В статье авторы рассматривают понятие анархизма, основоположников и развитие идей анархизма в мире и России,
Ключевые слова: анархизм, свобода, школа мысли.
Анархизм является одним из ключевых учений в философии, истории, обществознании, политологии. При этом единой философии анархизма как таковой не существует. Согласно общепринятой идее, анархизм исключает любую власть над человеком и выделяет ключевую цель — ликвидацию государства и замену любых форм принудительной власти свободной и добровольной ассоциацией граждан. Как социально-экономическое, так и политическое учение он сформировался во второй половине XIX века в Европе, «отцом и создателем» термина «анархизм» исследователи называют П.-Ж. Прудона. В истории отечественного анархизма ключевыми фигурами являются Михаил Бакунин и Петр Кропоткин.
Анархизм (от греч. αναρχία– безвластие; от ἀν — без и ἄρχή — власть) представляет собой политическую идеологию, основная цель которой состоит в отрицании государственной власти как таковой и в утверждении ничем не ограниченной свободы личности [1]. Принято считать, что теория анархизма основывается на пяти базовых принципах:
— враждебное отношение, а также отрицание власти государства;
— неограниченная свобода личности;
— гарантией свободы выступает федерация производств, ассоциаций, коммун, основанная на добровольном их объединении;
— взаимопомощь как основной принцип взаимодействия между отдельными личностями и группами.
Хотя под анархизмом обычно понимают насильственное, антигосударственное движение, на самом деле это — намного более глубокая идея, чем простая оппозиция государственной власти. Анархисты не считают верными идеи о том, что власть и доминирование необходимы для общества, и вместо них предлагают более кооперативные, антииерархические формы общественной, политической и экономической организации.
Анархистские теоретики на протяжении истории существования этого движения в конечном итоге сходились только в представлении о необходимости устранить власть из жизни людей. Анархисты могут разделять одни и те же цели и представления о пути к ним, но философская подоплека и аргументация могут быть при этом совершенно разными.
Для анархизма характерна весьма долгая история его зарождения и развития, которую можно представить в чередовании следующих этапов [2]:
— преданархизм.
— классический анархизм;
— неоклассический анархизм;
— постклассический анархизм.
Основных представителей анархизма в мировой истории и их идеи сведем в таблицу 1.
Таблица 1
Идеи анархизма в мировой истории
Исторические этапы |
Основные представители в мире |
Идеи анархизма в мире |
Преданархизм |
Китай: Лао-цзы, Чжуан-цзы |
Принцип «у-вэй» («недеяния») применительно к государственной власти интерпретировался сторонниками даосизма в том смысле, что лучшим правителем для народа является тот, который ничего не делает. Для даосизма были характерны идеи о равенстве людей, и социальная несправедливость всячески ими осуждалась |
Древняя Греция: Антифонт, Платон, Диоген Синопский, Зенон и др. |
Антигосударственные мотивы получили своё воплощение в философии софистики, которые являлись противниками ограничений, налагаемых государством на граждан. Концепция анархизма достаточно развёрнуто описана Платоном в его произведении «Республика». Диоген Синопский отдавал предпочтение добродетели отдельного человека перед законами государства. Такая точка зрения позволяет рассматривать его как провозвестника идей анархо-индивидуализма. Один из основоположников стоицизма Зенон из Критиона призывал отказаться от государства и жить по всеобщему нравственному закону |
|
Англия: Джон Уиклиф Уот Тайлер Джон Болл Джерард Уинстенли Уильям Годвин и др |
Идеи возвращения к принципам раннего христианства. Движение английских диггеров и нашло своё отражение в трактате «Закон свободы» их идеолога Джерарда Уинстенли. Ближе всего к научному осмыслению анархизма приблизился английский писатель конца XVIII века Уильям Годвин, который в своём трактате «Исследование о политической справедливости» вскрывал причины социального неравенства и выдвигал идею установления справедливой анархии |
|
Франция: Франсуа Фенелон, Жан-Жак Руссо, Дени Дидро, Пьер Сильвен Марешаль и др |
Французский просветитель Ж.-Ж. Руссо, разрабатывая идею народного суверенитета, сочетающуюся с идеями равенства и свободы, считал, что именно на таких началах должна функционировать настоящая республика, представлявшаяся в его теории скорее не государственным, а анархическим образованием. Практически о том же говорил Д.Дидро, когда указывал на то, что «настоящая демократия легко переходит в анархию». Французский мыслитель конца XVIII века П. С. Марешаль, призывавший в своём «Манифесте равных» к устранению социальных различий, стоял на началах анархо-коммунизма |
|
Классический анархизм |
Франция: Пьер Жозеф Прудон |
П. Ж. Прудон в своей работе «Что такое собственность, или Исследование о принципе права и власти» ввёл в научный оборот термин «анархизм». Он отвергал крупную частную собственность, рассматривая её как главную причину социальной несправедливости. Одновременно мыслитель ратовал за сохранение мелкой частной собственности. Главным врагом свободы он считал государство, поэтому настаивал на его уничтожении. Тем не менее, Прудон исходил из того, что такая «социальная революция» должна осуществляться мирным путём, через реформы. Основу анархического общественного строя, по его мнению, должны были составлять принципы федерализма, децентрализации, взаимопомощи (мютюэлизма), свободного договора и самоуправления. |
