Портрет слова «дорога» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Русский язык

Опубликовано в Юный учёный №3 (66) март 2023 г.

Дата публикации: 16.02.2023

Статья просмотрена: 659 раз

Библиографическое описание:

Гребенюк, А. И. Портрет слова «дорога» / А. И. Гребенюк, Н. А. Аксунова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 3 (66). — С. 4-9. — URL: https://moluch.ru/young/archive/66/3431/ (дата обращения: 19.12.2024).



Данная статья ориентирована на комплексное описание одного из наиболее значимых понятий для русского мира — концепта дороги — с разных сторон: этимологической, этнографической, семантической, словообразовательной, фразеологической, литературоведческой.

Ключевые слова : дорога, культура, концепт.

Введение: В современных условиях возрастает необходимость более пристального внимания к русской концептосфере, к истории русского народа и, как следствие, русского языка. «Портрет слова дорога » представляет собой попытку лингвокультурологического исследования этой лексемы, изучения элемента русской концептосферы- концепта дороги, поскольку этот концепт никогда не терял и не потеряет свою актуальность для русского человека.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать дефиниции слова дорога в толковых словарях русского языка;

2) изучить употребление слова дорога в русских фразеологизмах, пословицах, поговорках;

3) проанализировать словообразовательное гнездо с исходным словом дорога;

4) описать особенности употребления слова дорога в фольклоре и художественной литературе.

Этимология

В этимологии на сегодняшний день нет единого мнения касательно происхождения слова дорога .

Его связывают с общеславянским словом * dьrgati — «дергать», «тащить к себе рывками», «рвать». П. Я. Черных предполагает, что дорогой ( о.-с. *dorga) первоначально мог быть назван, например, волок или лесная тропа, проход, выкорчеванный в лесу. По словам П. Я. Черных, Покорный (Pokorny, I, 257) нерешительно относит это слово к и.-е. группе dherāgh- — «тянуть», «тащить», «влечь», умалчивая о связи с о.-с. * dьrgati . Ученый обращает внимание на тот факт, что близкое в семантическом отношении слово тракт имеет ту же этимологическую судьбу, т. к. в конечном счете восходит к латин. tractus — «волочение», «вытягивание» (oт trahō — «тащу», «волоку»). [14, 263]

М. Фасмер связывает слово дорога с и.-е. корнем dorgh со значением «дёргать» и означает «продранное в лесу пространство»; Ср. также русск.-ц.-слав . подрагъ «край». Менее вероятным он считает родство со шв. dråg «длинная, узкая впадина в почве, низина, долина», др.-исл. drаgа «тянуть». Н. М. Шанский полагает, что общеславянское слово дорога образовано с помощью суф. -г(а) от той же основы, что и дор — «расчищенное место», дьрати — «драть». [13, 215]

В словаре Преображенского находим двойственную этимологию: от общ.слав. дергать — «тащить, прокладывать след или же вырывать, расчищать» и от др.-исл. draga , др.-анг. dragan, анг. to draw - «тащить», гот. dragan , др-в-нем. tragan - «нести» (усил. тащить). Санскрит dhrâjati –«скользить, чертить»; dhrâjis –«черта». Также он приводит и.-е. корень: dergh -«дергать» или dherägh - (герм. — drag). Здесь же лат. traho — «тащу, тяну». [7]

Таким образом, большинство исследователей сходятся во мнении, что слово дорога произошло от корня, имеющих значение драть, дергать, тащить, и изначально обозначало расчищенное пространство, по которому можно идти.

Фразеология

Существует большое количество фразеологических сочетаний со словом дорога. Они характеризуют абсолютно разные стороны человеческой жизни.

У Р. И. Яранцева в словаре-справочнике «Русская фразеология» интересующие нас фраземы оказываются в разных тематических группах.

I часть. Эмоции и чувства человека. 5. Насмешка. Пренебрежение. Презрение. Неприязнь. 52. Туда и дорога (кому, чему. разг.)

1) Кто-л. того заслуживает, нечего жалеть кого-л. употребляется для выражения презрения как к неудачам, судьбе человека, так и к самому человеку. «Мы с тобой пропадём- туда и дорога, а ей ещё долго жить, и жить счастливо» Тургенев, «Затишье».

