Гобой как средство изображения представителей животного мира | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Самые интересные примеры Самые юные ученые Необычная тема исследования

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №4 (67) апрель 2023 г.

Дата публикации: 07.03.2023

Статья просмотрена: 226 раз

Библиографическое описание:

Карташёв, А. В. Гобой как средство изображения представителей животного мира / А. В. Карташёв, М. В. Лысенкова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 4 (67). — С. 213-217. — URL: https://moluch.ru/young/archive/67/3582/ (дата обращения: 16.11.2024).



Когда мои друзья спрашивают меня, кем работает мой папа, я отвечаю, что он играет на гобое в симфоническом оркестре. Мир музыки и музыкальных инструментов разнообразен. В симфоническом оркестре может быть более 100 музыкантов. Основу большого симфонического оркестра составляют четыре группы инструментов: струнные смычковые, деревянные духовые, медные духовые и ударные.

Не все знакомы с гобоем и с тем, как он звучит. Вот почему я решил изучить гобой и его звучание.

Как лучше всего объяснить ребёнку, как звучит тот или иной инструмент? Конечно же, сравнить его с чем-то знакомым. Например, с животным или с птицей. Особенно образно гобой звучит, когда иллюстрирует птиц и животных.

Гобой — это один из самых древних музыкальных деревянных духовых инструментов. Он прошёл длительный эволюционный путь от обыкновенного пищика — тростникового стебля или примитивной свистульки, до современного гобоя, который стал одним из ведущих участников симфонического оркестра, различных камерных ансамблей и солирующим инструментом.

Гобой — один из самых важных инструментов в симфоническом оркестре, потому что практически ни одно крупное произведение не обходится без этого инструмента. Гобой участвует и в камерных ансамблях (это маленький состав оркестра).

Не многие знают, что любой симфонический концерт начинается со звука «ля», который издаёт гобой для того, чтобы другие инструменты в оркестре настроились на один лад. В тембре духового инструмента есть все необходимые обертоны (это призвуки, которые входят в спектр музыкального звука) для всех инструментов в оркестре, которые будут настраиваться. Гобой по наполнению тембра один из самых богатых инструментов.

Предки гобоя корнями уходят в глубокую древность. Со временем у человека возникла мысль создания источника звука — «трости», которую (даже сегодня) изготавливают из камыша и потом соединили с дудочкой.

Трудно установить с точностью, когда гобой (инструмент, который, как и современный гобой, состоит из трёх частей) был введён в употребление. Такой инструмент получил название «барочный гобой». Он звучал в камерных ансамблях в сочетании со струнными инструментами.

При дворе Людовика XIV получил популярность «французский гобой». При создании такого типа гобоев использовали дорогие материалы — эбеновое дерево, самшит, а для украшения инструмента даже слоновую кость.

Появление и распространение гобоя в России связано с петровскими реформами, которые коснулись всех сторон культурной жизни страны. Так же как в Англии, в России первыми исполнителями на гобое были иностранные музыканты. По указу Петра I гобой становится постоянным инструментом в военных оркестрах.

У гобоя насыщенное звучание и необычный «гнусавый» оттенок, который напоминает звук пастушьей дудочки. Именно благодаря этим тембровым возможностям композиторы в своих партитурах доверяют ему озвучивание идиллических и пасторальных сцен или картин природы. Также композиторы используют гобой, когда хотят проиллюстрировать и иронические моменты, и величественные.

Птичье пение исключительно музыкально. У каждой мелодии свой ритм, темп и тембр, оттенки и интонации. Не удивительно, что композиторы используют различные инструменты для имитации не только птичьих голосов, но и их движений. И гобой — один из любимейших инструментов для этого.

Сергей Прокофьев. «Петя и волк» [7]

Петя и волк

В 1936 году Сергей Прокофьев вернулся на постоянное жительство в Советский Союз. Одним из первых его произведений после возвращения была симфоническая сказка «Петя и волк», написанная всего за две недели в апреле 1936 года для детского театра в Москве. С. С. Прокофьев придумал рассказ и сам написал повествование, опираясь на воспоминания собственного детства.

Это удивительное произведение пользуется популярностью, как у детей, так и у взрослых. Но особенно оно любимо детьми, потому что именно с этого сочинения ребята знакомятся с разными музыкальными инструментами и с особенностью их звучания. Это очень образное произведение, которое охватывает весь оркестр.

Главными действующими лицами сказки являются Пионер Петя, Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, Волки и Охотники. Действие происходит на лугу, окружающем дом Пети. Голодный волк пытается поймать животных, чтобы съесть их. Петя придумывает план по поимке волка. Птица отвлекает волка, а Петя набрасывает веревку на хвост волка и ловит его. Петя и охотники отводят волка в зоопарк.

Во время игры оркестра чтец читает текст, который был написан самим композитором. Пионера Петю иллюстрирует группа струнных инструментов, птичку — флейта, кошку — кларнет, дедушку — фагот, волка — валторны, охотников — большой барабан и литавры, ну а утку изображает гобой. Как раз гнусавость низких звуков гобоя поразительно подходит для отображения неповоротливой утки. Когда вы слушаете гобой в этой партии, то вы живо представляете себе «крякающую» утку.

