Переходный возраст — сложный и для взрослых, и для подростков период жизни, переход от детства к зрелости. Чётких возрастных границ у него нет, наступление зависит от уровня развития и окружающих условий. Как правило, кризис начинается в 11–12 и может продолжаться до 15–17 лет.
Самый длительный и проблематичный переходный период в жизни каждого человека характеризуется рядом различных изменений в привычной жизни ребёнка (его анатомо-физиологическое формирование, интеллектуальное и морально-нравственное созревание), что ведёт к ломке старого мировоззрения и формированию нового.
Основными проявлениями кризиса переходного возраста являются высокая тревожность, частая смена настроения, чувство взрослости, агрессивное и протестное поведение в общении со взрослыми, снижение учебной мотивации, чувство взрослости.
Актуальность . Почти все подростки в переходном возрасте сталкиваются с особыми трудностями, пытаются найти себя, и очень важно пережить это без серьёзных травм. То, как и что будет происходить во время кризиса, повлияет на формирование их личности, психику и мировоззрение.
Цель работы. Исследовать проблемное поле переходного возраста в жизни современного подростка.
Задачи.
- Изучить статистику поведения и психологического состояния подростков в малых социальных группах.
- Проанализировать влияние на подростков круга их общения.
- Определить основные виды досуговой деятельности подростков.
- Выявить проблемы современных подростков, их последствия и пути решения.
- Разработать практические рекомендации.
Объект исследования. Подросток.
Предмет исследования. Проблемы подросткового переходного возраста.
Гипотеза. Переходный возраст имеет свои особенности, которые по-разному влияют на подростка в той или иной обстановке, окружении, и играет значимую роль в будущем подростка.
С целью выявления наиболее часто возникающих проблем современных подростков и определения путей их решения, нами разработана анкета «Проблемы современных подростков».
В опросе приняли участие 40 школьников от 13 до 17 лет. Анкета была анонимной и включала в себя 5 вопросов.
Рис. 1. Анализ анкет
Результаты проведенного исследования показали, что переходный возраст у большинства подростков протекает трудно и болезненно.
У современных подростков чаще всего возникают проблемы в общении со сверстниками (53 %), на втором месте — с родителями (32 %), и 15 % опрошенных ответили, что у них есть проблемы с учителями.
Ответы респондентов на вопрос: «Сталкивался(лась) ли ты с травлей со стороны сверстников?» позволяют сделать вывод о том, что около половины из них (43 %) сталкивались с буллингом.
Большинство подростков, в случае возникновения у них проблем, предпочитают решать их самостоятельно (так как данный вариант выбрало более половины — 58 %). На втором месте стоит вариант «обращаюсь за помощью к родителям» — 22 %, на третьем — «Спрашиваю советы у друзей» — 20 %.
Большинству подростков (47 %) больше всего нравится проводить время с друзьями, в то время как проводить время с семьёй выбрало всего 23 % опрошенных. Это связано с тем, что в переходном возрасте многие подростки отдаляются от родителей, предпочитая группу сверстников. Остальные подростки (30 %) выбирают проводить время в одиночестве либо с гаджетами.
Опрос показал, что большинство подростков (74 %) беспокоят изменения во внешности. Своим внешним образом довольны 40 % респондентов, 34 % испытывают неудовлетворенность. Лишь 26 % подростков ответили, что им безразлично.
На основании результатов проведенного исследования нами разработан буклет «Переходный возраст в жизни подростка» с практическими рекомендациями. Буклет распространен среди моих сверстников и родителей. С результатами исследования я ознакомила школьного психолога и выступила на школьной конференции.
Рис. 2. Ознакомление с результатами исследования
Мы рассмотрели причины, признаки и особенности проявления, подросткового кризиса, как подросток ведёт себя в малых социальных группах и с чем может столкнуться. Были освещены основные популярные виды досуговой деятельности среди современных подростков и их перспективы. Последнее, и самое важное, разобрали проблемы современных подростков, и, главное для родителей, пути их решения.
Необходимо выстроить доверительные отношения с детьми, больше времени проводить вместе. Важно активно слушать переживания и потребности подростка, помогать, конструктивно решать конфликты и искать компромиссы, поддерживать успехи.
Литература:
- Авдулова Т. П. Психология подросткового возраста. — М.: Юрайт, 2019. — 394 с.
- Простакова Т. М. Кризис подросткового возраста. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. — 244 с.
- Фабер А., Мазлиш Э. Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили. — М: Эксмо, 2013. — 250 с.