В статье рассматривается актуальный вопрос роли чтения как одного из важнейших факторов формирования духовно-нравственного воспитания учащихся 5–7 классов. Раскрываются методические основы организации работы с произведениями, имеющими духовно-нравственную направленность в предметной области «Литературное чтение» по программе 5–7 классов.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, произведение, детское чтение, школьный возраст, роль чтения.
Среди важнейших вопросов воспитания вопрос духовно-нравственного воспитания молодого поколения является очень серьезным, так как от него зависит судьба самих молодых людей и судьба России. Исторический и педагогический опыт убеждает нас в том, что образование имеет огромное значение для социального и духовного развития человека. Духовность и нравственность являются элементами мировоззрения. Целенаправленное духовно-нравственное воспитание и развитие приводит к укреплению любви к Родине, чувства ответственности за ее силу и независимость, сохранению ее материальных, духовных и нравственных ценностей, развитию благородства и достоинства личности.
Духовно-нравственное развитие личности является важным фактором развития государства, обеспечивающим духовное единство народа, унификацию моральных ценностей, политическую и экономическую стабильность. Создание современной инновационной экономики невозможно без внимания к человеку, его внутреннему состоянию и качеству жизни [1, с. 56].
Темпы и характер развития общества напрямую зависят от политической позиции личности, сферы мотивации и воли, жизненных приоритетов, моральных убеждений, нравственных норм и духовных ценностей. Воспитание личности, формирование духовно развитых качеств характера, любовь к Родине, потребность в созидании и совершенствовании являются важнейшими условиями успешного развития России.
Вопрос духовно-нравственного воспитания личности всегда был актуальным и приобретает все большее значение в современных условиях. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что духовному воспитанию уделяется большое внимание. Многие из этих исследований были проведены очень давно, что говорит о том, что эта тема всегда имела большое значение для воспитания учащихся.
В педагогическом наследии Антона Семеновича Макаренко четко сказано, что один из главных аспектов формирования и развития личности — грамотность и общая культура — это ее формирование, которое достигается через чтение, которое Макаренко старался сделать жизненной задачей всех воспитанников. Он старается воспитать всех — и тех, кто читает, и тех, кто не представляет себя без книг.
Подлинное чтение, по Сухомлинскому, — это вдумчивое проникновение в смысл прочитанного, наслаждение художественными ценностями. Оно захватывает ум и сердце — вызывает раздумья об окружающем мире и о самом себе, заставляет всматриваться в сложность человеческой души, думать над своей судьбой, над будущим. “Учение, овладение знаниями, сидение за книгой — большое благо и счастье” [2, с. 18].
Детское чтение основывается на лучших образцах мировой литературы. Те, кто читает лучшие книги, имеют доступ к интеллектуальному обогащению. Детское чтение — это один из кирпичиков духовности, интеллекта и культуры нации или общества.
Средний школьный возраст (от 11–12-ти до 13-ти лет) — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5–7 классы) и характеризуется глубокой перестройкой мышления и восприятия.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчивые. Поэтому очень важно заложить верные основы духовности и нравственности именно в этом возрасте, а чтение в данном аспекте является наиболее эффективным способом [4, с. 28].
В 5 классе учащиеся более подробно знакомятся с творчеством И. А. Крылова. Его басни отличаются строгой формой, что продиктовано традициями стихотворчества, насыщены выразительными образами героев и ярким, эмоциональным языком, позволяющим подчеркивать созданные автором характеры. Данные особенности открывают широкие возможности в использовании басен с различными целями, такими, как: нравственное воспитание учеников; умение проникать в скрытый смысл, заложенный автором в произведении; раскрытие переносного значения образов басни в контексте жизненных ситуаций; понимание положительных и отрицательных характеристик героев басни; умение сравнивать поведение героев басни и реальность.
Басни «Ворона и Лисица», «Волк и Ягнёнок», «Свинья под Дубом». Высмеивают человеческие пороки — грубую силу, жадность, неблагодарность, хитрость и т. д.
Одним из произведений по формированию духовности в 5 классе является «Муму» И. С. Тургенева. Произведение учит сопереживать чужому несчастью, осуждать деспотизм и, что самое ценное, в своих еще не совсем организованных речах дети размышляют о нравственном превосходстве Герасима над барыней.
