Способность создавать компьютерные программы является важной частью грамотности в современном обществе. Когда люди учатся программировать на Scratch, они узнают важные стратегии для решения различных задач, проблем, разработки проектов и представления своих идей.
Scratch придумывался для детей от 8 до 16 лет, но используется людьми всех возрастов. Scratch помогает научиться мыслить творчески, приводить систематические обоснования и совместно работать. Это базовые навыки жизни в 21 веке. Очень много людей создают проекты на Scratch в самых разных тематиках — от простых игр до интерактивных карт и т. д.
С помощью Scratch вы можете программировать собственные интерактивные истории, игры и анимацию и делиться своими творениями с другими представителями Интернет-сообщества.
Объект исследования: основы программирования
Предмет исследования: принципы создания компьютерных игр в среде Scratch.
Цель работы: изучить основы программирования на среде Scratch через создание мини-игр.
Для достижения намеченной цели поставлены следующие задачи :
– Изучить литературу;
– Изучить среду программирования Scratch;
– Ознакомиться с работами, идеями на https://scratch.mit.edu/
– Создать собственные игры;
– Сделать выводы.
Гипотеза: каждый может научиться создавать игры с помощью программы Scratch, проявляя своё воображение и творческие способности.
Практическая значимость работы связана с возможностью углубленного изучения программирования.
Методы исследования : поисковый, сравнение, сопоставление, анализ.
Этапы изучения
Изучение Scratch можно разделить на следующие этапы:
КРУЖОК «Робототехника» (3–4 классы), ДДТ «Сатабыл»
– Базовые элементы проектов в среде программирования Scratch: Изучение работы блоков категорий Движение и Внешность.
– Создание анимационных проектов со сменой фона и использованием звука.
– Летний лагерь «АгроНТИ» (5 класс), РЦЦ «Юные якутяне»
– Создание анимационных проектов с диалогом спрайтов и интерактивных проектов с диалогом пользователя и спрайта.
– Изучение работы командных блоков из категорий Данные и Операторы.
– Создание интерактивного Scratch-проекта с использованием переменных.
– Создание интерактивного проекта с управляемыми пользователем спрайтами.
– Создание интерактивного проекта с несколькими взаимодействующими спрайтами.
Практическая часть
Изучая и работая на Scratch создал несколько проектов. Далее приведу 3 проекта, созданных в этом году.
Проект 1: игра «Танчики».
ЦЕЛЬ ИГРЫ: обыграть противника в танковом бою
Количество игроков: 2. Танки отличаются по скорости, по броне и огневой мощи
– В игре использованы: собственные спрайты:
• Спрайт 1: танк 1 + костюм
• Спрайт 2: танк 2 + костюм
• Спрайт 3,4,5,6: уровни
• Спрайт 7, 8,9: снаряды
– движение, управление, взаимодействие, ограничения, случайное число
Проект 2: игра «Динозаврик»
Цель игры: продвижение динозавра, минуя препятствия
Количество игроков : 1
– В игре использованы: спрайты, движение, управление, скорость, счетчик очков (переменная)
Проект 3: игра «Муравейник»
Цель игры: помочь муравьям преодолеть трудности (3 уровня: найти семена, очистить семена, путь с препятствиями).
Количество игроков: 1
– В игре использованы: собственные спрайты, движение, управление, скорость, счетчик очков (переменная), звук.
Заключение
В заключении, можно сделать следующие выводы:
– изучены возможности и потенциал среды Scratch и созданы собственные проекты.
– среда Scratch позволяет создавать свои проекты. При создании не требуется писать программы, так как предоставлены графические средства для изображения данных и структур управления;
– скретч-истории, выполненные с целью создания игры, могут быть сделаны самими учащимися для демонстрации на занятиях, проведения исследований;
В результате проделанной работы гипотеза подтвердилась: среда Scratch располагает всеми возможностями для самостоятельного создания компьютерных игр.
После проделанной работы, сделал вывод, что нужно научиться программировать на текстовым языкам программирования.
Литература:
- Голиков, Д. В. Scratch для юных программистов / Д. В. Голиков. —: BHF, 2017. — 258 c. — Текст: непосредственный
- Мажед Маржи и др. Scratch для детей. Самоучитель по программированию / — 2018 г.
- Cообщество программирования для детей. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: scratch.mit.edu (дата обращения: 2020, 2021 гг.)