Переходный возраст в жизни современного подростка | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Общественно значимое исследование Отличный выбор методов исследования Актуальная тема исследования

Рубрика: Педагогика и психология

Опубликовано в Юный учёный №4 (67) апрель 2023 г.

Дата публикации: 01.04.2023

Статья просмотрена: 405 раз

Библиографическое описание:

Климахина, В. А. Переходный возраст в жизни современного подростка / В. А. Климахина, О. О. Безгина. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 4 (67). — С. 189-193. — URL: https://moluch.ru/young/archive/67/3688/ (дата обращения: 16.11.2024).



Переходный возраст — сложный и для взрослых, и для подростков период жизни, переход от детства к зрелости. Чётких возрастных границ у него нет, наступление зависит от уровня развития и окружающих условий. Как правило, кризис начинается в 11–12 и может продолжаться до 15–17 лет.

Самый длительный и проблематичный переходный период в жизни каждого человека характеризуется рядом различных изменений в привычной жизни ребёнка (его анатомо-физиологическое формирование, интеллектуальное и морально-нравственное созревание), что ведёт к ломке старого мировоззрения и формированию нового.

Основными проявлениями кризиса переходного возраста являются высокая тревожность, частая смена настроения, чувство взрослости, агрессивное и протестное поведение в общении со взрослыми, снижение учебной мотивации, чувство взрослости.

Актуальность . Почти все подростки в переходном возрасте сталкиваются с особыми трудностями, пытаются найти себя, и очень важно пережить это без серьёзных травм. То, как и что будет происходить во время кризиса, повлияет на формирование их личности, психику и мировоззрение.

Цель работы. Исследовать проблемное поле переходного возраста в жизни современного подростка.

Задачи.

  1. Изучить статистику поведения и психологического состояния подростков в малых социальных группах.
  2. Проанализировать влияние на подростков круга их общения.
  3. Определить основные виды досуговой деятельности подростков.
  4. Выявить проблемы современных подростков, их последствия и пути решения.
  5. Разработать практические рекомендации.

Объект исследования. Подросток.

Предмет исследования. Проблемы подросткового переходного возраста.

Гипотеза. Переходный возраст имеет свои особенности, которые по-разному влияют на подростка в той или иной обстановке, окружении, и играет значимую роль в будущем подростка.

С целью выявления наиболее часто возникающих проблем современных подростков и определения путей их решения, нами разработана анкета «Проблемы современных подростков».

В опросе приняли участие 40 школьников от 13 до 17 лет. Анкета была анонимной и включала в себя 5 вопросов.

Анализ анкет Анализ анкет

Рис. 1. Анализ анкет

Результаты проведенного исследования показали, что переходный возраст у большинства подростков протекает трудно и болезненно.

У современных подростков чаще всего возникают проблемы в общении со сверстниками (53 %), на втором месте — с родителями (32 %), и 15 % опрошенных ответили, что у них есть проблемы с учителями.

Ответы респондентов на вопрос: «Сталкивался(лась) ли ты с травлей со стороны сверстников?» позволяют сделать вывод о том, что около половины из них (43 %) сталкивались с буллингом.

Большинство подростков, в случае возникновения у них проблем, предпочитают решать их самостоятельно (так как данный вариант выбрало более половины — 58 %). На втором месте стоит вариант «обращаюсь за помощью к родителям» — 22 %, на третьем — «Спрашиваю советы у друзей» — 20 %.

Большинству подростков (47 %) больше всего нравится проводить время с друзьями, в то время как проводить время с семьёй выбрало всего 23 % опрошенных. Это связано с тем, что в переходном возрасте многие подростки отдаляются от родителей, предпочитая группу сверстников. Остальные подростки (30 %) выбирают проводить время в одиночестве либо с гаджетами.

Опрос показал, что большинство подростков (74 %) беспокоят изменения во внешности. Своим внешним образом довольны 40 % респондентов, 34 % испытывают неудовлетворенность. Лишь 26 % подростков ответили, что им безразлично.

На основании результатов проведенного исследования нами разработан буклет «Переходный возраст в жизни подростка» с практическими рекомендациями. Буклет распространен среди моих сверстников и родителей. С результатами исследования я ознакомила школьного психолога и выступила на школьной конференции.

Ознакомление с результатами исследования Ознакомление с результатами исследования

Рис. 2. Ознакомление с результатами исследования

Мы рассмотрели причины, признаки и особенности проявления, подросткового кризиса, как подросток ведёт себя в малых социальных группах и с чем может столкнуться. Были освещены основные популярные виды досуговой деятельности среди современных подростков и их перспективы. Последнее, и самое важное, разобрали проблемы современных подростков, и, главное для родителей, пути их решения.

Необходимо выстроить доверительные отношения с детьми, больше времени проводить вместе. Важно активно слушать переживания и потребности подростка, помогать, конструктивно решать конфликты и искать компромиссы, поддерживать успехи.

Литература:

  1. Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста. — М.: Юрайт, 2019. — 394 с.
  2. Простакова Т. М. Кризис подросткового возраста. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 244 с.
  3. Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили. — М: Эксмо, 2013. — 250 с.


Задать вопрос