В статье автор рассматривает истоки возникновения Прокуратуры РФ, а также выделяет особенности функционирования в настоящее время.
Ключевые слова: Российская Федерация, государственная власть, надзорная функция, прокуратура, Следственный комитет, законодательный акт, отечественная прокуратура, прокурорский надзор, современная прокуратура, уголовное преследование, орган власти, функционал прокуратуры, функция прокуратуры, орган
Сложно не согласиться с великим русским поэтом Серебряного века С. А. Есениным: «Большое видится на расстоянье». Кроме того, полагаем, что значение какого-либо явления, пусть то на уровне государства, социума или человеческой жизни, в ракурсе профессионального самоопределения, понимается лучше, если подходить к нему осмысленно, осознавая его истоки и особенности функционирования на современном этапе.
Прошедший 2022 год стал для прокуратуры нашей страны юбилейным, этому органу государственной власти исполнилось 300 лет.
Истоки данного государственного института лежат во времени правления царя-реформатора Петра I, указом которого в 1722 году была учреждена прокуратура Российской империи.
Следует отметить, что уже в эпоху Петра прокуратура рассматривалась не только как надзорный орган, «око государево», но и стояла на страже законодательно установленных гражданских прав. Пётр, верный своему желанию сделать Россию Европейской державой, при законодательном закреплении полномочий отечественной прокуратуры опирался на опыт Франции, (он позаимствовал идею надзорной функции за деятельность органов власти); Швеции (защита прокурором гражданских прав); Германии (пополнение за счёт деятельности данного органа казны).
Следует отметить, что начиная с Петровских времён, прокуратура имела место на всех исторических этапах развития нашего государства, с теми вариациями правового регулирования функционирования данного органа власти, которые транслировал тот или иной политико-правовой режим нашего отечества.
В связи с этим, сложно не согласиться с исследователем Е. В. Кучинской, которая подчёркивает высокий уровень взаимообусловленности места и роли отечественной прокуратуры в системе органов государственной власти страны и государственного развития державы [7].
Причиной указанной корреляционной взаимосвязи служит тот факт, что прокуратура рассматривается в качестве одного из рычагов механизма государственной власти, который посредством прокурорского надзора призван поддерживать должный уровень состояния законности и правопорядка, обеспечивая тем самым, с одной стороны, доверие населения к органам государственной власти, а с другой — поступательное развитие социума.
Возвращаясь к исторической составляющей представленной работы, следует подчеркнуть, что последователи Петра I функционал прокуратуры варьировали в зависимости от потребностей, инициированных исторической эпохой, в которую они правили государством.
Например, просвещённая императрица Екатерина II сочла необходимым добавить к уже имеющимся функциям прокуратуры надзорную деятельность за судами и местами заключения [11, с.8–9].
Манифестом от 8 сентября 1802 года «Об учреждении министерств» Александр I создал Министерство юстиции, в результате чего министр юстиции стал одновременно и генерал-губернатором [10, с. 148].
Одним из итогов Великих реформ Александра II стало превращение прокуратуры в орган уголовного преследования, тем самым полномочия этого института сузились до судебной и судебно-следственной области [8]. Таким образом, произошла трансформация прокуратуры из «всеобщего блюстителя законности» в «орган обвинительной власти». Её надзорная функция практически упразднялась.
Вплоть до прихода к власти большевиков и начала построения новой, советской государственности функционал прокуратуры, законодательно установленный Александром II, не изменился.
Декретом о суде № 1 от 24 ноября 1917 г. [9] прокуратура новой властью была упразднена. Однако в 1922 году «Положением о прокурорском надзоре» прокуратура была возрождена как орган власти в составе Народного комиссариата юстиции. Целями советской прокуратуры были провозглашены надзорная функция и борьба с преступностью. Таким образом, по своему функциональному назначению советская прокуратура вернулась к своим истокам, установленным ещё Петром I.
Распад СССР в 1991 году, инициировавший для нашего государства возникновение целого ряда политических и социально-экономических вызовов и угроз, обусловил существенное видоизменение функций и полномочий органов прокуратуры [2, с. 92].
Учитывая наиболее важные положения проводимой в 90-е годы прошлого столетия судебной реформы, были принят законодательный акт, регулирующий деятельность прокуратуры в Российской Федерации и по сей день — это Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» [1].
Согласно данному законодательному акту, надзорный функционал прокуратуры был сужен. В 2007 году у прокуратуры были исключены полномочия, связанные с процессуальным руководством следствием и отданы Следственному комитету, который, однако, в тот момент оставался в ведомстве прокуратуры. В дальнейшем Следственный комитет был отделён от прокуратуры.
