Мифы о Петре I: царь-антихрист и подменный царь | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования

Рубрика: История

Опубликовано в Юный учёный №4 (67) апрель 2023 г.

Дата публикации: 11.03.2023

Статья просмотрена: 195 раз

Библиографическое описание:

Крылов, Н. С. Мифы о Петре I: царь-антихрист и подменный царь / Н. С. Крылов, А. В. Бухтияров. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 4 (67). — С. 159-160. — URL: https://moluch.ru/young/archive/67/3594/ (дата обращения: 16.11.2024).



Ключевые слова: царь, антихрист, Петр I, старообрядцы, подменный царь.

Пётр I Великий — царь всея Руси и первый Император Всероссийский, представитель династии Романовых. Петр был сильным, дисциплинированным царем, проявлял мужество и отвагу. Всеми своими усилиями он продвигал и просвещал страну. Царь был великим реформатором, который внес значительные изменения в государстве и обществе России. Он провел военные, судебные, финансовые реформы, реформы образования и др. Он создал первый Российский флот, первым совершил путешествие в Европу, известное как Великое посольство, цель которого было установить военно-политические, культурно-экономические и научные связи со всей Западной Европой. Вдобавок Петр изменил жизнь людей: он вводил в обиход привилегированных слоев населения западный образ жизни. Петр был из тех правителей, которые привлекали к власти людей за их профессиональные качества, а не за происхождение. Но немалая часть российского народа не было готова к таким резким переменам и была крайне недовольна новым царем, на фоне чего люди начали строить мифы о Петре. Одни из самых популярных — это легенда о царе-антихристе и подменном царе.

Легенда о Петре I — царе-антихристе зародилась в начале XVIII века. «Важно отметить, что внедрили легенду о царе-антихристе старообрядцы. Дело в том, что религиозная политика Петра I существенно ограничивала права старообрядцев» [1].

Важной причиной появления этого мифа является и то, что Петр I был царем с нетрадиционными представлениями о правлении государством, — он правил всеми сферами жизни общества, включая духовную. Историк Русской Церкви Е. Е. Голубинский подчеркивает, что Петр I хотел создать из России европейскую державу, и патриарх мог составить царю оппозицию, так как некоторые ставили патриарха выше царя, а это могло привести к бунту. Духовенство же было очень недовольно таким правителем. Они считали, что если царь так «небрежно» относился к церкви, то он совсем не уважает Христа, и пошли слухи о том, что Петр I — противник Христа, то есть Антихрист.

Какие же ограничения коснулись старообрядцев при Петре I? Начнем с того, что Синод принял текст присяги для иереев, по которой они обязаны были искать раскольников и извещать о них начальству. Староверам запретили занимать все общественные должности. Их браки стали считаться недействительными. «При Синоде была основана особая «контора раскольничьих дел», которая владела правом наказания, от нанесения тяжких увечий до ссылки на каторгу и мануфактуры» [2].

Также народ был очень возмущён стремлением царя сделать Россию европейской страной. Это тоже часто связывали с приходом противника Иисуса. Даже сама внешность царя, в их представлении походила на внешность Антихриста. Он носил немецкие башмаки, которые воспринимались, как «коровьи ноги», какие были у противника Христа. Народ говорил, что «их государь принял звериный образ и носит собачьи кудри» [3]. Брадобритие вообще считали «печатью Антихриста». Царь желал сменить и гардероб населения, чему народ тоже был не очень рад. Особенно это сказывалось на женской одежде. Новые французские платья называли «бесовскими». Традиция скрывать формы женского тела стремительно исчезала. Молодые барышни очень стеснялись таких открытых платьев. А взрослым дамам было очень неудобно носить корсеты. Москва отчаянно сопротивлялась, многие дворяне высылали своих жен и дочерей далеко от столицы, боясь таких нововведений. Да и вообще народ не старался менять гардероб. На городских воротах даже вывешивались специальные чучела, одетые новой одеждой, как бы «образцы» той одежды, которую пытался ввести царь. Но и это было безуспешно — чучела закидывали отбросами, рвали. К ним приходилось ставить караулы.