Так тому и быть. [19, 155]

II часть. Свойства и качества характера человека. 9. Целеустремленность. Самостоятельность. 8. Идти своей дорогой (разг.)

Действовать самостоятельно, не поддаваться чужому влиянию. «Откуда ты взял, что я льщу Рылееву?.. Очень знаю, что я его учитель в стихотворном языке- но он идёт своею дорогою» Пушкин, «Письмо А. А. Бестужеву».. [19, 359]

III часть. Характеристика явлений и ситуаций. 33. Помощь. — Помехи. 10. Прокладывать дорогу (кому)

Создавать благоприятные условия для успеха, продвижения кого-л. или чего-л., для достижения чего-л. «Само собой разумеется, что папы не желали прокладывать дорогу французским революционерам» Писарев, «Исторические идеи О. Конта». [19, 733]

III часть. Характеристика явлений и ситуаций. 44. Ошибка. Промах. 3. Сбиться с дороги (разг.)

Менять своё поведение в худшую сторону как в бытовом плане, так и в общественном. «Фёдор Михайлович, сокрушаясь о его поведении, всячески уберегал его от компании городских … и бутылочников, с которыми тот сбился с дороги» Н. Арденс, «Ссыльный № 33». [19,785]

Не менее ценными для понимания русской культуры, быта и языка являются пословицы и поговорки. Обратимся к хрестоматии «Малые жанры русского фольклора» [5,212], сборнику В. Даля «Пословицы русского народа» [2, 212].

В дороге и ворога назовешь родным отцом . — дорога олицетворяет трудности, сложные ситуации, в которых человек старается ухватиться за любую возможность спастись от одиночества.

В дороге и отец сыну товарищ. дорога здесь обозначает жизнь, перед испытаниями которой все становятся равны.

Где дорога, там и путь. — чтобы найти путь к достижению цели, нужно лишь начать, сделать первый шаг- дорога и есть тот самый первый шаг.

Домашняя дума в дорогу не годится. — в дороге — впути, наполненном новыми событиями и сложностями, в новой главе жизни — не стоит думать о доме и близких, чтобы не причинять себе боль.

Не бойся дороги, были б кони здоровы. В дорогу идти — пятеры лапти сплести. — можно предположить, что в данных примерах дорога — жизненный путь, может быть, новая глава жизни, к началу которой нужно быть готовым (пять пар лаптей сотрёшь)

На дороге стоит, а дороги спрашивает . — дорога здесь — верное решение, поступок, мысль, к которой человек близок, но не осознаёт этого и просит помощи.

Обобщая вышесказанное, можно заметить, что дорога в русских пословицах, поговорках и фразеологизмах ассоциируется с трудностями, их преодолением; она олицетворяет саму жизнь, жизненный путь: чтобы достигнуть цель, обрести свободу, человеку придётся столкнуться, а главное — справиться с препятствиями и неудачами, равными ухабам на грунтовой дороге.

Этнография

В русском представлении о мире концепт дороги занимает особое место.

Дорога является местом, где решается судьба человека, границей между «своим» и «чужим», «реальным» и «потусторонним» миром. По А. М. Архангельской, путешествие по дороге — перемещение в пространстве –отражает представление о земной жизни человека, а смерть — переход из реального мира в мир загробный [16].

Демоны дороги в славянских мифах встречаются довольно редко, но есть упоминания о Встречнике — злом духе, который вихрем несётся по дорогам, преследуя души грешников или крадёт души у живых путников. Сохранились легенды о контакте со Встречником в Саратовской и Владимирской области. Считается, что дороги- наиболее посещаемые призраками места, ведь именно там люди сталкиваются с покойниками, ведьмами, духами и т. д. Нечистая сила останавливала на дорогах лошадей и снимала с телег колеса. Часто демоны сбивали человека с пути и указывали ему неверный путь, а иногда предлагали путнику подвезти его. Тот, кто соглашался, оставался у них навсегда.

