В данной статье представлена серия художественных анализов по произведениям А. С. Пушкина, А. А. Фета и В. А. Жуковского. Подробно рассмотрено значение пейзажей в их лирике.
Ключевые слова: поэты, человек, природа
Стихотворение А. С. Пушкина «Возрождение» состоит из двух смысловых частей. В первой автор говорит о «художнике-варваре», который пишет свою картину поверх чужой. Автор порицает подобные действия и эпитетом «ветхой» подчёркивает бессмысленность, временность трудов художника. Во второй части он повествует о «созданье гения», которое находилось под «рисунком беззаконным». Автор рассуждает о вечности настоящего искусства и человеческих ценностей. Название «Возрождение» подчеркивает его мысль о том, что вне зависимости от времен и «заблуждений измученной души» у человечества всегда есть такие фундаментальные ценности как любовь, дружба, семья, дом. Потому каждый человек, как бы он не сбился с истинного пути, всегда может «возродиться», опираясь именно на них. Своё стихотворение Пушкин разделяет и между частями ставит точку с запятой, чтобы выделить мысль о том, что там, где для картины «художника-варвара» конец, для истинного искусства лишь возрождение.
Поэты во все времена обращались к теме внутреннего мира человека, его очищения. Они, как творческие люди, часто рефлексируют и переосмысливают то, что сами несут в мир. Плодами подобных раздумий являются стихотворения А. С. Пушкина «Возрождение» и М. Ю. Лермонтова «Молитва».
В стихотворении «Молитва» повествование идет от первого лица, что объединяет переживания, мысли автора и его лирического героя. Оно было написано на закате жизни Лермонтова, что, на мой взгляд, делает это стихотворение «итогом» его жизни. Лирический герой находит успокоение в вере. Он надеется на силу молитвы, а метафорой «дышит…святая прелесть» он одушевляет её строки, что наводит на мысль о том, что он полагается на молитву так, как не может ни на одного человека.
В стихотворении Пушкина «Возрождение» лирический герой не надеется на высшие силы, он верит в вечное искусство, человеческие ценности. Автор убежден, что как в масштабе проблем одного человека, так и всего человечества выход помогут найти лишь фундаментальные истины, изложенные в различных произведениях искусства. Работы «художников-варваров» он описывает метафорой «ветхая-чешуя», характеризуя их как что-то ненужное, даже мешающее на пути поиска истины.
Оба стихотворения иллюстрируют способы нахождения покоя и умиротворения. Но авторы говорят о разных способах очищения человека. Они также отличаются темами. В стихотворении Лермонтова религиозный посыл. А в стихотворении Пушкина затрагивается тема поэта и поэзии.
У стихотворения А. А. Фета «Ласточки прилетели» очень тревожное настроение. Это показано как через лирического героя, так и через природу. Автор создает мрачный пейзаж: ночь, вьюга, одинокий дом. С помощью звукописи Фет делает его ещё пугающее: А вчера зарей
Все грачи летали…
Одиночество лирического героя показано через образ перекати-поля. Поле — пустая местность, а перекати-поле — единственное растение «блуждающее» по нему. Природные явления давят на лирического героя, автор одушевляет ветер, чтобы ещё больше подчеркнуть это: …ветер злится…
В стихотворении мы видим пейзаж поздней осени, это полностью соответствует тоскливому настроению лирического героя.
Фет сравнивает человеческую жизнь с временами года, тем самым показывает, что всё проходит, черная полоса всегда сменяется белой.
Белинский называл Жуковского «литературный Колумб Руси». В. А. Жуковский переводил западноевропейские литературные произведения, из которых он и узнал о новом течении, для которого характерно двоемирие и стремление лирического героя к свободе. В лирике Жуковского говорится не о чувствах и размышлениях в общем, как в классицизме, автор пишет о конкретном лирическом герое. Жуковский начал эру романтизма в русской литературе.
Одно из самых известных стихотворений поэта — стихотворение «Море». В этом произведении чувства лирического героя отображены через природную стихию, море. Стихотворение было написано, когда автор был влюблен в свою близкую родственницу, и очевидно не мог быть с ней. Я предполагаю, что в стихотворении он метафорически рассказал о своей истории и переживаниях. Автор пишет о невозможности любви, так, даже союз моря и неба разрушается. Несогласие моря с подобным исходом автор показывает через глаголы: бьешься, рвешь, воешь, терзаешь. Потом настроение резко меняется, потому что в лирическом герое просыпается надежда на встречу с любимой:
И мгла исчезает, и тучи уходят…
Сюжетная линия основана на смене эмоций Моря, что также является особенностью романтизма.
Еще одним ярким представителем романтизма в лирике Жуковского является баллада «Светлана». Изначально произведение было лишь переводом баллады «Ленора», но после Жуковский создал еще два более национально адаптированных варианта. Поэты-романтики проявляли интерес к фольклору, мистике, без которой не обошлась и эта баллада. Сюжет строится на описании гадания молодой девушки Светланы на ее любимого, который находится на войне. К ней является ее жених, но все окружающее предрекает беду: метель, сильный ветер. Пейзажной зарисовкой бушующей природы Жуковский передает мрачное настроение, тревогу. Конец произведения счастливый, потому меняется и художественное пространство: Снег на солнышке блестит,
Пар алеет тонкий…
Через описания природы можно понять будущее состояние лирического героя.
В произведениях Жуковского большую роль играют пейзажи. Они помогают лучше понять лирических героев и их переживания.
Литература:
- Жуковский В. А. Стихотворения и баллады. — М.: Детская литература, 2022.
- Пушкин А. С. Полное собрание стихотворений в одном томе. — М.: Эксмо, 2011.
- Пушкин А. С. Стихотворения. — М.: Художественная литература, 1979.
- Фет А. А. Собрание сочинений в двух томах. — М.: Художественная литература, 1982.