В 6 классе для работы духовно-нравственного воспитания отлично подходят рассказы В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой»; В. Г. Распутина «Уроки французского»; М. Зощенко «Не надо врать», «Галоша»; Ф. Кривина «Почему наша улица не совсем прямая?».
Изучаемые в 7 классе, произведения древнерусских авторов представляют собой определенную литературную ценность. В первую очередь это, конечно же, наше национальное достояние и источники сведений о культуре и быте того далекого времени. Дают они нам представления и о нравственных идеалах древней Руси. А они, в свою очередь, являются поучительными и по сей день.
Древнерусская литература — это кладезь мудрости наших предков. А нравственные уроки из нее можно извлечь очень огромные и полезные. Ведь для того и пришла когда-то человеку в голову мысль записывать свои думы, поучения и наблюдения, чтобы донести их до потомства.
Нельзя не упомянуть о поучении Мономаха. В нем обращается он ко всему подрастающему поколению, призывая его к добродетели, трудолюбию и терпению. Так же, поучает он уважать своих родителей, быть милосердными. Владимир ставит в пример свою жизнь. Он не говорит, что он идеален, но многому можно поучиться у него. Призывает он и жить в мире с ближними своими и стараться не творить зла.
Для формирования патриотизма и любви к Родине необходимо читать произведения Ф. Васильева, Н. Некрасова, Л. Толстого, М. Шолохова, чтобы дети, читая, понимали какую любовь к своей Родине испытывает автор и передает её читателю.
В вопросе духовно-нравственного воспитания необходимо сформировать у учащихся умение анализировать художественные произведения, для этого эффективны такие виды деятельности, как создание характеристик литературных героев, опорных схем и таблиц, сопоставление различных точек зрения по произведению, отдельным образам, соотнесение событий с определённой эпохой [3, с. 31].
Нравственное воспитание продолжается не только на уроках литературы, но и на уроках русского языка. Конечно, для этого необходимы специализированные тексты (например, для анализов, конспектов и т. д.) и подбор текстов, чему уделяется особое внимание при подготовке курса. Обучение продолжается во внеклассных мероприятиях, таких как кружки по изучению литературы, вечера памяти и выпуск школьной газеты. Также продолжается работа в музейном отделе школы, так как без знания истории и прошлого нет будущего.
Таким образом, художественная литература действительно может оказывать неограниченное влияние на учащихся. Хорошо структурированные, ориентированные на ребенка уроки и правильно рекомендованные книги для чтения вызывают неподдельный интерес и резонанс у всех учащихся.
Эмоционально насыщенный материал оставляет глубокий отпечаток на психике ребенка, который становится основой для духовно-нравственных чувств, идеалов, установок и переживаний, а со временем нравственные чувства наложат свой отпечаток на жизнь и отношение к действительности. Развитие эстетического чувства сопровождается также духовным развитием человека. То, что ребенок чувствует эмоционально сегодня, завтра перерастет в осознанное отношение к искусству и жизни.
Литература:
- Павловская, О. А. Духовно-нравственные ценности в формировании современного человека / О. А. Павловская, В. В. Старостенко, Л. Н. Владыковская. — Минск: Белорусская наука, 2011. — 452 с.
- Романова, Э. Н. Роль книги и чтения в жизни детей / Э. Н. Романова, О. А. Данилова, М. Л. Ведерникова, М. Н. Чернышева // Педагогическое мастерство: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва: Буки-Веди, 2014. — С. 187–190.
- Роль чтения в развитии личности ребенка: материалы межвузовского круглого стола студентов, аспирантов и молодых ученых. Выпуск 5: [сборник] // Российская государственная детская библиотека; сост.: А. В. Березина; н. ред.: Малахова Н. Г.: ред.: Березина А. В., Колосова Е. А. — Москва, 2021. — 120 с.
- Русакова, Т. Г. Духовный опыт ребенка: структура, диалектика становления, концепция и технология педагогического содействия / Т. Г. Русакова. — 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2017. — 189 с.