В фольклоре основные злоключения встречаются герою на дороге и чаще всего они связаны с проблемой выбора, «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» и многие русские сказки подтверждают это: «Направо поедешь — богату быть, коня потерять. Налево поедешь — коня спасать, быть голодну да холодну. Прямо поедешь — убиту быть». В связи с этим появились традиции ходить в церковь перед дальней дорогой, просить благословления у родителей, садиться «на дорожку».

Издавна люди верили, что многие наши сновидения имеют особое значение, да и современный человек не стал исключением.

В литературе мы часто сталкиваемся со сновидениями героев (Сон Обломова, сны Веры Павловны в романе «Что делать?», сон Татьяны Лариной и т. д.) — такой приём чаще всего используется автором, чтобы передать читателю эмоциональное состояние героя, поведать о его прошлом и т. д.

Сны считались зашифрованными посланиями из потустороннего мира, где хранится информация о прошлом и будущем каждого человека. Трактовка сновидений — это древнейшая наука. В Древнем Египте, например, существовали жрецы, которые, как считалось, умели контактировать с потусторонним миром, поэтому могли объяснить то, что было неподвластно разуму простого смертного. Появились сонники — толкователи сновидений. Их прародителем считается американский психолог Густав Миллер, поэтому, чтобы расшифровать значение дороги в наших снах, в первую очередь обратимся к нему.

Сонник Миллера

Путешествие во сне по каменистой незнакомой дороге — означает новые дела, занятия, которые принесут вам много больше, чем неприятности или потерю времени.

Дорога, по обочинам которой растут деревья и цветы — предвещает неожиданную удачу.

Если в прогулке по этой дороге вас сопровождают друзья — вам повезет в создании идеального семейного очага, где дети будут счастливы, а муж и жена преданы друг другу.

Сбиться во сне с дороги — знак того, что вы совершите ошибку в решении какого-то делового вопроса и понесете в результате этого финансовые убытки [10].

В соннике Медеи значение дороги трактуется следующим образом:

Прямая широкая дорога — хорошие возможности, успех.

Узкая, кривая, неровная дорога — трудности, помехи в жизни.

Перекресток — большие перемены [9].

А в соннике Фрейда говорится, что дорога в сновидении — чаще всего символизирует страх перед смертью, но может символизировать и другие фобии [11].

Большинство толкований снов отождествляют дорогу с жизнью и судьбой человека.

Приметы и обряды перед отправлением в путь:

В русской культуре существует много примет и обрядов, связанных с дорогой.

Две самые известные приметы: «посидеть на дорожку», то есть присесть на минутку на диван, стул, табуретку, помолчать, подумать о хорошем, после чего встать, произнести фразу «С Богом!», выйти из дома; также запрещено после захлопывания двери и поворота ключа заново возвращаться в прихожую, забыв что-нибудь в комнатах. Если же такое произошло — надо обязательно посмотреться перед выходом в зеркало, улыбнуться себе на прощанье и показать язык, отпугивая вредную нечисть.

При выходе из дома нельзя переступать через порог левой ногой, иначе злые силы почувствуют свою власть над путешественником.

В день отъезда любого члена семьи никто из домочадцев не должен до следующего утра подметать сор, выносить мусор из квартиры. Можно «замести дорогу», сделав ее опасной.

Нельзя после запирания двери ронять связку ключей — это сулит несчастье в пути.

В день отъезда, особенно перед самой дорогой, нельзя ничего зашивать, штопать, кроить и шить — удача покинет [1].

Приметы и обряды в пути:

Увидеть ползущего по дороге червяка — хороший знак, обещающий удачу в важном деле.

Если первым человеком, увиденным после начала движения, стала пожилая женщина (по-простому — старушка) или священник, батюшка — быть беде.

Увидеть на асфальте под колесами или впереди пуговицу, гвоздь — к возможным неприятностям. Зато блестящая на дороге монетка обещает счастье.

Во время поездки пошел дождь — хорошая примета, обещающая счастливый день.

Спустилось или заскрипело колесо, застучало в ступице — к финансовым затратам и неурядицам.

Встретить по пути похоронную процессию — к удаче, свадебный кортеж — к проблемам и невезению.

