Гипотеза: экранные герои значительно отличаются от литературных аналогов
Цель: проанализировать трансформацию экранного образа литературных персонажей
Задачи: сопоставить экранные и литературные образы главных и второстепенных героев; проанализировать режиссерскую вариацию книги; изучить литературное наследие Э. Н. Успенского; выявить отличительные черты экранизации
Объект исследования: литературное наследие Э. Н. Успенского
Предмет исследования: книга Э. Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья», фильм «Чебурашка» (2021)
Методы исследования: культурологический, сопоставительный, анализ и сбор информации
Актуальность: популяризация фильма «Чебурашка» по мотивам книг Э. Н. Успенского
Уникальность: данная тематика является малоизученной
Новизна: сопоставление литературных произведений и современного кинематографического искусства
Практическая значимость: данная работа может быть использована школьниками на занятиях по внеурочной деятельности, а также при изучении творчества Э. Н. Успенского
Теоретическая база исследования: книги Э. Н. Успенского
Художественная база исследования: рисунки по мотивам мультипликационного фильма «Крокодил Гена и его друзья»; кадры из фильма «Чебурашка»
Ключевые слова: литература, кинематограф, Э. Н. Успенский, экранизация, специфика экранизации
Экранизация — это вариация кинематографической адаптации художественного литературного произведения.
Режиссер Дмитрий Дьяченко обратился к литературному наследию Эдуарда Николаевича Успенского с целью экранизировать его книгу о непонятном ушастом зверьке — Чебурашке. Фильм имел большой зрительский успех и спровоцировал новую волну интереса к оригинальной книге.
В книге Э. Н. Успенского Чебурашка впервые появляется в коробке из-под апельсинов. В кинематографической вариации он предстает перед зрителем во время апельсинового дождя в одном из южных городов России.
В литературной вариации Чебурашка является неопознанным зверьком и лучшим другом крокодила Гены. В экранизации мы видим, что изначально отношения Чебурашки и аналога мультипликационного персонажа — садовника Геннадия Петровича складываются наилучшим образом не сразу.
Геннадий Петрович показан весьма неординарным человеком со сложным характером и множеством житейских трудностей.
Изначально он не принимает Чебурашку и пытается определить его породу. В частности называет его щенком белорусской ушастой собаки.
В книге Гена является одиноким крокодилом, который очень хочет обзавестись настоящими друзьями и даже дает об этом объявление. Именно это объявление и сделало крокодила Гену и Чебурашку лучшими друзьями.
Так же как и в книге Чебурашка пытается найти себе место и в зоопарке. Однако он не подходит туда из-за неопознанности породы.
Крокодил Гена тоже не живет в зоопарке, в книге Эдуарда Успенского он является очеловеченным и наделен всеми необходимыми качествами для самостоятельного проживания в городской квартире. У крокодила Гены имеется свой гардероб, выглядит он весьма элегантно, при нем всегда есть белая рубашка и бабочка.
В экранизации есть новая сюжетная линия — это семья Геннадия Петровича. Семейные ценности режиссер показывает зрителю наиболее ярко в сцене с пропажей поваренной книги, которую и предстоит вернуть Геннадию Петровичу не без помощи верного друга — Чебурашки.
Чебурашка сталкивается с временным предательством близкого человека, но именно эта ситуация и показывает настоящее проявление дружбы. Ведь истинной дружбе не страшны препятствия, они делают ее только сильнее. Геннадию так же приходит на помощь и другой настоящий друг — Валера, специалист по экзотическим животным.
В ходе исследования удалось выявить отличительные черты экранизации, а именно: — экранизации присущи новые сюжетные линии, которые придают первоначальному тексту новую динамику; — основной сюжет строится на исходном тексте литературного произведения; — образы всех героев как главных, так и второстепенных полностью сохраняются, в том числе и в манере говорения и внешних данных; — в экранизации режиссер использует современные технологические средства для создания специальных эффектов, например, — апельсиновый дождь.
Фильм «Чебурашка», так же как и книга Э. Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья», показывает нам ценность истинной дружбы, важность сохранения семейных ценностей и традиций, а самое главное умение прощать и принимать друг друга такими, какие мы есть.