Геометрическая задача повышенной сложности № 25 в ОГЭ по математике | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Высокая практическая значимость Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Математика: алгебра и начала анализа, геометрия

Опубликовано в Юный учёный №2 (65) февраль 2023 г.

Дата публикации: 02.02.2023

Статья просмотрена: 4306 раз

Библиографическое описание:

Валишин, Р. Р. Геометрическая задача повышенной сложности № 25 в ОГЭ по математике / Р. Р. Валишин, М. А. Долговец. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 2 (65). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/young/archive/65/3376/ (дата обращения: 16.11.2024).



Задания второй части ОГЭ направлены на проверку владения материалом на повышенном уровне. В своей статье автор рассматривает основные идеи для решения геометрической задачи № 25 ОГЭ по математике. При подготовке к экзамену по математике большинство задач по планиметрии не решается с помощью строгих алгоритмов, почти каждая геометрическая задача требует своего подхода. Задача 25 требует свободного владения материалом и достаточно высокого уровня математического развития, рассчитана на обучающихся, изучавших математику углубленного уровня. Требования к выполнению заданий с развернутым ответом заключаются в следующем: решение должно быть математически грамотным и полным, из него должен быть понятен ход рассуждений. Оформление решения должно обеспечивать выполнение указанных выше требований, а в остальном может быть произвольным.

Для решения геометрических задач применяются три основных метода: геометрический, алгебраический, комбинированный.

Геометрический метод

Основная идея геометрического метода состоит в том, что задача решается чисто геометрическим способом, т. е. все рассуждения строятся на применении известных аксиом, утверждений, теорем.

Алгебраический метод

Данный метод основан на применении основных алгебраических структур, таких как, уравнения, системы уравнений. При решении задач таким методом геометрические элементы находят с помощью составления взаимосвязей между ними и решения уравнений.

Комбинированный метод

Часто задачи по геометрии решаются комбинированным методом. В данном методе сочетаются геометрический и алгебраический способы решения геометрических задач. С помощью логических рассуждений, использующих основные геометрические теоремы и утверждения, решается часть задачи, доказываются необходимые моменты для дальнейшего решения задачи алгебраическим методом.

Основные этапы решения геометрических задач

При решении геометрических задач необходимо придерживаться следующего плана действий, чтобы прийти к ожидаемому результату:

  1. Чтение условия задачи.
  2. Выполнение чертежа.
  3. Краткая запись условия задачи (дано, найти).
  4. Перенос данных условий на чертёж, выделение элементов чертежа различными цветами.
  5. Анализ данных задачи (поиск решений).
  6. Составление алгоритма решения.
  7. Запись решения.
  8. Проверка соответствия найденных элементов условию задачи.
  9. Запись ответа.

Для решения задач № 25 нужны соответствующие умения:

  1. Нужно знать признаки, свойства и теоремы, связанные со всеми геометрическими фигурами.
  2. Во многих случаях решать задачи помогает введение в чертеж дополнительных линий — так называемые дополнительные построения. Такие дополнительные построения, вводящие новые углы и новые отрезки, иногда приводят к появлению геометрических фигур, облегчающих решение задачи.
  3. Знать свойства элементов геометрических фигур
  4. Уметь правильно доказывать свойства геометрических фигур

Частые ошибки при решении этой задачи:

  1. Ошибки при выполнении чертежа, например, изображение трапеции вместо параллелограмма
  2. Применение свойств несуществующей средней линии параллелограмма;
  3. Путают признаки равенства треугольников с признаками подобия треугольников
  4. Используют не существующие признаки равенства треугольников по трем углам, либо признак формулируют неверно.

Основные типы заданий № 25 в ОГЭ:

– задачи, связанные с треугольниками;

– задачи, связанные с четырехугольниками;

– задачи на применение умений работать с окружностями;

– задачи на комбинацию многоугольников и окружностей.

Рассмотрим несколько примеров экзаменационных задач № 25

Треугольники

  1. В остроугольном треугольнике АВС проведены высоты АК и СМ. Из точки М на сторону ВС опущен перпендикуляр МЕ, а из точки К на сторону АВ опущен перпендикуляр КН. Найдите ЕНВ, если САВ = 68°.

Решение:

1) Рассмотрим прямоугольные треугольники АКВ и СМВ. Они подобны, так как имеют прямой угол и общий угол В. Следовательно,

2) Рассмотрим прямоугольные треугольники МЕВ и КНВ. Они тоже подобны, так как имеют прямой угол и общий угол В. Следовательно, .

