Цветовая палитра в романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Самые интересные примеры Отличный выбор методов исследования Отличные иллюстрации Необычная тема исследования

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №4 (67) апрель 2023 г.

Дата публикации: 05.04.2023

Статья просмотрена: 5673 раза

Библиографическое описание:

Биктулова, А. А. Цветовая палитра в романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» / А. А. Биктулова, З. Г. Дуринова. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 4 (67). — С. 3-8. — URL: https://moluch.ru/young/archive/67/3632/ (дата обращения: 16.11.2024).



Краски и цветовая гамма играет огромную роль во многих произведениях. Обычно многие авторы романов и поэты используют темные цвета. Например: черный цвет символизирует траур, скорбь, зависть и неудачу; красный- страсть, любовь; темно-зеленый- пассивность, неподвижность.

Всё это называется «язык цветов» — с помощью этого языка автор передает свой гнев, печаль, неудовлетворенность собой или обстановкой в стране. Но на фоне многих произведений, где используется язык цветов, особо выделяется роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», где описание Санкт-Петербурга строится на описании интерьеров и внешности персонажей, ведь именно сами жители города и их обстановка в доме лучше всего дает нам представление о том, каким Достоевский видит город, каким порочным и грязным он нам представляется позже. Как я уже сказала выше, автор делает акцент на внешности персонажей и их мест обитания.

Так, например, Раскольников нам представляется таким: «…в его воспаленных глазах и его исхудалом бледно-желтом лице», а комната, в которой он живет, описывается так: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок»., а старуху- процентщицу Достоевский описывает: «…на плечах, несмотря на жару болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка…». В произведении жизнь и смерть- два противоположных понятия, которые так часто упоминаются. Тема смерти и самопожертвования ради других преследует нас практически на протяжении всего романа. Самый яркий персонаж, готовый пойти на самопожертвование- Сонечка Мармеладова со своим желтым билетом.

И даже при описании смерти Катерины Достоевский использует описания цветов: «…с левой стороны, на самом деле сердце, было зловещее, большое желтовато-черное пятно, жестокий удар копытом…».

Санкт-Петербург автор описывает как «духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу»., «Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины»..., также говорится о том, что город крайне опасен в темное время суток: «...я вас обеих отведу к вам, потому что вам одним нельзя по улицам; у нас в Петербурге на этот счет…Ну, наплевать!».

Значение жёлтого цвета, который так часто упоминается в романе, необычно. Мы привыкли ассоциировать светлые цвета с чем-то позитивным: солнцем, с радостью и счастьем. Но в данном случае Достоевский показывает нам, что желтый цвет- это не всегда счастье и положительные эмоции. Хотелось бы отметить, что существует множество символик разных оттенков желтого.

Так, например, бледно желтый- обозначает о желании освободиться от преград, забыться и отключиться от болезненной обстановки, как это делал отец Сонечки Мармеладовой, который бежал от реальности с помощью алкоголя. Медовый оттенок означает потребность в счастье. Хотелось бы отметить, что Сонечка Мармеладова тоже нуждалась в счастье и приобрела желтый билет, чтобы заработать немного денег для своих младших сестер и брата. Лимонный же окрас свидетельствует нам проницательность и жестокость индивида, не любящего критику и во всех ситуациях контролирующего себя. Данное описание очень похоже на характер Родиона Раскольникова, который независим и очень упрям в спорах.

Несмотря на это Достоевский напрямую нам не говорит об оттенках желтого, поэтому стоит лишь гадать. Но стоит отметить, что Достоевский использовал данный цвет для описания всего грязного и порочного. Для писателя этот цвет- цвет гнили души и нравственных идеалов. Цвет печали, цвет похоти и алчности, которая царит в Санкт-Петербурге, всего больного и преступного, что скрывается в Санкт-Петербурге за красивыми фасадами и домами. Цвет пьянства для Семена Мармеладова, проституции и убийств. Это цвет того, что породило социальное разложение. Это цвет раннего взросления для Сонечки, которой пришлось отбросить свои заботы на съедение страшному и душному городу. Цвет смерти для Катерины Ивановны, которая умерла на одной из улиц города, для Раскольникова этот цвет символизирует раскаяние в произошедшем убийстве.

Другой же цвет, который присутствует в романе- красный. Как я говорила выше, красный цвет обозначает любовь и страсть, но также он означает жестокость и агрессивность, кровь и войну. Красный цвет играет важную роль при описании первого сна Родиона Раскольникова, который он видит, когда решает убить старуху-процентщицу. В нем Родион оказывается в детстве, в котором секут лошадь: «— Мое добро! — кричит Миколка, с ломом в руках и с налитыми кровью глазами». «С криком пробивается он сквозь толпу к савраске, обхватывает ее мертвую, окровавленную морду и целует ее, целует ее в глаза, в губы».... В данном сне герой представляется нам человеком, который проявляет сочувствие к лошади, он искренне не понимает, почему ее секут и встает на защиту бедного животного, но в жизни же Родион не испытывает никакого сочувствия к человеку, которого собирается убить.

В данном контексте красный цвет обозначает жестокость и кровь невинных, а лошадь можно сравнить с старухой-процентщицей, потому что во всех случаях проливается кровь невинных: во сне Раскольникова- это лошадь, которую Миколка засек насмерть, просто потому что это его собственность, а в реальности- это старуха-процентщица, которую Раскольников убил, просто чтобы проверить свою теорию.

Другой же цвет, который фигурирует в романе- зеленый. Зеленый цвет символизирует не только траву и зелень в разгар лета, но и надежность и уверенность.

Достоевский использует зеленый цвет для описания дома Сонечки: «Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета», он также фигурирует в описании платка, который постоянно носит Сонечка: «Соня схватила свой платок и накинула его на голову. Это был зеленый драдедамовый платок, вероятно тот самый, про который упоминал тогда Мармеладов, «фамильный». В тот момент, когда Раскольников раскаивается и сознается в своих чувствах к Соне, именно этот зеленый платок она надевает.

В данном случае, зеленый цвет символизирует духовную чистоту и невинность. По-моему мнению, зеленый цвет- шанс на искупление своих грехов и раскаяние в них.

Таким образом, цветовая палитра в романе «Преступление и наказание» помогает передать эмоциональное состояние героев и создать атмосферу гнетущего, погрязшего в похоти и разврате, гнилого Санкт-Петербурга, каким видел его автор.

Литература:

  1. Комната Раскольникова в романе «Преступление и наказание», описание каморки, жилища, квартиры. — Текст: электронный // Literaturus.ru: [сайт]. — URL: (дата обращения: 22.03.2023).
  2. Цвета Петербурга (По роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»). — Текст: электронный // Инфошкола: [сайт]. — URL: (дата обращения: 22.03.2023).
  3. Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание / Ф. М. Достоевский. — ISBN 978–5–17–090630–7. — Москва: Издательство АСТ, 2021. — 672 c. — Текст: непосредственный.
  4. Петербург Достоевского в романе Преступление и наказание Кратко цитаты. — Текст: электронный // Образовательный портал: [сайт]. — URL: (дата обращения: 22.03.2023).


Задать вопрос