Целый ряд исследователей склоняется к точке зрения, согласно которой данное нововведение негативно сказалось на борьбе с преступными проявлениями, в силу появившейся разбалансированности полномочий прокурора и руководителя следственного органа [8].
Однако, несмотря на ряд законодательных решений в отношении института прокуратуры, которые требуют своего дальнейшего осмысления, следует отметить, что современную прокуратуру можно назвать ведущим звеном в механизме, основной целью которого является обеспечение и укрепление законности и правопорядка. Связано это с тем, что прокуратура реализует надзор и координацию деятельности правоохранительных органов, кроме того, обеспечение правопорядка также входит в функциональную сферу прокуратуры [5].
Обращаясь к вопросу функций современной прокуратуры, следует отметить, что, несмотря на то что императивным признаком, характеризующим функции прокуратуры, является их установление федеральным законом, их перечень чётко законодателем не очерчен, в связи с этим в правовой доктрине данный вопрос является дискуссионным [4].
Итак, как мы уже отмечали ранее, ключевой функцией прокуратуры является надзорная. Она направлена, прежде всего, на соблюдение конституционных установлений и надзор за исполнением законов. Данная функция имеет отраслевой характер, поскольку подразделяется на отрасли надзора, закреплённые в ч. 2 ст. 1 Закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Кроме того, ряд исследователей, в частности А. И. Гальченко, полагают, что к функциям прокуратуры, помимо надзорной, которую большинство исследователей рассматривают как превалирующую, следует также отнести, так называемые, иные функции. В частности: обеспечение согласованности действий правоохранительных органов, направленных на борьбу с преступностью; функция уголовного преследования; участие прокурора в судебном процессе; участие в правотворчестве и международном взаимодействии [4].
Таким образом, рассмотрев особенности функционирования института прокуратуры на различных исторических этапах его существования, полагаем, что человек, который хочет связать свою профессиональную составляющую жизни с данным государственным органом должен обладать такими личностными качествами как: высокий уровень ответственности, настойчивость, выдержка и решительность.
Считаем, что служение государству и обществу — это задача одновременно и сложная, и невероятно привлекательная.
Приносить пользу своему отечеству, осуществляя надзор в отношении исполнения законодательных велений; защищая права и законные интересы граждан; бороться с преступностью и мздоимством, а также обеспечивать единство правового поля государства — всё это те задачи, которые решает прокурор, осуществляя свою профессиональную деятельность.
Литература:
- Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. от 29 декабря 2022 г. № 581-ФЗ) // Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., № 8, ст. 366
- Бойков А. Д. Проблемы развития правового статуса Российской прокуратуры: (в условиях переходного периода) / А. Д. Бойков, К. Ф. Скворцов, В. П. Рябцев / Генеральная прокуратура Российской Федерации; НИИ проблем укрепления законности и правопорядка. — Москва, 1998. — 92 с.
- Высказывания великих о любви к Родине [Электронный ресурс] Режим доступа: https://educ.wikireading.ru/htXkqmenlg?ysclid=ldn1fmqt48571749157 (дата обращения 02.02.2023)
- Гальченко А. И. Функции прокуратуры Российской Федерации: спорные вопросы // Lex Russica. 2014. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-prokuratury-rossiyskoy-federatsii-spornye-voprosy (дата обращения: 01.02.2023)
- Конституционно-правовые аспекты осуществления законодательной власти по обеспечению правопорядка в России: монография / А. В. Безруков. — Москва: Юстицинформ, 2015. — 187 с
- Кучинская Е. В. История возникновения, становления и развития российской прокуратуры // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2014. № 2 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-vozniknoveniya-stanovleniya-i-razvitiya-rossiyskoy-prokuratury (дата обращения: 01.02.2023).
- Кучинская Е. В. История возникновения, становления и развития российской прокуратуры // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. 2014. № 2 (16). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-vozniknoveniya-stanovleniya-i-razvitiya-rossiyskoy-prokuratury (дата обращения: 01.02.2023).
- Любушкин В. А., Зотов М. А. История становления Российской прокуратуры // Контентус. 2017. № 11 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovleniya-rossiyskoy-prokuratury (дата обращения: 01.02.2023).
- Приходько М. А. Министерство юстиции и государственная система Российской империи в начале XIX века (историко-правовой аспект) [Электронный ресурс]. URL: http://www.rusnauka.com/8_NMIW_2012/Pravo/1_103962.doc.htm (дата обращения: 01. 02. 2023)
- Савенков А. Н. Военная прокуратура в России. — Москва: РИЦ ГШ ВС РФ, 2003. — 148 с.
- Трофимов Н. И. История прокурорского надзора в России, надзора за соблюдением прав и свобод военнослужащих // Военно-юридический журнал. 2009. — № 8. — С. 12–19.