Ещё один предмет для беспокойства людей (в основном это было высшее общество) — ассамблеи. Ассамблеи — это новый вид досуга для богатых людей, указ об учреждении которых Петр I издал 25 ноября 1718 года. Они были основным средством для выражения политических и культурных идей. Встречи проводились в парках и на площадях городов, в лесах, и на полях, и даже на морских берегах. Ассамблеи собирали большое количество людей и были местом для встречи людей разных социальных классов, для обсуждения актуальных политических и религиозных вопросов. Также разглашались приказы и распоряжения Петра I и произведения писателей и поэтов. Для государя ассамблеи были важнейшим средством для привлечения подданства к его правительству. Народ не сильно одобрял такие встречи. Это был ещё один повод надеть те самые нововведённые французские платья и корсеты, которые так не любили светские дамы. Недовольно было и старое поколение, которое было против того, чтобы молодые люди самостоятельно знакомились. Бояре всячески пытались отказаться от участия в этих мероприятиях, так как считали их неприличными. Ассамблеи вызывали негодования и их считали знаком неуважения к Богу.

Также стоит добавить, что царь нормализовал курение. Табак в России появился ещё во времена Ивана IV Грозного, но был под запретом из-за пожароопасности. Курение презирали, относили к одному из смертных грехов, а табак был «проклятым дьявольским зельем». Курение табака каралось кнутом, а его продажа — смертной казнью. Несмотря на то, что Петр был противником алкоголя, к курению он относился более лояльно. В начале своего правления, царь наказывал курильщиков штрафами и даже ссылками. Но чуть позже, когда Петр отправился в Европу в 1697 году, он погрузился в табачную культуру. Во время своего правления царь часто использовал табак для борьбы со стрессом, принимал участие в праздничных курениях с друзьями. После возвращения в Россию, царь подписывает указ о праве англичан экспортировать в Россию табак. Курение вскоре тоже стало легальным. Петр даже заставлял своих бояр курить. В 1716 году была основана первая в России табачная фабрика. Духовенство всё ещё считало курение смертным грехом и распространяло мнение о том, что если царь курит, позволяет курить и заставляет курить, то в нем точно не чистая сила присутствует.

Литература:

  1. Голубинский Е. Е. О реформе в быте русской церкви. Москва: Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1913, 132 с.
  2. Гурьянова Н. С. Крестьянский антимонархический протест в старообрядческой эсхатологической литературе периода позднего феодализма. Новосибирск: Наука, 1988. 188 с.
  3. Перри М. Русская народная эсхатология и легенда о Петре I Антихристе // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2016. Вып. 4. С. 77–86.


Ключевые слова

Петр I, старообрядцы, царь, антихрист, подменный царь

Похожие статьи

Иван IV — первый царь всея Руси

Борисоглебский культ, страстотерпие и мученичество. Взаимосвязи и параллели

В данной статье рассматриваются вопросы двух понятий ликов святости — страстотерпия и мученичества, осуществляется попытка проследить структуру взаимоотношений между данными понятиями применимо к Русской Православной церкви.

Иван Федоров и начало книгопечатания на Руси

В статье рассматривается краткое описание книгопечатания на Руси.

Петр I. Царь. Император. Реформатор

Эсхатология у старообрядцев-поповцев в первой половине XVIII в.

Статья посвящена особенностям учения о конце света у старообрядцев-поповцев в первой половине XVIII в. Проанализированы также отличия двух направлений старообрядчества (поповства и беспоповства), возможность их временной консолидации в экстраординарн...

Правление Александра II: поворотный пункт в истории России

П. Д. Киселёв — великий русский реформатор

В статье автор исследует основные этапы жизни и деятельности П. Д. Киселёва.

Великие святые — защитники земли Русской

Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси в фильме-сказке и фильме-фэнтези

Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки и причины церковного раскола

Похожие статьи

Иван IV — первый царь всея Руси

Борисоглебский культ, страстотерпие и мученичество. Взаимосвязи и параллели

В данной статье рассматриваются вопросы двух понятий ликов святости — страстотерпия и мученичества, осуществляется попытка проследить структуру взаимоотношений между данными понятиями применимо к Русской Православной церкви.

Иван Федоров и начало книгопечатания на Руси

В статье рассматривается краткое описание книгопечатания на Руси.

Петр I. Царь. Император. Реформатор

Эсхатология у старообрядцев-поповцев в первой половине XVIII в.

Статья посвящена особенностям учения о конце света у старообрядцев-поповцев в первой половине XVIII в. Проанализированы также отличия двух направлений старообрядчества (поповства и беспоповства), возможность их временной консолидации в экстраординарн...

Правление Александра II: поворотный пункт в истории России

П. Д. Киселёв — великий русский реформатор

В статье автор исследует основные этапы жизни и деятельности П. Д. Киселёва.

Великие святые — защитники земли Русской

Воображаемое прошлое: образ Древней и Московской Руси в фильме-сказке и фильме-фэнтези

Реформы патриарха Никона: исторические предпосылки и причины церковного раскола

Задать вопрос