В данной статье автор обращается к анализу ономастического пространства города-миллионника, приведя в качестве примера одну из старейших улиц Екатеринбурга — улицу Вайнера.
Ключевые слова: ономастическое пространство, эргонимия, ономастика, Екатеринбург.
Номинации различных учреждений и предприятий составляют значительную часть языкового пространства современного города. Такие номинации являются предметом ономастики — раздела языкознания, изучающего имена собственные: названия людей, животных, племён и народов и др. Частью ономастики являются топонимия, которая занимается изучением географических наименований и истории их возникновения, и эргонимия.
Неотъемлемой частью городского языкового пространства являются урбанонимы. Под урбанонимом Н. В. Подольская понимает вид топонима, собственное имя любого внутригородского топографического объекта, в том числе агороним, годоним, название отдельного здания, хороним городской» [Подольская 1988, с.54].
В конце XX — начале XXI веков в экономике России происходят изменения; в это время появляется огромное количество различных предприятий, в том числе и торговых. Соответственно, в рамках конкуренции возникает необходимость в качественной рекламе, частью которой, безусловно, являются рекламные вывески. Неудивительно, что с ростом конкуренции именно они начинают занимать важное место в языковом пространстве современного города. Имена собственные, названия «коммерческих и деловых объединений, союзов, корпораций и т. п». получили название эргонимы . [там же: 151].
Эргонимы в городском ономастическом пространстве выполняют ряд функций. Классификацию, основанную на функциях эргонимов, приводит также исследователь И. А. Торунова [Торунова 2012: 125]. Она выделяет следующие из них:
1. Информационная функция.
Она заключается в успешной коммуникации. Необходимо, чтобы адресант понял сообщение, направленное ему в качестве кода: ««Разработчик названия компании должен ясно понимать, что продукт его творчества является в первую очередь сообщением, предоставляющим минимальную информацию об объекте номинации» [там же, с. 125].
Здесь автор приводит названия фирм, обозначающих сферу деятельности: например, названия турагентств: Вояж, Инна Тур, Натали турс, TezTour, CoralTrevel, Ланта-Тур, Bentour, Москватур, Франстур .
2. Воздействующая функция.
Данная функция заключается в том, что покупатель с большой долей вероятности предпочтет более оригинальную и менее информативную вывеску.
По другому основанию классифицирует эргонимы Т. А. Новожилова. Она выделяет: «1) наименования с низкой степенью необходимости номенклатурного термина; 2) эргонимы со средней степенью необходимости; 3) названия с высокой степенью необходимости слова-сопроводителя» [Новожилова 2005: 170].
Город Екатеринбург — это особое ономастическое пространство Мы решили проследить, как происходило формирование эргонимов на одной из улиц Екатеринбурга. Для этого была выбрана улица Вайнера — одна из старейших.
Название Вайнера улица получила в 1919 году в честь большевика Л. И. Вайнера, который погиб во время Гражданской войны. В доме купца Телегина располагалось страховое общество «Россия», в котором трудился и жил Вайнер, поэтому в 1920 году на стене появилась посвященная ему мемориальная доска.
Улица Вайнера является одной из старейших улиц города. До 1919 года она носила название Успенская (по церкви Успения Божьей Матери в Ново-Тихвинском женском монастыре, которая просматривалась в перспективе улицы). В XIX—XX веках Успенская улица была одной из главных торговых улиц Екатеринбурга. По ней располагались торговые дома, магазины и лавки братьев Агафуровых, Второва, Д. Г. Ижболдина, Афониной, книжные магазины товариществ Сытина, «Польза», потребительское и Страховое общество «Россия», страховое общество «Русский Ллойд», гостиница «Волга», частная женская гимназия Румянцевой (современный Театральный институт).
Помимо современной архитектуры улица богата на старинные особняки известных горожан, проживавших в Екатеринбурге в прежние времена. Один из них — дом мещанина П. Ф. Блинова, украсивший улицу в 1912 году. Каменный дом мещанина Н. В. Лазарева, состоящий из двух этажей, также приковывает взгляд. Эффектное строение Русско-Азиатского банка с классицистическими приемами, использованными в фасаде здания, и величественный дом из камня купцов Михаила и Василия Дмитриевых, принявший в своих стенах множество разных магазинов, известнейший дом купца Е. А. Телегина и доходный дом купца Е. Е. Емельянова, здание, в котором размещалась первая телефонная станция города. Здесь можно обнаружить и здание бывшей типографии «Гранит», отстроенное в 1912 году и позже принявшее эвакуированные из северной столицы уникальные объекты Государственного Эрмитажа. В 1988 году место обзавелось статусом музея изобразительных искусств. Дальше по улице разместился дом владельца спичечной фабрики В. И. Логинова и следующее за ним здание общества «Проводник».
В наши дни улица Вайнера — одна из самых насыщенных магазинами и ресторанами в Екатеринбурге. Сейчас в память о былом названии улицы на ней высится лишь одноименный ТЦ Успенский . Там расположилось большое количество магазинов одежды: Terranova, Allibi, Stolnik, MODIS, Komod, Zolla, Bulvar, Джентри, Прибалтийский трикотаж, SaNi, Манжетный ряд и другие. Сама пешеходная улица переполнена кофейнями и ресторанами: Gudmen coffe, Vietmon, Eat and go, Coffe box, Julius Meinl, Briosh, Злата печка, Вилка-ложка, Pizza mia, Prolavaш, Мята lounge, Cofix, Поль Бейкери, Killfish, Сinnabon, Моменты, Pelmen bar, Frank by Баста, Кофе на Вайнера, Burger shop, Джао Дао, Мангал шаурма, Uno суши, Просто вегануться, Italianpizza.ru. Многочисленны также салоны ювелирных украшений: Ориенталь, 585* Золотой, Адамас, Sunlight, Золотой рай, Sokolov, 585 GOLD и другие .
Магазины косметики и парфюмерии ( Aloe smart, Люби себя!, Си’виф, Le club и др.), а также магазины сладостей ( PIRATMARMELAD, Жуйколдуй, Алёнка ) имеют своё место среди других заведений на улице Вайнера.
Как видим, своего исторического названия улица не сохранила. Отсюда нет строгих критериев касательно того, какими должны быть эргонимы, составляющие ономастическое пространство улицы. Большинство из них ориентировано на человека, а именно на одну из его главных потребностей — потребность в пище.
Литература:
- Арутюнова Н. Д. Номинация, референция, значение / Н. Д. Арутюнова // Языковая номинация: Общие вопросы. — Москва: Наука, 1977. — C.188–206.
- Володина М. Н. Национальное и интернациональное в процессе терминологической номинации / М. Н. Володина. — Москва: Изд-во МГУ, 1993. — 112 с
- Новожилова Т. А. Номинация современных коммерческих предприятий (на материале русского, английского и немецкого языков): дис. …канд. филол. наук / Т. А. Новожилова. — Ростов-на-Дону, 2005. — 170 с.
- Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Н. В. Подольская; Отв. ред. А. В. Суперанская; АН СССР, Ин-т языкознания. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Наука, 1988.187 с. 6.