Симфоническая сказка начинается с темы гобоя (хотя в данном произведении гобой показан не с самой возвышенной и благородной стороны) и заканчивается темой того же гобоя. Несмотря на то, что Волк съел Утку, птица не умерла и продолжала настойчиво крякать в животе у хищника.

П. И. Чайковский. «Танец маленьких лебедей» [8]

Танец маленьких лебедей

Самые популярные партии гобоев звучат в знаменитом балете П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Принято считать, что «Лебединое озеро» — это первый балет композитора. Он был создан в 1876 году. Сюжет произведения вращается вокруг прекрасной девушки, которую злой колдун превращает в белого лебедя.

Хотелось бы отметить, что сам балет «Лебединое озеро» считается гобойным балетом, потому практически в каждом сольном номере звучит большое развёрнутое соло гобоя. Гобой предваряет самое первое появление Белого Лебедя. Гобой же и завершает балет, иллюстрируя торжество добра над злом.

Одна из самых знаковых партий гобоя — это небольшая танцевальная миниатюра, которая называется «Танец маленьких лебедей». Четыре девушки-лебедя танцуют, взявшись за руки «через одну». Эта сцена длится всего одну минуту и сорок шесть секунд. Однако эпизод настолько гениален, что многие не только могут напеть главный мотив танца, но и показать несколько танцевальных движений.

Музыкальную тему «Танцев маленьких лебедей» ведут два гобоя. У этого отрывка очень игривый характер, поскольку духовые инструменты в быстром темпе играют коротко и отрывисто.

И. Стравинский. «Соловей» [9]

Соловей

Опера И. Стравинского «Соловей» была создана в 1913 году. Премьера прошла в 1914 году. Это первая опера композитора, которая состоит из 3-х актов.

Действие оперы происходит в Китае в сказочные времена. При императорском дворе Соловей (сопрано) соревнуется с механической птицей-соловьём.

Здесь партию механического соловья исполняет гобой. Почему это вызывает интерес? Традиционно соловья в различных музыкальных произведениях изображает флейта с её замечательной мелодичностью и способностью имитировать соловьиные трели. Мне кажется, что Стравинский выбрал гобой, потому что изображать надо было механического соловья, а не настоящего. Это очень интересный и оригинальный приём, который иллюстрирует экспериментальный взгляд композитора на музыку и его стремление писать новым музыкальным языком.

Н. А. Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебеди» [10].

Сказка о царе Салтане

Величественно, возвышенно и солнечно гобой звучит в опере Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебеди». Впервые «Сказка о царе Салтане» была поставлена в 1900 году.

Действие происходит в городе Тмутаракани и на острове Буяне в сказочные времена. Солнечная, полная лёгкого юмора, опера воссоздаёт обаятельные черты жизнерадостной сказки Пушкина. Я думаю, что сюжет этой сказки хорошо знаком, как взрослым, так и детям.

Опера состоит из 4-х действий и пролога. В третьем действии царь Салтан грустит в Тмутаракани. Гости пытаются развлечь царя рассказами о чудесах, которые они видели по всему свету. Они рассказывают о появлении красивого города Леденца, о белке, которая грызёт золотые орешки и поёт песенки, о тридцати трёх богатырях. Кульминацией оперы становится рассказ о самом удивительном из чудес: о прекрасной Царевне-Лебеди. Именно гобой выбирает Н. А. Римский-Корсаков для того, чтобы продемонстрировать самый красивый образ в опере.

Грациозные плавные движения Лебедя переданы гобоем прекрасно и таинственно. Это очень медленное, вдумчивое соло гобоя.

М. П. Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов» [11]

Танец невылупившихся птенцов

Нельзя не упомянуть «Балет невылупившихся птенцов» из сюиты М. П. Мусоргского «Картинки с выставки» в оркестровке М. Равеля. «Картинки с выставки» — это гениальный фортепианный цикл, который был написан в 1874 году. Он состоит из фортепианных сюит: «Прогулка», «Гном», «Старый замок», «Тюильрийский сад», «Быдло», «Балет невылупившихся птенцов», «Самуэль Голдберг и Шмуйле, или Два еврея — богатый и бедный», «Лимож», «Катакомбы», «Избушка на курьих ножках, или Баба-Яга» и «Богатырские ворота».

В 1922 году французский композитор М. Равель закончил оркестровку фортепианного цикла. Эта партитура признана самой стилистически точной, поскольку М. Равель прекрасно знал каждый инструмент и возможности их тембрового сочетания.

«Балет невылупившихся птенцов» — это танец птенчиков в исполнении гобоев и флейты.

Из названия можно понять, что данная музыкальная миниатюра комична и наивна. Музыкальные инструменты иллюстрируют хаотичность и сумбурность происходящего. В связи с этим легкие, невесомые перепевы флейты перекликаются и вступают в диалог с более земными, устойчивыми звуками гобоя. Именно технические возможности гобоя позволяют так точно передать копошение птенцов, так как это один из самых стаккатных инструментов в оркестре.

