«Британские учёные»: семантический и стилистический анализ изменения коннотации понятия в современном русском языке | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость Необычная тема исследования

Рубрика: Иностранные языки

Опубликовано в Юный учёный №3 (66) март 2023 г.

Дата публикации: 11.02.2023

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Исаева, А. К. «Британские учёные»: семантический и стилистический анализ изменения коннотации понятия в современном русском языке / А. К. Исаева, Е. Э. Власова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 3 (66). — С. 48-50. — URL: https://moluch.ru/young/archive/66/3408/ (дата обращения: 25.12.2024).



В статье авторы рассказывают о самых значимых открытиях британских ученых и выясняют, почему в XXI веке выражение «британские ученые» стало интернет-мемом и синонимом безумных исследователей .

Ключевые слова : ученые, исследования, мем.

Цель: Выявить самые известные открытия британских ученых. Выяснить, как появился мем про «британских ученых»? И из-за чего в XXI веке их открытия перестали серьезно воспринимать?

Вступление: Учёные Великобритании сделали много важных и полезных для человека открытий, которые делают нашу жизнь проще. Люди научились «летать» и « ездить», появились телекоммуникационные системы, которые дают нам возможность общаться на расстоянии. От изучения космоса до создания клонов, от хлорирования воды до всемирной паутины интернета — все эти открытия и изобретения британцев в последние столетия полностью преобразили наш мир. Но сегодня учёные из Великобритании пишут слишком много научных статей на очень разные, иногда и масштабные темы, поэтому со временем выражение «британские учёные» уже стало мемом и синонимом безумных исследователей, плодящих никому не нужные или даже лженаучные результаты. Почему же страна, которая подарила нам почти всю физику и медицину, сегодня финансирует исследования об «оптимизме свиней»; «влияние имени на судьбу человека» или «как черника защищает от старческого слабоумия?»

1) Отношение к английским ученым до XXI века

Итак, ученые Великобритании до XXI века и правда изменили наш мир до неузнаваемости своими открытиями, мы собрали почти все самые значимые из них и представили их суть в таблице 1.

Таблица 1

Роберт Гук

— Ввёл в употребление термин «клетка»

— Открыл растительные клетки, а также женские яйцеклетки и мужские сперматозоиды.

— Открыл закон пропорциональности между упругими растяжениями и производящими их напряжениями, который был назван в его честь законом Гука

Исаак Ньютон

— Открыл закон всемирного тяготения

— —Объяснил каким образом движутся планеты вокруг Солнца, а Луна вокруг Земли

— Изучил приливы в океанах

— Основал акустику, механику сплошных сред и оптику.

Эдвард Дженнер

— -изобретение вакцины от оспы.

Майкл Фарадей

— Создал учение об электромагнитном поле

— Экстратоки при замыкании электроцепи

— Доказательство существования животного и магнитного термоэлектричества

— Изобретение вольтметра

— Направление электрического движения

— Введение терминов анод, электролит, катод, электрод, ион, электролиз

— Доказательство идеи о сохранении электрического заряда

Чарльз Дарвин

— Смог выделить основные факторы эволюции органического мира

— Дал основу для теории о происхождении человека из его обезьяноподобного предка.

Джозеф Томпсон

— Прохождение электрического тока малого напряжения сквозь газ, облучаемый при этом рентгеновским излучением

— Открытие электрона

— Изучение анодных лучей, которое привело к открытию стабильных изотопов.

Александр Флеминг

— Создатель пенициллина

Джеймс Чедвиг

— Удалось обнаружить нейтрон и ввести это понятие в научный обиход.

Вклад этих людей в развитие науки неоценим, но и сейчас британские ученые не устают поражать мир своими исследованиями и открытиями, только те скорее безумны и бесполезны для нашего мира и науки в целом. Из-за этого и возник мем про британских ученых.

2) Появление и распространение мема

Считается, что мем появился в 2004 году на просторах рунета и сразу же разлетелся по различным пабликам и российским СМИ. Интересно то, что у этого интернет-термина нет единственного числа и лишь иногда используется вариация «английские ученые». Медиавирус поразил многих пользователей рунета и стал еще чаще использоваться, когда нужно передать ложную или псевдонаучную информацию, ведь начиная сообщение со слов, «британские ученые доказали…», всем сразу становиться понятно, что это сигнал о том, что дальше речь пойдет о чем то нелепом и безумном.

