В статье рассмотрено влияние театрального искусства на формирование личности.
Ключевые слова: театральная деятельность, развитие творческих способностей, талант, успех.
Каждый ребенок стремится к вниманию, любви, одобрению со стороны окружающих. Это стремление — естественная необходимость, как потребность в воде, пище, воздухе. Быть хорошим хочется, но не у всех, к сожалению, это получается. Многие современные дети существенно отличаются от своих предшественников неумением уживаться в коллективе, импульсивностью, агрессивностью, закрытостью. У них выявляются затруднения в выражении эмоций, неспособность понимать чувства других, принимать чужую точку зрения, договариваться.
Имея высокую технологическую базу, современный человек всё чаще забывает о потребностях своей души, о саморазвитии, о приобщении к культурным ценностям. Сегодня практически у каждого есть персональный компьютер, телефон и виртуальная реальность, которая, поглощая ребёнка, вытесняет живое общение, но исключает возможность принимать решения в реальной жизни и проявить себя. Именно поэтому наша тема сейчас очень актуальна.
Люди совершают каждый день массу дел: маленьких и больших, простых и сложных. И каждое дело — задача, то более, то менее трудная. При решении задач происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости — все то, что в совокупности и составляет творческие способности. Всегда творчество являлось необходимой частью жизни. Ежедневно мы сталкиваемся с множеством задач, для решения которых требуется исключительно творческий подход. Театральное искусство — один из видов творчества.
Цель исследования
Теоретически обосновать влияние театрального искусства на развитие творческого потенциала и формирование личности ребенка.
Задачи
- Познакомиться со специализированными литературными источниками по данной тематике.
- Определить роль театральной деятельности на развитие детей.
Методы исследования
— изучение и анализ литературы по данной проблеме;
— наблюдение, беседа, анкетирование учащихся.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что материалы могут быть использованы на практике педагогами, руководителями детских театральных коллективов.
Театральное искусство — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с художественным образованием и воспитанием детей, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием внимания, памяти, воображения, речи, созданием положительного эмоционального настроя.
Занимаясь в МБУ ДО «ЦДТ «Восход» г. о. Самара с 2019 года мы с уверенностью можем сказать, что занятия в театральном объединении помогают нам справляться со страхом публичного выступления и воспитывает уверенность в себе. Перевоплощаясь на сцене, в того или иного персонажа, мы осознаем нереальность событий, которые мы изображаем, что дает нам чувствовать себя более раскованными, естественными, быть более свободными в проявлении своих чувств. Таким образом, театр позволяет нам стать смелее и решительнее. Также мы можем отметить улучшение успеваемости в школе.
В 2022 году мы были выбраны на главные роли в нескольких спектаклях. В итоговом спектакле «Приключения незнайки» при завершении учебного года в театральном объединении я, Василий Анюхин, играл главную роль Незнайки. А в ежегодном театральном марафоне, проводимом в нашей школе, я, Иван Анюхин, играл Петуха в постановке «Шах-петух».
Мы искренне убеждены, что это и является залогом дальнейшего успешного развития и прививает у нас вкус к активной, яркой, творческой полноценной жизни.
Для изучения вопроса в более широком масштабе мы провели анкетирование среди детей, занимающихся театральным искусством и узнать, как влияют занятия в театральном объединении на успеваемость в школе и умение общаться со сверстниками. Для этого была разработана анкета и респондентам было предложено ответить на ряд вопросов. В анкетировании приняли участие 120 детей.
Исходя из личного опыта и общения с ребятами в процессе анкетирования мы поняли, что в результате занятий исчезли страх и скованность, развилась речь, обнаружились и развились творческие способности, исчезли закомплексованность в индивидуальном поведении и общении. Легче запоминаются стихотворения, формулы и тексты, улучшилась успеваемость в школе.
Выводы: подводя итоги проведённых исследований, мы делаем вывод о том, что одной из актуальных тем развития творческого потенциала ребенка является средства театрального искусства. Занятия в театре дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности перед партнерами и зрителем, прививают любовь к труду, смелость, в полной мере формируют коммуникативные умения. Театральные занятия создают условия для самопознания, самораскрытия, самоопределения и самореализации. Из проведенных исследований видно, что дети, занимающиеся театральной деятельностью, со временем развиваются и они лучше усваивают школьный материал. Театр преподносит ребёнку множество уроков, стимулирует его разностороннее развитие, развивает внимание, память и мышление.
Практическая значимость: применение различных методов театрализации на уроках положительно влияет на развитие, укрепляет познавательный интереса младших школьников, обеспечивает полноценное усвоение учащимися школьной программы, а также помогает развить познавательные способности, не допуская при этом перегрузки. Занимаясь театральной деятельностью, у детей исчезает страх и скованность, обнаруживаются и развиваются творческие способности: художественные, музыкальные, поэтические, исчезает закомплексованность в индивидуальном поведении и общении.
Литература:
- Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. — М.: ACADEMIA, 2002. — 425с.
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. — 2005. — № 6. — С.65–69.
- Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб.: «Питер», 2012. — 375с.
- Николаева Е. И. Психология детского творчества — СПб.: Речь, 2006. — 487с.