Черная кошка или заяц перебежали дорогу — плохая примета. Нейтрализовать ее можно, повернув кепку на голове козырьком назад [1].

Итак, в русской, шире- в славянской традиции, дорога ассоциируется с человеческой жизнью; это- её символическое отражение.

Словообразование

У слова дорога в современном русском языке не очень обширное словообразовательное гнездо.

Словообразовательное гнездо- это все однокоренные слова, расположенные с учётом последовательности их образования.

дорог- ой , нареч.

дорож- еньк- а, -и, ж.

дорож- к -а, -и, ж.

Дорога → дорож- н -ый, -ая, -ое. → дорож-н- ик , -а, м.

без -дорож- н -ый, -ая, -ое. → без-дорож- j -е, -я, ср.

по -дорож- н -ый, -ая, -ое. → подорожн- ая , -ой, ж.

↘ подорожн- ик , -а, м.

при -дорож- н -ый, -ая, -ое.

[17, 289]

Слова в составе словообразовательного гнезда можно разделить на следующие тематические группы:

1) Номинация объектов, находящихся вдоль дорожного полотна (придорожный, подорожный)

2) Уменьшительно-ласкательные номинации дороги (дорожка, дороженька)

3) Обозначение отсутствия/плохого состояния дорог (бездорожье, бездорожный)

4) Обозначение лица, по роду деятельности связанного с дорогой (дорожник)

5) Слова, обозначающие прямое отношение к дороге (дорожный, дорогой)

Примечательно, что в 19 веке, согласно толковому словарю В. Даля, в речевом обиходе встречались слова дорожить –проводить дороги, дорожняки –лошади, пускаемые впереди обоза для обминки снега, дорожник - путевой дневник, подорожник — печенье на дорогу или гостинец с дороги, дорожчатый — с дорожками, бороздчатый [3, 474].

Лексикография

В толковых словарях русского языка мы находим следующие толкования значения лексемы дорога.

В. И. Даль

Дорога — ездовая полоса; накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяженье для езды, проезда или прохода. Путь, стезя. Направление и расстояние от места до места. Сама езда или ходьба, путина, путешествие [3, 473].

И. А. Ширшов

Дорога.

  1. Полоса земли, служащая для езды и ходьбы. Шоссейная дорога .
  2. Место для прохода, проезда. Встать на дороге. Дать дорогу кому-л.
  3. Путешествие, поездка . Утомительная дорога.
  4. перен. Образ действий, направление деятельности. Труд- дорога к знанию [17] .

С. И. Ожегов

Дорога.

  1. Полоса земли, предназначенная для предназначенная для передвижения, путь сообщения. Асфальтированная, шоссейная, грунтовая дорога. Большая дорога. Обочина дороги.
  2. Место, по которому надо пройти или проехать, путь следования. По дороге к дому. Сбиться с дороги. Перейти дорогу кому-н.
  3. Путешествие, пребывание в пути. Устал с дороги. Взять еды на дорогу.
  4. перен. Образ действий, направление деятельности. Труд — дорога к успеху. Идти своей дорогой [6,179] .

Д. Н. Ушаков

Дорога.

  1. Путь сообщения; полоса земли, предназначенная для передвижения. Шоссейная дорога. Проселочная дорога. Дорога шла лесом. Свернули с дороги и поехали полем.
  2. Место, по к-рому надо пройти или проехать (разг.). Стул стоял на самой дороге. Отойдите в сторону, не стойте на дороге.
  3. Путешествие, поездка. Отправиться в дорогу. Отдохнуть после дороги. Заболел в дороге. Прямо с дороги пошел на работу.
  4. Направление, путь следования, маршрут. Покажите мне дорогу в театр. Из Крыма в Одессу кратчайшая дорога — морем.
  5. Средства достижения какой-н. цели (книжн.). Это прямая дорога к тому, чтобы навлечь на себя неприятности. Бережливость — верная дорога к благосостоянию [12] .

А. П. Евгеньева

Дорога.