Стоит отметить, что факты, изложенные в сообщении, не обязательно должны быть ложью. Исследования и правда проводятся, но они крайне далеки от серьезности: например, «люди начинают лгать с шестимесячного возраста», «британские ученые самые умные», «количество зубов зависит от материального положения».

3) Почему именно британские ученые?

Возникает вопрос, почему исследователи Англии не занимаются реально нужными исследованиями, ведь в XXI веке существует множество проблем, связанных с экологией, медициной, космосом и так далее? На самом деле это абсурдное явление легко объяснить вполне реальными и материальными причинами. Британцы доктор Андрю Хиггинсон (Andrew D. Higginson) и профессор Маркус Мунафо (Marcus R. Munafo) провели независимое научное расследование [1]. Они предположили, что учеными сейчас в первую очередь движет желание заработать и получить грант. Тогда исследователи изучили требования грантовых комитетов, провели расчеты и вычислили наиболее выгодный путь, по которому стоит пойти молодому и целеустремленному учёному. Выяснилось, что вероятность получить грант за «новизну работы» гораздо больше, поэтому среди молодых умов все больше поощряется открытие новых эффектов и закономерностей, нежели глубина исследования и погружение в одну тему. Грантовые комитеты вряд ли ждали такой исход, но это все равно произошло.

Хиггинсон и Мунафо считают, что ситуацию ещё можно изменить, если ужесточить требования по грантам. Хорошо и то, что исследователи говорили только о биомедицинской области науки, потому что в физике и науке о генах дела обстоят лучше.

4) Кто виноват?

Несмотря на нелепость некоторых открытий, ученые Великобритании все еще играют огромную роль для науки (не все их новейшие исследования бестолковы). Доля их научных публикаций очень велика, исследования продолжают получать гранты и коммерческое спонсорство. Но различные медиа нередко искажают суть результатов исследований.

Журналисты пытаются делать заголовки статей сенсационными и экстравагантными. Все это делается для клик-бейта и помогает собрать большую аудиторию. Например, под заголовком «Ученые выяснили, почему пчелы любят цветы» может скрываться серьезная статья об исследовании, которое объясняет, почему пчёлы выбирают конкретные растения и игнорируют другие. Сначала кажется нелепостью. А потом оказывается, что статья направлена на выявление экологических проблем. Поэтому чтобы донести информацию до как можно большего числа людей, упрощается ее подача.

Но это не только вина СМИ. Ещё одна причина связана с тем, что вовсе не журналисты начинают первыми, а пиарщики. После получения определенной информации от ученых, они трансформируют ее до неузнаваемости в своих релизах, а уже потом и журналисты искажают информацию своими комментариями. Всех их можно понять, ведь часто, узнав нечто новое, люди увлекаются настолько, что начинают приукрашать эту информацию. А сенсация всегда пользуется спросом. Так что, если разобраться, в появлении мема виноваты сразу все: ученые, которые не смогли ясно донести свою идею, пиарщики, которые приукрасили статью после того, как неверно ее поняли, и только потом журналисты, которые ради охватов добавили невероятные заголовки статье. Читателей тоже можно считать виноватыми, так как они не проверили прочитанную ими информацию.

5 ) Что о себе думают сами британские ученые?

В самом профессиональном сообществе нет единого мнения насчет мема про «британских ученых». Некоторые и не подозревали, что пользуются такой популярностью у русскоязычного сообщества. Они предположили, что все дело в журналистах, которые в силу своей недостаточной квалификации в вопросах науки, пытаются сделать сенсацию из каждой мелочи, искажая при этом научные факты. Другие же ученые полагают, что причиной такой интернет-популярности стала их чрезмерная активность в сфере науки.

Литература:

  1. https://journals.plos.org/plosbiology/article?id=10.1371/journal.pbio.2000995
  2. https://masterok.livejournal.com/3209715.html
  3. https://shkolnaiapora.ru/geografiya/velikobritaniya/uchenye-velikobritanii.html
  4. Физика. 10 класс: учеб, для общеобразоват. организаций с прил. на электрон, носителе: базовый уровень / Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев, Н. Н. Сотский; под ред. Н. А. Парфентьевой
  5. https://angliya.com/publication/pravda-i-lozh-o-britanskih-uchenyh/


Ключевые слова

ученые, мем, исследования

Похожие статьи

Нейросеть и журналистика: этический вопрос использования умных технологий в СМИ

В статье авторы исследуют этический вопрос использования нейросети в журналистике и предпринимают попытку предположить, что нужно сделать для того, чтобы искусственный интеллект не оказывал негативное влияние на сотрудников редакций и на качество мат...