П. И. Чайковский. «Танец Кота в сапогах и белой кошечки» [12]

Спящая красавица

В балете П. И. Чайковского «Спящая красавица» гобой изображает Кота в сапогах и белую кошечку.

Этот балет поставлен по сюжету хорошо всем известной сказки Шарля Перро «Спящая красавица». Первая постановка состоялась в 1890 году. Балет состоит из пролога, 3-х действий и апофеоза.

Коварная злая колдунья делает так, что прекрасная принцесса засыпает на 100 лет и пробуждается после поцелуя принца.

Кот в сапогах танцует с белой кошечкой на свадьбе принцессы Авроры и принца Дезире. В этой музыкальной миниатюре гобой перекликается с флейтой. Здесь очень интересное сочетание звучания двух духовых инструментов, которые тем не менее так отличаются друг от друга. В этом произведении гобой уже изображает не птицу, а животное. Именно гобой позволяет имитировать кошачье мяуканье: протяжное и тягучее.

Антонио Паскулли. «Пчёлка» [13]

Пчёлка

Незаурядное произведение «Пчёлка» Антонио Паскулли было создано композитором в 1874 году. Этот музыкант был не только талантливым композитором, но и гениальным гобоистом. В своё время «Пчёлка» произвела впечатление на Римского-Корсакова, который позже написал музыкальный номер «Полёт шмеля» для флейты в опере «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебеди».

Очень интересен образ, который создаёт гобой в этом произведении. Именно неповторимый тембр гобоя позволяет изобразить причудливый, беспорядочный полёт пчелки. Не удивительно, что эта музыкальная пьеса считается одной из самых сложных для исполнения.

Пьеса длится чуть более четырёх минут, и в ней нет ни одного лирического отрывка, поэтому в голове легко складывается образ назойливого пчелиного жужжания. Это подчеркивается монотонным исполнением пассажей в одном быстром темпе.

Интересно отметить, что при исполнении этого произведения музыкант пользуется таким профессиональным приёмом как перманентное дыхание (гобоист одновременно вдувает воздух, заранее запасенный в надутых щеках, в гобой, а носом вдыхает новую порцию воздуха). Это значит, что за всю пьесу гобоист ни разу не делает ни одного вздоха. Слушателю кажется, что более четырёх минут духовик не дышит, и это выглядит как некий фокус.

Таким образом, гобой задействован в самых знаменитых и популярных музыкальных произведениях. И этот инструмент находится не на вторых ролях, а на ведущих. Удивительно широк и разнообразен диапазон образного звучания гобоя. Это и очень натурально крякающая утка в симфонической сказке Прокофьева «Петя и волк», это весёлый «Танец маленьких лебедей» у Чайковского и грациозная Царевна-Лебедь у Римского-Корсакова. Это и механически звучащий соловей из оперы Стравинского «Соловей», и смешные, только что вылупившиеся птенцы у Мусоргского, и назойливо жужжащая пчёлка у Паскулли. Эти возможности гобоя связаны с его оригинальным звучанием, строением инструмента и техническими возможностями исполнителя.

Литература:

  1. Айнбиндер А. Петр Чайковский. Неугомонный фатум. — М.: Молодая гвардия, 2022
  2. Пушечников И. Искусство игры на гобое. История, теория, методика, педагогика. — Спб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2005
  3. 111 опер. Справочник-путеводитель. — Спб.: КультИнформПресс, 1999
  4. Википедия // Петя и волк
  5. https://soundtimes.ru/kamernaya-muzyka/udivitelnye-muzykalnye-proizvedeniya/m-p-musorgskij-kartinki-s-vystavki/ // М. П. Мусоргский «Картинки с выставки»
  6. https://www.belcanto.ru/solovey.html/ // Опера Стравинского «Соловей»
  7. Симфоническая сказка С. Прокофьева «Петя и волк» // https://drive.google.com/file/d/1P5HjHtVFndXCMInIq5-uR_jsm-pAwnRX/view?usp=share_link/
  8. П. И. Чайковский «Танец маленьких лебедей» // https://drive.google.com/file/d/1ewqetEYdUbIzPd-RezYf0bWkjycabRWo/view?usp=share_link/
  9. И. Стравинский «Соловей» // https://drive.google.com/file/d/1ozTPZrQ1gaHrc7khYG4d6UmmAeDfh5hX/view?usp=share_link/
  10. Н. А. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне-Лебеди» // https://drive.google.com/file/d/1eriYSmBvqQalUJcPweTKSAO9-l0xl3Jj/view?usp=share_link/
  11. М. П. Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов» // https://drive.google.com/file/d/1vVLAa3YnjXUshnzWdVNiiQFMEqqJjQal/view?usp=share_link/
  12. П. И. Чайковский. Танец Кота в сапогах и белой кошечки // https://drive.google.com/file/d/1hvaFYyFwRZxjTSvSoYPd7lc7Y9PdJRdy/view?usp=share_link/
  13. Антонио Паскулли. Пчёлка // https://drive.google.com/file/d/1VxgTxsZ7ir5e8OlLAl-foEK9RMkl2DeD/view?usp=share_link/


Задать вопрос