Германия: Макс Штирнер |
Основоположник индивидуалистского анархизма, в своей работе «Единственный и его собственность» провозгласил высшей ценностью свободу конкретного индивида. Личность, по его мнению, должна игнорировать авторитеты церкви, семьи, права, собственности и стремиться к ничем не ограниченной свободе, то есть, по сути, полному произволу |
|
Неоклассический анархизм |
Рудольф Роккер |
Анархо-синдикализм отвергает не только любые формы участия в государственной власти, но и отрицательно воспринимает такие институты как политические партии и иерархические рабочие организации. Признаётся только самоорганизация и самоуправление наёмных работников, использующих акции «прямого действия» (забастовки и т. п.). Любые вопросы внутри рабочего коллектива должны решаться только при участии всех его членов. Отвергаются любые формы дискриминации и сегрегации |
А. Л. Гордин |
Интериндивидуализм (анархо-универсализм), при котором власть действует опосредованно, оказывая воздействие на людей через соответствующие институты. Гордин считал, что благодаря указанным причинам, она приобретает качества политического капитала. В результате, закономерным становится рассмотрение власти как высшей формы эксплуатации. Но в будущем, через отрицание прежних форм власти, произойдёт её превращение в «универсальную мировую власть», избавленную от каких бы то ни было форм эксплуатации |
|
Постклассический анархизм |
М.Ротбарт, Д.Фридман, С.Конкин Третий, М. Букчин, Т. Казински, А. Бонанно, Ф. Фавн |
Новым явлением данного периода становится анархо-капитализм. М.Ротбарт в работе «Анатомия государства» обосновывал свой анархический взгляд на государственную власть как источник ограбления предпринимателей, подавления свободного рынка, использования налогов как узаконенного воровства. Фридман — модель полностью саморегулирующегося анархического свободного рынка. Идеи агоризма (разновидность рыночного анархизма). Идеи эколого-анархизма, анархо-примитивизма, повстанческий анархизм |
Параллельно с мировыми идеями анархизма, существовали его течения и на территории России. Основные представители анархизма в истории России и их идеи сведены в таблицу 2.
Таблица 2
Идеи анархизма в истории России
Исторические этапы |
Основные представители в России (в т. ч. на бывших территориях) |
Идеи анархизма в России |
Преданархизм |
Неизвестно Нил Сорский, Феодосий Косой, Матвей Башкин, Степан Разин, Емельян Пугачев и др |
Восстание «черных людей» и крестьян в Новгороде в 1207 году, направленное против бояр Мирошкиничей, закончившееся смещением посадника Дмитра, а также конфискацией и раздачей имущества Мирошкиничей среди широких слоев новгородского населения. Анархические взгляды были характерны для многих еретических учений (тригольники). Отдельные элементы анархизма встречались у нестяжателей, выступавших против церковной иерархии и церковного землевладения. Вершиной еретического анархизма стало «новое учение» Ф. Косого и его последователя М. Башкина в XVI веке, выступавших с требованием признания социального и политического равенства всех людей и народов, отвергавших официальную церковь, ее основные догматы и обряды. Народные восстания XVII — XVIII веков имели в своей основе достаточно широко представленные идеи уравнительства и неприятия крепостного государства |
Классический анархизм |
П. А. Кропоткин, М. А. Бакунин, Л. Н. Толстой |
П.Кропоткин считается создателем анархо-коммунизма [3]. Свои идеи он развивал во многих своих произведениях, наиболее заметными из которых были «Наука и анархия» и «Анархия, ее философия, ее идеал». Сформулированный им «биосоциологический закон взаимной помощи» нашёл своё воплощение в концепции анархического коммунизма. Наиболее адекватной формой человеческого общежития является федерация свободных производственных общин, которая станет возможной после ликвидации частной собственности и государственной власти. М. Бакунин идеи анархизма видел в построении такой общественной системы [4], где каждый индивид мог бы в полной мере осуществить свою индивидуальную свободу, возможную лишь при действительном равенстве всех его членов. Для организации такого общества, необходимо отменить право собственности и право наследования, ввести свободу брака, провозгласить равенство мужчины и женщины, организовать общественное воспитание детей. Единственным производителем богатства должен стать труд всех членов общества. В области политической жизни — это общество должно быть организовано снизу вверх, без жестокой централизации. Ячейкой его должна стать территориальная община, объединенная вокруг федерального союза округа и провинции. Управлением, администрацией и судом провинции поручалось ведать законодательному собранию, состоящему из депутатов всех общин, и президенту. Однако последние не имеют права вмешиваться во внутренние дела общин. Нация складывается из федерального союза провинций, а международная федерация — из наций, желающих в нее войти. Л.Толстой являлся основателем христианского анархизма, который представлял собой идеологию ненасильственного сопротивления государству и официальной церкви. Философия «ненасилия» основывалась на отрицании государства, устранение которого должно было осуществляться ненасильственными формами — неуплата налогов, уклонение от воинской повинности, игнорирование политической деятельности |