  1. Полоса земли, служащая для езды и ходьбы. Проселочная дорога. Шоссейная дорога. Выйти на дорогу. [Мы] въехали в ущелье, по которому вилась дорога, полузаросшая высокой травой . Лермонтов, Княжна Мери || Место, пространство, по которому происходит передвижение, сообщение. Водная дорога. Воздушная дорога. Голубые дороги каналов . || След в виде полосы, оставляемый кем-, чем-л. движущимся. Ясмотрел на руль корвета и видел пенистые дороги, что тянулись некогда за ним по туманным морям. Они очень долго не исчезали, эти дороги, эти прочерченные корабельным килем следы. Паустовский, Героический юго-восток.
  2. Место для прохода, проезда. Встать на дороге.Чтобы пробраться к ручью, надо было топором прочистить себе дорогу через зелень. Миклухо-Маклай, Путешествия. || перен. Доступ куда-л., возможность проникнуть куда-л. Вбольшой свет ему [Стахову] не было дороги. Тургенев, Накануне.
  3. Путешествие, поездка. Утомительная дорога. Веселая дорога. Запасти провизии на дорогу. Написать письмо с дороги. [Аня:] Я не спала в дороге четыре ночи. Чехов, Вишневый сад.
  4. Направление, путь следования . Сбиться с дороги. Дороги он не знал, но был уверен, что если побежит, то непременно очутится дома. Чехов, Беглец. || перен.; с определением. Направление деятельности, путь развития. Пушкин пошел по совершенно новой дороге, предавшись искусству в исключительном значении этого слова. Белинский, Русская литература в 1844 г.
  5. перен.; с определением. Средство к достижению чего-л. Упорный труд — верная дорога к знанию. Война была единственной дорогой к власти, Карл [XII] это понимал . А. Н. Толстой, Петр Первый [4].

В словарях фигурируют два основных значения слова дорога: прямое — расчищенная полоса земли - и переносное — образ действий , деятельность для достижения цели.

Иногда в качестве близкого синонима в лексикографических описаниях выступает лексема путь, но процент этого замещения невелик. Все-таки слово путь имеет более широкое значение.

Литературная страница

Три вещи поразили меня в жизни- дальняя дорога в скромном русском поле, ветер и любовь.

А. Платонов

Мотив дороги, выбора пути является сквозным в русской литературе.

Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

Дорога помогает автору создать панораму русской жизни: «Огромно, велико моё творение. Вся Русь явится в нём!». Поэма (как и «Божественная комедия» Данте) должна была состоять из трёх томов- трёх путешествий:

В первом автор планировал изобразить современную ему Россию — «Ад», во втором должно было произойти обновление, очищение русской жизни — «Чистилище», в третьем томе Н. Гоголь планировал заглянуть в светлое будущее страны — «Рай». Эта дорога из физической — реального путешествия в пространстве и времени — должна была превратиться в нравственную — изменение человеческой природы. Но Чичиков, двигаясь от одного поместья к другому, совершает лишь внешние перемещения, оставаясь внутренне неизменным. Он не способен к внутреннему нравственному изменению.

Единственное, что в этом тексте обладает способностью к движению, к духовному преображению — это сама Россия.

«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади... Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства»....

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

В этом произведении физическое перемещение героя сопровождается внутренними изменениями. Он отправляется в путь с целью найти себя. Реальный путь становится для него путём самопознания. Именно дорога приводит его к местам, где с ним случаются самые значимые события, открывающие ему самого себя:

«Я ехал на перекладных из Тифлиса», — так начинается глава «Бэла», где Печорин «путешествует» по закоулкам своей души: он влюбляется в Бэлу, заставляет ее полюбить себя, но затем понимает, что вся любовь покинула его, и лишь скука наполняет его сердце. Он задумывается, способен ли вообще на любовь.

Затем дорога заносит его в Пятигорск- место, где Печорин испытает наконец истинные чувства. Встреча с Грушницким, убитым им впоследствии на дуэли, княжна Мэри. Самой значимой персоной становится Вера. В главе «Княжна Мэри» он понимает, что всё-таки способен любить- расставание с Верой открывает ему это чувство: «Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать ее в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! — одну минуту, еще одну минуту видеть ее, проститься, пожать ее руку… Я молился, проклинал, плакал, смеялся… нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете — дороже жизни, чести, счастья! Бог знает какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей… И между тем я все скакал, погоняя беспощадно».

