Социализация — это такой термин, который сильно отличается от сферы к сфере, трактуясь в разных науках по-разному. В моей статье я буду рассматривать данное понятие через призму общественных и гуманитарных наук. Социализация подростка — это ряд испытаний, которые представляются самой жизнью, и результат их прохождения прямо влияет и даже формирует будущую личность человека, его модель поведения, вкусы и самооценку. Я это понимаю, как процесс, при котором ребёнок с 12 лет вступает в более взрослую жизнь. Успешная социализация подростка — это «вступление» в хорошую компанию, которая в будущем окажет положительное влияние на его становление как личности.
Часто в период взросления подростки имеют проблемы с социализацией из-за психической и физической перестройки организма. Если посмотреть на такого человека, то можно заметить некоторые, а иногда и значительные внешние изменения: диспропорция частей тела, нескладность или даже угловатость движений. В то же время подросток сталкивается лицом к лицу со значительным количеством проблем психологического характера, которые тесно связанны с образованием отношений со ровесниками, выработкой системы моральных и нравственных принципов, приобретением чувства ответственности. Также выстраивается общая модель поведения, черты характера, которые остаются с ним на всю оставшуюся жизнь [1].
Теории социализации имеют довольно длительную историю становления и развития. Наибольшую известность получили теории Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, Ч. Кули, Дж. Мида, У. Томаса и Ф. Знанецкого, Э. Эриксона и др. Э. Дюркгейм, рассматривая процесс социализации, полагал, что активное начало в нем принадлежит обществу, и именно оно является субъектом социализации [2].
Так, например, Дюркгейм склонялся к мнению, что человек в процессе своего общения со значимыми людьми впитывает наилучшие качества. Он полагал, что необходимо лояльно и с пониманием относиться к более младшим, неопытным, «новичкам». А вот Кули (автор теории Зеркального Я) был убежден, что сущность человека формируется только в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов. Таким образом формируется индивидуальное Я. Данная теория была развита Дж. Мидом и получила название «обобщенный друг». Человек — это абстрактное лицо, которое представляет из себя «смесь» информации разных институтов. Формирование в сознании «обобщенного другого» — решающая фаза социализации [2].
По его же мнению осознанное «Я» вырастает в процессе социализации. У. Томас и Э. Эриксон рассматривали данный процесс под тем же углом.
Социализация является тем процессом, который непосредственно влияет на совместное и эффективное взаимодействие людей друг с другом. При этом не стоит забывать, что человек сам должен принимать активное участие в освоении культуры человеческих отношений. Им же формируются конкретные социальные нормы, роли, функции.
Итак, социализация — процесс присвоения человеком социального выработанного опыта [2].
Если во время социализации и взросления ребенка он не получил правильных качеств или не усвоил их, то это приводит к антисоциальному девиантному поведению: преступность, наркомания, алкоголизм, проституция и т. д.
Процесс социализации имеет три основные фазы:
1) Первая фаза заключается в освоении и усвоении различных ценностей и социальных норм. Как результат, личность учиться соответствовать нормам, установленным в обществе.
2) Вторая фаза заключается в желании личности персонализироваться, а также иметь некоторое воздействие на других членов общества.
3) Третья фаза. Основная задача этой фазы — это интеграция подростка в ту или иную социальную группу, в которой он сможет лучше проявить себя.
«На этом этапе развития индивида важнейшую роль в процессе социализации играет семья. Семья — это мощнейший механизм становления личности подростка, накопления им социального опыта» [1].
На сегодняшний день во многих семьях нашей страны итоги социализации детей подросткового возраста в плачевном состоянии. «До 25 % семей в России не могут успешно социализировать детей, а до 15 % — формируют преступников» [1]. Получается, именно от семьи, в которой он вырос, и зависит его будущее, его становление и успешность. И это подтверждается словами Карнацкой Нелли Владимировны в своей статье про социализацию подростка: «Семья, являясь первичным институтом социализации индивида, оказывает решающее влияние на него с момента рождения и до становления его как личности» [1, c. 63].