Неоклассический анархизм |
Более 200 анархических групп численностью свыше 5 тысяч человек. Г. И. Чулков, Нестор Махно, толстовцы |
Анархо-синдикализм отвергает не только любые формы участия в государственной власти, но и отрицательно воспринимает такие институты как политические партии и иерархические рабочие организации. Признаётся только самоорганизация и самоуправление наёмных работников, использующих акции «прямого действия» (забастовки и т. п.). «Хлебовольцы», призывавшие к уничтожению государства через социальную революцию и установление коммунизма без всяких промежуточных этапов; «анархисты-синдикалисты», видевшие будущее социальное устройство как объединение рабочих на основе групповых интересов; «безначальцы», выступавшие за бескомпромиссную классовую борьбу (вплоть до использования террора), полное отрицание частной собственности, атеизм, отрицание семьи, опора на «подлую чернь»; «чернознаменцы», выбравшие в качества основных методов деятельности террор и экспроприацию. Мистический анархизм, идея о «свободном «анархическом» единении людей, связанных общностью сознания». Идеи автономной анархической квазиреспублики |
Постклассический анархизм |
А. А. Боровой, А. Л. Гордин, А. А. Солонович, А. М. Атабекян, А. А. Карелин, А. Ф. Агиенко, Г. П. Максимов, В. М. Эйхенбаум и др. |
Они в разной степени были связаны идейно с классическим анархизмом. Новые течения фактически достраивали новые сектора и уровни теории анархизма, а порой и проводили ревизию некоторых положений классиков анархизма. Канун и период распада СССР совпал с периодом формирования современного позднего постклассического анархизма. К особенностям постклассического анархизма, отличающим его от классического, можно отнести следующие его черты: Критическое отношение к классическому анархизму при стремлении сохранить определенные основы анархизма. При этом классический анархизм не отождествляется с анархизмом вообще.Более широкая методологическая основа. Она включала интуитивизм, мистицизм и т. д. Большая толерантность по отношению к другим течениям мысли, в том числе к марксизму, социал-демократизму, либерализму. Активная интеграция различных идей из общественных и естественных наук и стремление к созданию синтетических теорий (политических, философских и т. д.). Значительное внимание, уделяемое развитию науки, интеллигенции, проблемам сознания. Более выраженное внимание к проблеме человека, его прав, свобод, творчеству, индивидуальности. Постановка ряда новых проблем в политической и правовой мысли (различные аспекты феномена бюрократии, соотношения права и закона и т. д.). Выдвижение принципиально новых концепций планетарного и космического масштаба. Критическое осмысление исторического опыта существованияя не только феодальных и капиталистических государств, но и государств социалистических |
Анархизм при всей своей эпатажности и экстравагантности нёс и продолжает нести в себе интересные и востребованные обществом идеи [5]. Анархисты своим критическим отношением к государственной и любой другой власти вскрывали имеющиеся реальные недостатки как социума в целом, так и государства в отдельности. Тем самым они побуждали власть к изменению, к прогрессивному реформированию. Идеалы анархизма, такие, как свобода, равенство, справедливость, взаимопомощь и т. д., выступали ориентирами для людей, далёких от анархизма. С другой стороны, те крайние формы, которые приобретали эти ценности в рамках анархического «творчества», предупреждали о том, что даже лучшие идеи в чрезмерном проявлении становятся опасными. Идеи анархического федерализма с одной стороны выступают прекрасной альтернативой современной модели однополюсной глобализации, а с другой, являются ю предостережением от межнациональной вражды. И самое главное, анархизм заставляет многих людей задуматься о том, каким бы они хотели видеть будущее всего человечества.
Анархизм до сих пор порождает множество философий и движений в мире, опирающихся на различные источники, комбинирующие разрозненные концепции для создания новых философских подходов изучения социума.
Литература:
- Современный словарь по общественным наукам / под общ. ред. О. Г. Данильяна. М.: ИНФРА-М, 2017.
- Кузьменко, А. Д. Философия анархизма: история и современность / А. Д. Кузьменко // Молодёжь XXI века: шаг в будущее: Материалы XXIII региональной научно-практической конференции. В 4-х томах, Благовещенск, 24 мая 2022 года. Том 2. — Благовещенск: Дальневосточный государственный аграрный университет, 2022. — С. 252–253.
- Кропоткин П. А. Анархия: Сборник. М.: Айрис-пресс, 2002.
- Бакунин М. А. Государственность и анархия. М.: Правда, 1989.
- Погорелый, А. П. Идеология анархизма: её место в прошлом и настоящем человечества / А. П. Погорелый // Научная мысль. — 2020. — Т. 11, № 1–1(35). — С. 46–52.