«И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие — исчезли как дым. Душа обессилела, рассудок замолк, и если б в эту минуту кто-нибудь меня увидел, он бы с презрением отвернулся».

В «Герое нашего времени» дорога оказывается символом бесконечного пути к себе, через Пятигорск, Кисловодск, казачью станицу, “скверный городишко” Тамань, Персию; даже умирает герой в дороге, “возвращаясь из Персии”.

И. С. Тургенев «Отцы и дети»

Неслучайно именно с путешествия Аркадия Кирсанова из Петербурга в родовое имение Марьино и с его поездки по родным местам (вместе с ним приезжает университетский товарищ Евгений Базаров) начинается роман И. С. Тургенева «Отцы и дети». В течение всего произведения герои долго не задерживаются в одном месте: посещают Марьино, губернский город, Никольское, дом родителей Базарова. Этот цикл поездок является очень важной частью произведения, так как вызывает внутренние изменения героев. Оказавшись у Одинцовой, Кирсанов влюбляется в Катю- сестру Одинцовой. Он признаётся, что по-прежнему желает быть полезным обществу, но уже не ищет тех идеалов, которые преследовал раньше. Базаров испытывает ещё более сильный внутренний конфликт: чувства к Одинцовой противоречат его нигилистической позиции, а в конце своего жизненного пути он вообще приходит к выводу, что не нужен России. Получается, что дорога привела Кирсанова к Кате, а Базарова- к саморазрушению. Можно сказать, что каждый из героев этой истории-сказки, истории-притчи находит свою любовь, себя в конце этого пути: Аркадий становится добрым хозяином, Евгений осознает всю ложность своих убеждений. Один находит счастье, другой — смерть.

Н. А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Вместе с семью мужиками из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» мы отправляемся в путешествие по России в поисках счастливого человека, но, оказывается, найти его не так-то просто. Мотив дороги в произведении имеет следующие значения: во-первых, буквальное странствие мужиков, ищущих ответ на вопрос: «Кому живётся весело, вольготно на Руси?»; во-вторых, духовное состояние крестьянства и всей России во второй половине 19 века.

Во время путешествия крестьяне встречают разных людей, которые представляют характер русского народа с самых разных сторон — таким образом, читателю открывается духовный мир России того времени. С помощью образа дороги автор охватывает весь исторический период и всё пространство страны: «В каком году — рассчитывай, в какой земле — угадывай…». Дорога, как и сама Россия, обширна, многогранна, не имеет конца- ведь путь нашей страны бесконечен.

Б. Л. Пастернак «Доктор Живаго»

Мотив пути в произведении «Доктор Живаго» помогает связать разные пространства и периоды времени между собой, проследить связь между ними и действиями героев. Главный герой не находит себе места и скитается по миру в поиске «дома» — это вызвано историческими событиями, которые так же описаны в книге. Революции и войны давят на людей, они пытаются спрятаться, найти укрытие от этого кошмара — это приводит героев к скитаниям по железным дорогам. Железная дорога так же является символом жизненного пути главного героя Юрия Живаго, ведь в его жизни, как в поезде, бесконечно движущемся по железной дороге, появляются разные люди, которые рано или поздно покидают его. Он словно наблюдает из своего вагона за людьми и событиями, которые мелькают в окне.

В. О. Пелевин «Проблема верволка в средней полосе»

Рассказ В. Пелевина «Проблема верволка в средней полосе» Н. А. Аксунова делит на 5 частей, название второй из которых — «Выбор дороги». Мотив выбора пути традиционен для русской литературы, и герой рассказа Саша тоже встаёт перед выбором дороги. В этом ему помогает странный слабый свет, который приводит его к поляне, где находятся люди. Они говорят о «зове», который услышал Саша. Становится ясно, что герой выбрал верный путь — он прошёл через страшный лес благодаря «зову», который он услышал, почувствовал и понял.

