Буллинг ухудшает психическое состояние несовершеннолетнего, так как происходят посягательства на его честь и достоинство, здоровье в виде физического и психического насилия. Общественная опасность буллинга не ограничивается дезорганизацией учебного процесса и может выйти далеко за пределы школы. Впоследствии негативного воздействия возможны деструктивные расстройства личности, которые могу выражаться в виде селфхарма, суицида, в крайнем случае, скулшутингом (Колумбайном). Для того, чтобы восстановить справедливость и защитить права ребенка, необходимо привлекать к ответственности агрессоров и законных представителей. Поэтому необходимо изучить механизм меры привлечения к ответственности несовершеннолетних и выработать эффективные меры по профилактике буллинга.
Анализируя термин «буллинг», можно определить это как систематическое издевательство, травлю, использующее публичные оскорбления, в том числе и с использованием сети Интернет, угрозы, применение насилия и совершение иных действий, унижающих честь и достоинство [1, 65–67].
В настоящее время в результате изучения данного социального явления психологи разделили буллинг на несколько видов:
- Физический. Заключается в насилии, производимой агрессором, и проявляется во внешнем воздействии на здоровье, имущество жертвы.
- Вербальный. Словесные оскорбления, унижающие честь и достоинство жертвы [5, 35–40].
- Социально-психологический. Поддерживание позиции буллерами изоляции жертвы от участия и контакта в определенном коллективе, другими словами, выражается в создании искусственной ситуации бойкота [2, 57–71].
- Кибербуллинг.
Участников буллинга условно можно распределить по ролям, где центральными фигурами являются агрессор (инициатор травли) и жертва. С собственной точки зрения предлагаю выделить следующих видов участников:
- Инициатор (агрессор/буллер) — за счет насилия и агрессии повышают свой статус в коллективе, удовлетворяют свои потребности во внимании, характеризуются вспыльчивым, неуравновешенным и иными негативные чертами.
- Жертва — имеют низкую самооценку, склонны к самоунижению, ассоциируются чаще всего чувствительностью и слабохарактерностью.
- Наблюдатели — незаинтересованные лица, которые имеют наибольшую власть в развитии процесса буллинга. То есть неодобрение коллектива в начале возникновения издевательств и унижений может пресечь буллинг.
- Помощник агрессора и защитник жертвы являются дополнительными и зависимыми от ситуаций участниками. Поэтому их существование не является обязательным, но играет весомую роль в развитии ситуации и в статусном положении участников в коллективе [3, 53–54].
Законодательство об образовании и профилактике правонарушений несовершеннолетних не учитывает общественную опасность буллинга и носит популистский характер [4, 81–83].
Зачинщиков травли можно привлечь к ответственности за действия, входящие в буллинг: оскорбление, нанесение побоев, угрозы. В зависимости от характера совершенных действийнесовершеннолетних правонарушителей можно привлечь по разным видам ответственности.
Анализируя п. 3 статьи 1074 ГК РФ, можно указать на обязанность законных представителей по возмещению вреда, причиненного несовершеннолетним в возрасте от 14 до 18 лет при отсутствии дохода. А также прекращение их ответственности: по достижении причинившим вред совершеннолетия; в случаях, когда у несовершеннолетнего появились доходы для возмещения вреда; при эмансипации с 16 лет.