Такие критерии как состав семьи, тип взаимоотношений между родителями и подростком, стиль семейного воспитания очень сильно влияют на становление личности в отрочестве, а эмоциональная связь ребенка с его семьей достаточно прочная.
Далее необходимо отметить такой важный критерий, как состав семьи подростка, так как он напрямую влияет на его социализацию. Так, например, в неполной семье (где как «правило» отсутствует именно отец) подросток с большей вероятностью будет чувствовать себя некомфортно. «Ведь именно в этот возрастной период возникает острая потребность в отце, так как половая идентификация осуществляется в соотнесении подростка с родителями обоего пола» [1, c. 64]. Для полноценной и успешной социализации личности в подростковом периоде оба родителя должны быть примером и опорой в подавляющем большинстве сфер жизни для своих чад. Воспитание, данное семьёй, становится всесторонним фактором, влияющим на процесс социализации подростка.
«Такой механизм социализации индивида, как идентификация, играет важную роль на протяжении всего периода становления личности, особенно в переходном возрасте» [1, c. 64]. Любая сложная жизненная ситуация играет большую роль в формировании характера, при чём такие ситуации могут оказать как положительное, так и негативное влияние.
Получается, что именно семьёй закладывается и формируется фундамент из морально-нравственных принципов, благодаря постоянству, разнообразию, длительности и эмоциональной насыщенности воспитательного процесса.
После анализа влияние семьи на социализацию подростка, можно сделать вывод, что семья является первым «домом» и главенствующим социальным институтом в его жизни, где ребенок будет получать социальный опыт, поддержку и помощь от своих родителей. Также неотъемлемая задача семьи — научить ребенка жить в обществе.
Неотъемлемая задача и важная задача родителей — умение хвалить ребенка. Потому что есть много примеров очень успешных людей, когда родители недостаточно хвалили своих чад (получил четыре — а почему не пять). И таким выросшим людям важна не зарплата, а похвала начальника. Но и чересчур перехваленные дети вырастают неуспешными. Нельзя хвалить не за что. Ребенок должен понимать ценность своих поступков. Если ребенок занял первое место — да, он молодец, он растет, он двигается к своей цели. Если ребенок помыл посуду — можно просто сказать спасибо, а не делать из этого ка-кой-то подвиг. В воспитании ребенка должно быть всё в меру, потому что из таких вещей формируется и характер, и восприятие мира. Он должен понимать и что такое наказание. Но если ребенка в детстве не хвалили, и он потом встречается с хорошей компанией, то у него есть шанс восполнить то, чего ему не хватало. Недовоспитанный ребенок может потом тем же самым ответить и родителям в старости. Примером можно привести фильм, где мальчик-инвалид в детстве ходил на костылях, а отец был очень строг к нему. Да, ребенок вырос очень успешным человеком и стал известным бизнес-консультантом. Но вот с отцом постарался минимизировать общение. Детские обиды давали о себе знать. Да, отец хотел как лучше, но увы, всё возвращается бумерангом…
Когда ребенок не находит поддержки у родных и близких, он всяким образом пытается противоречить родителям и находить сторонников в различных субкультурах и современных сообществах. Когда у человека дефицит общения, он ищет общения хоть где-то. И может попасть в плохую компанию.
Когда ребенок обижен на мир, когда его не принимает общество, он начинает искать себе подобных, начинает вымещать свою боль, злобу и обиду. Дефицит внимания, непонимание, отсутствие поддержки, плохого воспитания толкает ребенка на нехорошие поступки, на протестное отношение ко всему. Дети — отражение родительского воспитания.