Вывод

Итак, в русской, шире- в славянской традиции, дорога ассоциируется с человеческой жизнью; это- её символическое отражение. Неслучайно одним их самых частотных клише является выражение «жизненный путь/дорога». Жизнь, так же как дорога, имеет начало и конец. Дорога имеет этапы, она связана с преодолением трудностей, чтобы пойти в путь- надо иметь цель. Движение вперед, что и предполагает дорога, и есть метафора жизни. Поэтому и в литературной традиции мотив дороги обретает сюжетообразующее значение.

Литература:

  1. 10 примет в дорогу, о которых стоит помнить. (Электронный ресурс) https://www.kakprosto.ru/kak-963324–10-primet-v-dorogu-o-kotoryh-stoit-pomnit#ixzz7rW9GgJwP
  2. Даль В. И. Пословицы русского народа. — М. «Просвещение», 2009. — 816 с.
  3. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах. т.1 — М. «Русский язык», 2002. — 699 с.
  4. Евгеньева А. П. Словарь русского языка в 4-х томах. т.1. — М. «Русский язык», 1981–1984.
  5. Морохин В. Н. Малые жанры русского фольклора. Пословицы, поговорки, загадки: Хрестоматия. — М. «Высшая школа», 1979. — 284 с.
  6. Ожегов С. И. Словарь русского языка. — М. «Русский язык», 1989. — 924 с.
  7. Преображенский А. Г. Этимологический словарь русского языка. — М, 1910–1914. (Электронный ресурс) https://etymolog.ruslang.ru/index.php?act=preobrazhenskij
  8. Русская литература последних десятилетий: конспекты уроков для учителя: 11 класс. — М. «Просвещение», 2007. — 319 с.
  9. Сонник Медеи. https://magiachisel.ru/
  10. Сонник Миллера. https://magiachisel.ru/
  11. Сонник Фрейда. https://magiachisel.ru/
  12. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка в 4-х томах. т.1. — М. «Терра», 2007.
  13. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка в 4-х томах. т.1 — М, «Терра», 2008. — 2944 с.
  14. Черных П. Я. Историко-этимологический словарь русского языка. т. 1 — М, «Русский язык», 1999. — 624 с.
  15. Шанский Н. М. Этимологический словарь русского языка. — М. «Дрофа», 2000, — 399 с.
  16. Шестеркина Н. В., Рогачев В. И. Мифопоэтика дороги. Вестник славянских культур. 2020 т.58 Филологические науки. (Электронный ресурс) https://yandex.ru/an/count/WVeejI_zO3e1XGy0H1iMvZm5HFAlYWK0EW8nvQ_hOm00000u
  17. Ширшов И. А. Толковый словообразовательный словарь русского языка. — М. «АСТ», 2004. — 1024 с
  18. Якушин Н. И. Русская литература. Вторя половина XIX века. — М, «ВЛАДОС», 2005. — 367 с.
  19. Яранцев Р. И. Русская фразеология. Словарь-справочник. — М, «Русский язык», 1997. — 845 с.


Ключевые слова

концепт, культура, дорога

Похожие статьи

Лингвокультурные особенности объективации концепта «Пространство» в художественной языковой картине Ч. Диккенса

В статье рассматривается лингвокультурная специфика пейзажа, способствующая моделированию поля концепта «Пространство» как в его общеязыковой, так и индивидуально-авторской сфере.

Этапы развития цветового символизма (на примере белого цвета)

В данной статье рассматриваются различные подходы к цветонаименованиям в осознании разных культур. Были проведены семантический и сравнительный анализ концепта «цвет» в разных культурах.

Языковые символы в кыргызской поэзии

В статье содержатся прежде всего определение понятия “символ” равно как и его интепретация в историческом мифологическом, идеологическом и художественном контекстах. При этом особенностью поэтического искусства, его важнейшей и неотъемлемой составной...

Репрезентация концепта «время» в художественной картине мира А. Марининой

В статье рассматриваются репрезентативные контексты, которые способствуют моделированию поля концепта «время» как в его общеязыковой, так и в индивидуально-авторской сфере.