2020 год |
||||||||||||
Дата |
ОУ |
СП |
Обстоятельства |
Причины |
Принятые меры |
|||||||
21.01.20 |
МБОУ СОШ № 13 |
Ннет |
Систематически угрозы и запугивания, в том числе с применением насилия, вымогательство |
Асоциальное поведение, отсутствие должного контроля со стороны родителей, чувство безнаказанности |
Рассмотрение на КДН и ЗП. Поставлены на профилактический учет 3 ОП. Мероприятия согласно ИПР. Ходатайство в СУВЗТ |
|||||||
2021 год |
||||||||||||
11.05.21 |
МБОУ СОШ № 10 |
Еесть |
Буллинг (личные оскорбления, угрозы) на протяжении нескольких дней |
Личная неприязнь |
Рассмотрение на КДН и ЗП, учет ПДН 3 ОП. Образовательному учреждению поручено организовать комплексное психологическое сопровождение |
|||||||
2022 год |
||||||||||||
22.03.22 |
МБОУ «Мархинская СОШ № 1» |
Ннет |
Буллинг (личные оскорбления, угрозы) |
Конфликтная ситуация |
Рассмотрение на КДН и ЗП, учет ПДН 3 ОП. Образовательному учреждению поручено организовать комплексное психологическое сопровождение |
|||||||
Частичная уголовная ответственность наступает уже с 14 лет. До этого возраста за ребенка отвечают родители, которых в случае невозможности решения конфликта мирным путем можно привлечь к судебному разбирательству. Например, с 14 лет несовершеннолетних могут привлекать к ответственности по статье 111, 112, 158, 161, 162, 163, ч. 2 ст. 167, 213, 214 УК РФ. С 16 лет наступает полная уголовная ответственность школьников. К примеру, самое суровое наказание в соответствии со ст. 110 УК РФ установлено за доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения и т. д.
Согласно статье 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее возраста 16 лет. Например, за оскорбление, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме. Предусмотрена и ответственность для родителей за ненадлежащее воспитание своих несовершеннолетних.
Исходя из вышеизложенного, с 14 лет ребенок несет гражданско-правовую ответственность, при условии наличии дохода, и уголовную ответственность за тяжкие преступления. Административная ответственность и полная уголовная ответственность наступает с 16 лет.
Исследуя практику, можно указать на то, что Комиссией по делам несовершеннолетних принимаются меры административного взыскания в отношении родителей, не надлежаще исполняющих родительские обязанности. За 2021 год за такое нарушение привлечено 937 родителей, из них 627 — административное наказание в виде предупреждения, 310 — в виде штрафа, оказывается методическая, психологическая и иная поддержка.
С целью обеспечения профилактической работы со всеми участниками образовательного процесса Управлением образования РС (Я) разработан и утвержден приказ УО от 05.03.2012 г. № 01–10/124.
На практике образовательных учреждениях разработаны программы по профилактике жестокого обращения с детьми и принимаются, к примеру, меры: инструктаж педагогов по инструкции и алгоритму выявления буллинга и обязательному информированию; программы по созданию в образовательной организации доброжелательной среды для обучающихся; установка «Контент-фильтров» на программном обеспечении и другое.
Таким образом, буллинг — это общественно-опасное явление, проявляющееся в различных формах, которое налагает юридическую ответственность не только на несовершеннолетнего агрессора, но и на законных представителей. На практике буллинг является неоднократным социальным явлением. Его можно классифицировать по-разному, но оно часто носит скрытный характер. По сей день различными уполномоченными органами и организациями разрабатываются различные меры по обнаружению и предотвращению буллинга, проводятся профилактические работы и мероприятия.
Литература:
- Бекулова, И. З. Буллинг в школе / И. З. Бекулова, Л. А. Тухужева // Вопросы науки и образования. — 2021. — № 3(128). -С. 65–67.
- Борисова, Л. Г. Мониторинг школьных конфликтов: причины, выводы, рекомендации / Л. Г. Борисова // Педагогические технологии. — 2005. — № 1. — С. 57–71.
- Гарбузова, В. С. Буллинг в современной школе / В. С. Гарбузова, В. А. Сковородко // Интерактивная наука. — 2021. -№ 5(60). — С. 53–54. — DOI 10.21661/r-554130.
- Ерина, И. А. Буллинг и пути его профилактики в образовательной практике / И. А. Ерина, В. А. Бузни, А. А. Корж // Мир науки, культуры, образования. — 2021. — № 1(86). — С. 81–83. — DOI 10.24412/1991–5497–2021–186–81–83.
- Якунина, Е. О. Причины школьного буллинга / Е. О. Якунина // Вестник науки. — 2021. — Т. 3. — № 5–1(38). — С. 35–40.