3) Из пунктов 1 и 2 получаем, что , откуда Из последнего равенства следует его угол, что треугольник ABC и HBE подобны, так как они еще имеют общий угол B. Таким образом, EHB = CAB = 68 и, следовательно, AC

HE, так как углы CAB и CAB — соответственные.

Ответ: 68°.

Четырехугольники

  1. В параллелограмме АВСD биссектрисы углов А и В пересекаются в точке К. Сторона ВС параллелограмма равна 4, высота КН треугольника АВК равна 3. Найдите площадь параллелограмма АВСD.

Решение.

1) Проведём перпендикуляр КN к прямой ВС.

2) НВК =

NВК, так как ВК — биссектриса и, следовательно, НВК = NВК по гипотенузе (ВК — общая) и острому углу.

3) Таким образом, НК = NК = 3.

4) Аналогичным образом проведем перпендикуляр из точки K к прямой АD и получим, что расстояние от К до АD равно 3.

5) Следовательно, высота параллелограмма равна 3 + 3 = 6, откуда SABCD = 6 4 = 24.

Ответ: SABCD = 24.

Окружности

  1. Окружность радиуса R касается луча QР в точке Р и пересекает луч QС в точках D и С (QD < QC). Известно, что РD = , DС = 16 и QР = 6. Найдите радиус окружности R.

Решение.

1) Квадрат касательной равен произведению секущей на ее внешнюю часть: = QD 36 = QD(QD+16) QD = 2.

2) По теореме косинусов для треугольника QРD получаем: = + — 2QР РD

сos QРD 4 36 28 соs QРD cos QPD = sin
QPD =

3) Угол между касательной и хордой равен половине дуги, отсекаемой этой хордой, т. е. равен вписанному углу, опирающемуся на эту хорду. Значит, QРD РСD.

4) По теореме синусов для треугольника РDС получаем:

Ответ:

Комбинация многоугольника и окружности

  1. Четырехугольник АВСD со сторонами АВ = 12 и СD = 30 вписан в окружность. Диагонали АС и ВD пересекаются в точке К, причем АКВ = 60°. Найдите радиус окружности, описанной около этого четырехугольника.

Решение.

1) Построим хорду АN = СD = 30. Рассмотрим треугольники КАD и АВN.

Они подобны по двум углам: АNВ = АDВ как опирающиеся на хорду АВ и NВА = САD, так как вписанные углы, опирающиеся на равные дуги, равны.

2) Тогда

NАВ = DКА = 120°.

3) По теореме косинусов в треугольнике ANB:

4) По теореме синусов в треугольнике ANB:

Ответ: 6 .

Литература:

  1. Я. П. Понарин. Элементарная геометрия. Том 1/МЦНМО. — 2018
  2. К. В. Башашина О. Н., Курченко, Ю. И. Попов. Практикум по решению планиметрических задач: учебное пособие/ — Калининград. — 2015
  3. Образовательный электронный портал РЕШУ ОГЭ/СДАМ ГИА


Похожие статьи

Математическая подготовка студентов нефтегазовых специальностей к профессии

В статье рассматривается, что в процессе обучения высшего технического учебного заведения, какие бы задачи не предлагались студентам, принцип один: они должны быть приближены к прикладным по тематике, отличаться достаточно простой математической моде...

Теория и методика обучения математике (курс «Избранные задачи планиметрии»)

В статье описывается теория и методика обучения математике. Для более эффективного освоения курса геометрии учениками была представлена методика обучения математическими моделями. В данной работе представлена классификация моделей объектов и требован...

Обучающий тренажер «Принятие решений в условиях статистической неопределенности»

Данная статья посвящена разработке программного обучающего тренажера в области теории принятия решений в условиях статистической неопределенности для использования в процессе аналитической работы студентов изучающих курс теории принятия решений. Суще...

Актуальные методы диагностики познавательных универсальных учебных действий обучающихся 3-го класса

В ходе изучения теоретических аспектов формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников было выбрано рабочее определение понятия «познавательные УУД» и определены его компоненты, ими являются: общеучебные и логические дей...