Семантические особенности образа женщины в поэзии Т. Корбьера

Данная статья посвящена изучению лексико-семантических особенностей создания образа женщины в контексте лирики французского поэта Тристана Корбьера с помощью лингвистического анализа, ориентированного на метод семантического поля.

Символика с точки зрения лингвистической науки

В статье рассматривается анализ значения символов, символического мира в языкознании. На современном этапе развития лингвистической мысли считается, что языковой материал представляет собой самодостаточный и, возможно, наиболее весомый источник инфор...

Репрезентация концепта «дорога» в фольклоре и в русской литературе

В данной статье представлен анализ вариаций концепта «дорога» в русском фольклоре и их отражение в художественной литературе.

Вербализация концепта love в песенном дискурсе средствами прямой и непрямой номинации: сравнительно-сопоставительный анализ

В статье с применением корпусных, статистических и количественных методов проводится сравнение двух средств номинации — прямой и дескриптивной на материале текстов песен Мак Миллера.

Изучение образа Ходжи Насреддина в мировой литературе

В данной статье рассматривается структура художественного пространства в современной литературе, а также исследована художественная функция в произведении такого понятия, как «городской текст», которое имеет свою историю зарождения и развития.

Языковая репрезентация концепта «война» в экзистенциальном романе Ж. П. Сартра «Отсрочка»

В данной статье исследуется концепт «Война» в романе Ж. П. Сартра «Отсрочка». Автор обращается к понятию концепта и рассматривает его в контексте концепций других учёных. Особое внимание в данной работе уделяется образу войны в рассматриваемом произв...

Похожие статьи

Лингвокультурные особенности объективации концепта «Пространство» в художественной языковой картине Ч. Диккенса

В статье рассматривается лингвокультурная специфика пейзажа, способствующая моделированию поля концепта «Пространство» как в его общеязыковой, так и индивидуально-авторской сфере.

Этапы развития цветового символизма (на примере белого цвета)

В данной статье рассматриваются различные подходы к цветонаименованиям в осознании разных культур. Были проведены семантический и сравнительный анализ концепта «цвет» в разных культурах.

Языковые символы в кыргызской поэзии

В статье содержатся прежде всего определение понятия “символ” равно как и его интепретация в историческом мифологическом, идеологическом и художественном контекстах. При этом особенностью поэтического искусства, его важнейшей и неотъемлемой составной...

Репрезентация концепта «время» в художественной картине мира А. Марининой

В статье рассматриваются репрезентативные контексты, которые способствуют моделированию поля концепта «время» как в его общеязыковой, так и в индивидуально-авторской сфере.

Семантические особенности образа женщины в поэзии Т. Корбьера

Данная статья посвящена изучению лексико-семантических особенностей создания образа женщины в контексте лирики французского поэта Тристана Корбьера с помощью лингвистического анализа, ориентированного на метод семантического поля.

Символика с точки зрения лингвистической науки

В статье рассматривается анализ значения символов, символического мира в языкознании. На современном этапе развития лингвистической мысли считается, что языковой материал представляет собой самодостаточный и, возможно, наиболее весомый источник инфор...

Репрезентация концепта «дорога» в фольклоре и в русской литературе

В данной статье представлен анализ вариаций концепта «дорога» в русском фольклоре и их отражение в художественной литературе.

Вербализация концепта love в песенном дискурсе средствами прямой и непрямой номинации: сравнительно-сопоставительный анализ

В статье с применением корпусных, статистических и количественных методов проводится сравнение двух средств номинации — прямой и дескриптивной на материале текстов песен Мак Миллера.

Изучение образа Ходжи Насреддина в мировой литературе

В данной статье рассматривается структура художественного пространства в современной литературе, а также исследована художественная функция в произведении такого понятия, как «городской текст», которое имеет свою историю зарождения и развития.

Языковая репрезентация концепта «война» в экзистенциальном романе Ж. П. Сартра «Отсрочка»

В данной статье исследуется концепт «Война» в романе Ж. П. Сартра «Отсрочка». Автор обращается к понятию концепта и рассматривает его в контексте концепций других учёных. Особое внимание в данной работе уделяется образу войны в рассматриваемом произв...

Задать вопрос