Можно ли поднимать руку на ребенка? Дать ремня — допустимо ли? Я считаю, что нет. Так как с каждым ударом ребенок всё больше отдаляется от родителей. ДА, раньше было это принято, но ранее были и нравы другие и жизнь была другой. А сейчас общество меняется. Взрослым надо понимать, что мир изменился и он уже не будет прежним. Лучше отвести ребенка к психологу или психотерапевту, чем поднимать на него руку. В конце концов ребенок вообще может полностью и безвозвратно отдалиться от своих родителей и сбежать от них в 18 лет. Но! Я бы на месте родителей, который уже поднимал руку на ребенка, изменил метод наказания. Обговорил бы с ребенком иные санкции. Возможность измениться еще есть. А если родитель видел, как отец бил мать, то и он будет это транслировать в своей жизни на свою семью и так далее.
Старший товарищ тоже может помочь в социализации подросткам. Общаясь с хорошими более взрослым ребятами, тоже можно много хорошего извлечь для себя, найти поддержку. Особенно, если этот уже совершеннолетний человек прошёл через подобное тяжелое детство.
Любому подростку важно иметь общение со взрослыми. При чем их можно не только просто слушать, но и поддерживать диалог, обмениваться мнением. Выход из зоны комфорта — это возможность роста и развития тебя как личности. Если к родителям приходят гости, или вы все вместе оказываетесь во взрослой компании, то стоит отложить свой смартфон, и послушать их советы или просто общение. Также будет очень хорошо, если эти взрослые будут слушать и тебя. Так ты поймешь, что твоё мнение тоже имеет место быть, что ты важен этому обществу, что тебя ценят.
Ребёнку очень важно высказываться о своих мыслях, идеях и мнениях. Он должен понимать, что он важен для этого мира. Если у него есть какая-то проблема, то порой нужно просто выговориться и уже станет легче. Проговорив вслух то, что тебя беспокоит, можно придумать и какое-то решение. Навык общения тоже никто не отменял.
Самый важный разговор — это разговор с родителями. Хотя обычно что-то самое неприятное мы рассказываем друзьям. Да, хорошо, если вы поделитесь своими переживаниями с друзьями, но важнее будет для Вас лично поделиться этой информацией с родителями или другими близкими родственниками. Постарайся делиться с теми, с кем живешь под одной крышей. Может первый раз будет страшно и не по себе, а потом ты уже привыкнешь. Подумай, ведь у родителей тоже могут быть какие-то проблемы, которыми они стесняются делиться с тобой, а так у вас может появиться открытый доверительный диалог: и тебе станет легче, и им.
Доверительные отношения родителей с детьми формируются с самого раннего детства. Здесь стоит сказать и способ наказания. Если поднимать руку на ребенка становится нормой, даже пускай по делу и в воспитательных целях, то доверие довольно быстро улетучивается и вернуть его достаточно трудно. Такие отношения строятся долго кирпичик за кирпичиком, и очень быстро рушатся. Берегите их!
Особенно аккуратно стоит относиться к подросткам в период их переходного возраста, так как они становятся более агрессивными, нервными. Им нужно помочь и быть более мягкими с ними, им просто нужна Ваша поддержка.
В ходе проектной работы был проведен опрос родителей подростков. Были сформированы и опубликованы следующие вопросы:
- Замечаете ли, что у Вашего ребенка есть проблемы в общении со сверстниками?
- Подвергается ли Ваш ребенок нападкам от сверстников в школе/кружках/дворе пр.?
- Жаловался ли Ваш ребенок, что его обижают сверстники?
- Часто ли Вам бывает трудно найти общий язык (взаимопонимание) с ребенком?
- Просил ли Ваш ребенок записать его к психологу?
- А Вы сами хотели бы записать ребенка к психологу?
Опрос прошли 102 родителя (семьи) восьмиклассников. Результаты получились следующие:
При ответе на первый и второй вопрос только 19 % родителей сказали, что замечают, что у их ребенка есть проблемы в отношении со сверстниками и их ребенок подвергается нападкам со стороны их сверстников.
При ответе на третий вопрос уже 15 % родителей сказали, что получали жалобы от ребенка, что его обижают сверстники. Соответственно остальные 85 % жалоб не получали.
В четвертом вопросе опять 19 % родителей отметили, что им часто бывает трудно найти общий язык (взаимопонимание) с их ребенком. Соответственно остальные этой проблемы не имеют/не отмечают.
