультуру» и сделала это впервые в украинской этнографии, а ее труд «Бы...

Анализ практики преподавания темы «Выдающиеся русские ученые конца XIX — начала ХХ века» (на примере деятельности Попова А. С., Шухова В.Г, Сикорского И. И., Зворыкина В. К.) в учебной и методической литературе

Методические рекомендации по изучению региональной литературы в школе на примере повести С. И. Карцевского «Ямкарка»

Статья посвящена повести С. И. Карцевского «Ямкарка» (1910). Цель работы — определить ключевые мотивы мифопоэтики сибирского пространства. Практическая значимость данной статьи состоит в том, что её материалы могут быть использованы в школьных курсах...

История села Яруквалар

В данной исследовательской работе раскрыта история происхождения малоизвестного села Яруквалар, а также представлены данные переписи с 1926 по 2010 год. Рассказывается о занятиях жителей села, о достопримечательностях и участниках Великой Отечественн...

«Тот, кто всегда рядом» (образ ангела в русской литературе)

Данное исследование посвящено анализу образа ангела в русской литературе, выявлению важных нравственных уроков, полезных для развития духовности среди детей и подростков. Автор охватил широкий круг вопросов, проанализировав произведения русской литер...

Филологический факультет Карагандинского государственного университета имени Е. А. Букетова: организация научной деятельности

В обзорной статье раскрывается сложный процесс научной деятельности Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова в период реформирования системы высшего образования. При этом особое внимание уделено исследовательской работе и инно...

В. А. Рюмин как основоположник краеведения Талышского региона

В статье рассматривается выдающаяся личность и заслуги Владимира Афанасьевича Рюмина в формировании и развитии краеведения Талышского региона Азербайджанской ССР.

Загоровский В. П. и его концепция трёх Воронежей

В этой статье изучается точка зрения Владимира Павловича Загоровского на историю города Воронежа и фактическое существование нескольких городов с аналогичным названием. В статье рассматриваются различные аспекты истории города на примере многообразны...

Мифы о памяти

В статье разоблачаются популярные мифы и заблуждения в области памяти. Автор провел исследование, в котором участвовали ученики Государственного автономного учреждения Калининградской области общеобразовательной организации «Школа-интернат лицей-инте...

Похожие статьи

История пионерской организации города Шуи (к 100-летию со дня создания пионерии)

Настоящая статья посвящена столетию Всесоюзной пионерской организации. В статье рассматривается работа пионерского штаба в г. Шуя Ивановской области в 1959–1965 гг. и делаются выводы о сходстве методов и форм работы пионеров с нынешними активистами г...

Н. Заглада — этнограф, педагог, общественный деятель

Статья посвящена научному наследию ученого, этнографа-педагога Нине (Леониле) Борисовне Загладе. Отмечено, что именно Н. Заглада описала явления детского быта, то есть «детскую субкультуру» и сделала это впервые в украинской этнографии, а ее труд «Бы...

Анализ практики преподавания темы «Выдающиеся русские ученые конца XIX — начала ХХ века» (на примере деятельности Попова А. С., Шухова В.Г, Сикорского И. И., Зворыкина В. К.) в учебной и методической литературе

Методические рекомендации по изучению региональной литературы в школе на примере повести С. И. Карцевского «Ямкарка»

Статья посвящена повести С. И. Карцевского «Ямкарка» (1910). Цель работы — определить ключевые мотивы мифопоэтики сибирского пространства. Практическая значимость данной статьи состоит в том, что её материалы могут быть использованы в школьных курсах...

История села Яруквалар

В данной исследовательской работе раскрыта история происхождения малоизвестного села Яруквалар, а также представлены данные переписи с 1926 по 2010 год. Рассказывается о занятиях жителей села, о достопримечательностях и участниках Великой Отечественн...

«Тот, кто всегда рядом» (образ ангела в русской литературе)

Данное исследование посвящено анализу образа ангела в русской литературе, выявлению важных нравственных уроков, полезных для развития духовности среди детей и подростков. Автор охватил широкий круг вопросов, проанализировав произведения русской литер...

Филологический факультет Карагандинского государственного университета имени Е. А. Букетова: организация научной деятельности

В обзорной статье раскрывается сложный процесс научной деятельности Карагандинского государственного университета им. Е. А. Букетова в период реформирования системы высшего образования. При этом особое внимание уделено исследовательской работе и инно...

В. А. Рюмин как основоположник краеведения Талышского региона

В статье рассматривается выдающаяся личность и заслуги Владимира Афанасьевича Рюмина в формировании и развитии краеведения Талышского региона Азербайджанской ССР.

Загоровский В. П. и его концепция трёх Воронежей

В этой статье изучается точка зрения Владимира Павловича Загоровского на историю города Воронежа и фактическое существование нескольких городов с аналогичным названием. В статье рассматриваются различные аспекты истории города на примере многообразны...

Мифы о памяти

В статье разоблачаются популярные мифы и заблуждения в области памяти. Автор провел исследование, в котором участвовали ученики Государственного автономного учреждения Калининградской области общеобразовательной организации «Школа-интернат лицей-инте...

Задать вопрос