Обучающий тренажер «Логико-структурный анализ»

Данная статья посвящена разработке программного обучающего тренажера для обучения логико-структурному анализу. Основное внимание уделяется исследованию возможных сценариев обучения, которое позволит определить требования к функциональности и структур...

Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях биологии как необходимое условие реализации требований ФГОС НОО

В данной статье рассматривается возможность использования цифровой лаборатории на занятиях элективного курса «Экология и человек» в 9 классе, как необходимое условие выполнения требований нового государственного стандарта второго поколения. Работа с ...

Специфика учебных пособий по английскому языку для специалистов PR

На данный момент существует достаточно большое количество учебных пособий, предназначенных для будущих профессионалов по связям с общественностью. Проведённый анализ выявил, что абсолютное большинство пособий содержат тексты профессиональной направле...

Обзор современных алгоритмов консенсуса в системах блокчейн

Одним из основных параметров при разработке приложений на базе блокчейн является выбор алгоритма консенсуса. Однако, основным вопросом в данной сфере является выбор наиболее оптимального алгоритма, который бы смог работать при большинстве ситуаций. Н...

Видеокурс по теории делимости как средство повышения мотивации к обучению математике

Элективные курсы, курсы внеурочной деятельности, видеокурсы по математике для обучающихся 6–8 класса дополняют школьный уровень знаний, способствуя формированию и развитию умения решать разнообразные нестандартные задачи. Учащиеся этого возраста уже ...

Методическая разработка урока информатики по теме «Неформальный подход к формальным исполнителям»: образовательный модуль, направленный на отработку задания 6 КЕГЭ 2023 года

Методическая разработка составлена на основе и в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, определенным Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта средн...

Похожие статьи

Математическая подготовка студентов нефтегазовых специальностей к профессии

В статье рассматривается, что в процессе обучения высшего технического учебного заведения, какие бы задачи не предлагались студентам, принцип один: они должны быть приближены к прикладным по тематике, отличаться достаточно простой математической моде...

Теория и методика обучения математике (курс «Избранные задачи планиметрии»)

В статье описывается теория и методика обучения математике. Для более эффективного освоения курса геометрии учениками была представлена методика обучения математическими моделями. В данной работе представлена классификация моделей объектов и требован...

Обучающий тренажер «Принятие решений в условиях статистической неопределенности»

Данная статья посвящена разработке программного обучающего тренажера в области теории принятия решений в условиях статистической неопределенности для использования в процессе аналитической работы студентов изучающих курс теории принятия решений. Суще...

Актуальные методы диагностики познавательных универсальных учебных действий обучающихся 3-го класса

В ходе изучения теоретических аспектов формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников было выбрано рабочее определение понятия «познавательные УУД» и определены его компоненты, ими являются: общеучебные и логические дей...

Обучающий тренажер «Логико-структурный анализ»

Данная статья посвящена разработке программного обучающего тренажера для обучения логико-структурному анализу. Основное внимание уделяется исследованию возможных сценариев обучения, которое позволит определить требования к функциональности и структур...

Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях биологии как необходимое условие реализации требований ФГОС НОО

В данной статье рассматривается возможность использования цифровой лаборатории на занятиях элективного курса «Экология и человек» в 9 классе, как необходимое условие выполнения требований нового государственного стандарта второго поколения. Работа с ...

Специфика учебных пособий по английскому языку для специалистов PR

На данный момент существует достаточно большое количество учебных пособий, предназначенных для будущих профессионалов по связям с общественностью. Проведённый анализ выявил, что абсолютное большинство пособий содержат тексты профессиональной направле...

Обзор современных алгоритмов консенсуса в системах блокчейн

Одним из основных параметров при разработке приложений на базе блокчейн является выбор алгоритма консенсуса. Однако, основным вопросом в данной сфере является выбор наиболее оптимального алгоритма, который бы смог работать при большинстве ситуаций. Н...

Видеокурс по теории делимости как средство повышения мотивации к обучению математике

Элективные курсы, курсы внеурочной деятельности, видеокурсы по математике для обучающихся 6–8 класса дополняют школьный уровень знаний, способствуя формированию и развитию умения решать разнообразные нестандартные задачи. Учащиеся этого возраста уже ...

Методическая разработка урока информатики по теме «Неформальный подход к формальным исполнителям»: образовательный модуль, направленный на отработку задания 6 КЕГЭ 2023 года

Методическая разработка составлена на основе и в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования, определенным Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта средн...

Задать вопрос