В пятом вопросе было отмечено, что 12 % подростков просили своих родителей записать их к психологу, то есть каждый восьмой.
Ответы на шестой вопросы были весьма неожиданны. Оказалось, что почти половина родителей сами хотели бы записать своего ребенка к психологу.
Возникает вопрос «а доверительные ли у Вас отношения с ребенком?». Стоит задуматься. Возможно, он Вас стесняется или Вам не доверяет и не рассказывает о своих проблемах, трудностях, переживаниях. В моей работе этому отвелась довольно большая часть работы. Стоит лучше посмотреть на своего ребенка, поговорить с ним по душам, войти в доверие. Если не сделать этого сейчас, когда ему 13–15 лет, то в дальнейшем, когда он закончит школу и будет вступать во взрослую жизнь, то он окончательно может отдалиться от Вас и Вы «потеряете» его. Плюс при выборе дальнейшей жизненной траектории при окончании школы ему нужна будет Ваша поддержка, помощь. А если между Вами не будет теплых отношений, то ему будет очень тяжело сделать правильный выбор и в дальнейшем не пожалеть о нём.
В ходе работы над этой статьей был проведен опрос и самих подростков. Были сформированы и опубликованы следующие вопросы:
- Замечаешь ли ты, что у тебя есть непонимание, проблемы, неприязнь к тебе в общении со сверстниками?
- Подвергаешься ли ты нападкам от сверстников в школе/кружках/дворе пр.?
- Делишься ли ты своими проблемами, трудностями с родителями (бабушками, дедушками, старшими сестрами и братьями)?
- Часто ли тебе бывает трудно найти общий язык (взаимопонимание) с родителями?
- Просил ли ты своих родителей записать тебя к психологу?
- Если в 5 вопросе ты ответил «да», то записали ли они тебя?
- Предлагали ли тебе родители записать тебя к психологу?
Опрос прошли 115 восьмиклассников. Результаты получились следующие:
При ответе на первый вопрос 42 % человек сказали, что замечают, что у них есть непонимание, проблемы или неприязнь к ним со стороны сверстников.
При ответе на второй вопрос только 7 % подростков отметили, что они подвергаются нападкам от сверстников. Соответственно подавляющее большинство таких проблем не отмечает.
В третьем вопросе 52 % учеников сказали, что делятся своими проблемами, трудностями с родителями и другими родственниками.
Отвечая на четвертый вопрос, почти половине подростков (47 %) часто бывает трудно найти общий язык (взаимопонимание) с родителями.
При ответе на пятый вопрос оказалось, что 28 % ребят просили своих родителей записать их к психологу и только 12 % записали.
Таким образом, заметный процент ребят отмечает, что у них есть проблемы в общении с их сверстниками, часть из них просит родителей помочь им со специалистом. И только мизерный процент таких ребят получает эту помощь.
Изучив такой феномен как «социализация», я пришел к выводу, что семья является таким социальным институтом, который оказывает самое сильное воздействие на формирование его формы поведения, характера, также на усвоение социальных ролей и культурных норм. Семья прежде всего должна стать первым домом для подростка, где он будет чувствовать поддержку, учиться жизни в обществе. Также я пришел к выводу, что и окружение подростка сильно влияет на его жизнь. С кем он «свяжется» в 12–14 лет, тем он и станет скорее всего. Или как говорил Алан Пиз «Если вы общаетесь с пятью миллионерами, то станете шестым. Если общаетесь с пятью нищими, станете шестым».
Но если ребенок, страдающий непониманием, будет саморазвиваться, искать новые знакомства, то он стать успешной личностью даже раньше, чем его сверстники. Поэтому многое зависит от нас самих!
Литература:
- Карнацкая Нелли Владимировна Влияние семьи на социализацию подростка // Концепт. 2017. №8. С. 62.
- Камбарова, К. У. Социализация: теоретические основы, понятие, сущность / К. У. Камбарова