Востребованность журналистского образования в эпоху блогинга

В данной статье автор раскрывает понятия «блогинг» и «журналистика», проводит между ними параллели и выясняет, какое из этих направлений наиболее востребовано в современном мире.

Фразеологизмы: место в современном английском, применение в литературе разных периодов и современности

В статье авторы сравнивают роль фразеологизмов в произведениях начала XX и XXI веков, определяют их смысловую нагрузку, а также определяют место идиом в современном английском.

Место антиутопий в современном мире на примере произведений Е. И. Замятина и Р. Брэдбери

В статье авторы рассуждают на тему вероятности становления антиутопичного мира в современности, и актуальности данного жанра на сегодняшний день.

«Лайфхаки» в обучении английскому языку

В статье авторы рассказывают об эффективных приемах обучения английскому языку для формирования необходимых навыков и раскрытия творческого потенциала обучающихся.

Имидж университета в интернет-дискурсе студентов Москвы: сравнительный социологический анализ на примере МГЛУ, МГИМО и РУДН

В статье автор предпринимает попытку проанализировать направленности виртуальных имиджей вузов с «лингвистическим» ядром и провести сравнительный социологический анализ, получив некие сущностные выводы.

Функционирование метафорических оборотов в современной британской прессе

Данная статья посвящена изучению метафоры в современной британской прессе. Рассмотрены фрагменты статей крупнейших британских печатных изданий, таких как «The Daily Mail», «The Telegraph» и «The Independent» на предмет наличия в них метафор и выявлен...

Одаренность: современные тенденции определения понятия

В статье приводится обзор концепций и взглядов на проблемы одаренности, обобщаются ретроспективные и современные подходы в ее изучении и развитии.

Политкорректность в англоязычной лингвокультуре и её влияние на английский язык

В статье автор определяет термин «политическая корректность» и ее влияние на английский язык.

Неологизмы: что-то «кринжовое» или будущее русского языка?

В статье автор выявляет положительные и отрицательные стороны появления неологизмов в современном русском языке.

Похожие статьи

Нейросеть и журналистика: этический вопрос использования умных технологий в СМИ

В статье авторы исследуют этический вопрос использования нейросети в журналистике и предпринимают попытку предположить, что нужно сделать для того, чтобы искусственный интеллект не оказывал негативное влияние на сотрудников редакций и на качество мат...

Востребованность журналистского образования в эпоху блогинга

В данной статье автор раскрывает понятия «блогинг» и «журналистика», проводит между ними параллели и выясняет, какое из этих направлений наиболее востребовано в современном мире.

Фразеологизмы: место в современном английском, применение в литературе разных периодов и современности

В статье авторы сравнивают роль фразеологизмов в произведениях начала XX и XXI веков, определяют их смысловую нагрузку, а также определяют место идиом в современном английском.

Место антиутопий в современном мире на примере произведений Е. И. Замятина и Р. Брэдбери

В статье авторы рассуждают на тему вероятности становления антиутопичного мира в современности, и актуальности данного жанра на сегодняшний день.

«Лайфхаки» в обучении английскому языку

В статье авторы рассказывают об эффективных приемах обучения английскому языку для формирования необходимых навыков и раскрытия творческого потенциала обучающихся.

Имидж университета в интернет-дискурсе студентов Москвы: сравнительный социологический анализ на примере МГЛУ, МГИМО и РУДН

В статье автор предпринимает попытку проанализировать направленности виртуальных имиджей вузов с «лингвистическим» ядром и провести сравнительный социологический анализ, получив некие сущностные выводы.

Функционирование метафорических оборотов в современной британской прессе

Данная статья посвящена изучению метафоры в современной британской прессе. Рассмотрены фрагменты статей крупнейших британских печатных изданий, таких как «The Daily Mail», «The Telegraph» и «The Independent» на предмет наличия в них метафор и выявлен...

Одаренность: современные тенденции определения понятия

В статье приводится обзор концепций и взглядов на проблемы одаренности, обобщаются ретроспективные и современные подходы в ее изучении и развитии.

Политкорректность в англоязычной лингвокультуре и её влияние на английский язык

В статье автор определяет термин «политическая корректность» и ее влияние на английский язык.

Неологизмы: что-то «кринжовое» или будущее русского языка?

В статье автор выявляет положительные и отрицательные стороны появления неологизмов в современном русском языке.

Задать вопрос