Казахский язык занимает особое место в системе образования Казахстана. Он позволяет приобретать новые знания, расширяет кругозор школьников, является также и официальным языком, на котором вещают СМИ, им пользуются в сферах политики, бизнеса, в бытовом общении. Казахский язык позволяет развивать устную и письменную речь, способствует развитию навыков чтения, расширяет границы воображения и творческие способности, а также позволяет формировать общечеловеческие ценности.
Обязательным условием знания литературного языка является усвоение его грамматических форм. Именно из-за сложности самого языка возникают трудности с его изучением. Особенно сложно для меня и моих одноклассников изучать слова-действия (глаголы) в казахском языке. Чтобы преодолеть эти трудности, нужно сделать уроки интересными, увлекательными, такими, на которых в процессе игры будут усваиваться сложные нормы произношения и грамматические категории языка. Одной из таких игровых форм изучения языка может стать квест (путешествие, состязание, поиск предметов), во время прохождения которого весело и необычно можно изучать слова-действия.
Актуальность данного проекта состоит в том, что казахский язык сегодня изучается во всех школах Казахстана, поэтому, чтобы успешно изучать язык, следует использовать такие формы, при которых этот процесс станет одновременно увлекательным и познавательным. Выбор темы обусловлен личными предпочтениями и тем, что в результате анкетирования выяснилось, что у учащихся начальных классов нашей школы создается много затруднений при изучении темы «Слова-действия».
Изучение слов-действий начинается с первого класса, когда среди всего лексического состава казахского языка дети учатся определять слова, называющие предметы, слова, называющие признаки, и слова, называющие действия. Это знакомство с разными частями речи очень короткое и не затрагивает подробно ни орфографических правил, ни грамматических категорий указанных групп слов.
Во втором классе слова-действия изучаются более подробно. Мы узнаем, что глаголы обозначают действия предмета, вопросы, на которые они отвечают. А также здесь изучается единственное и множественное число слов-действий. Но самое главное — мы учимся находить их в тексте, развивая свое умение определения разных частей речи, и использовать в собственной речи, когда составляем рассказ-описание действий предмета. В этом рассказе ученики должны употребить глаголы близкие и противоположные по значению. Это значит, что мы уже не только знаем значение глагола, но и учимся использовать его в своей речи.
В третьем классе, кроме повторения уже изученного о словах-действиях, мы продолжаем узнавать грамматические признаки глагола: роль в предложении, неопределенную форму и время, а также изменение глагола в настоящем времени по лицам и числам и глагола в прошедшем времени. Наконец, в четвертом классе повторяем уже изученное ранее о глаголе (значение этой части речи и вопросы, на которые она отвечает, его грамматические признаки). А также развиваются умения находить глаголы в текстах, определять их значения, использовать в собственной речи.
Научиться некоторым особенностям родного языка, понимать разные сообщения, создавать свои тексты, выражая мысли и чувства достаточно сложно. Помочь в этом могут необычные уроки, проведенные в форме квеста. Предшественниками квестов были уроки-путешествия, уроки-соревнования, конкурсы и т. д. Но квесты более широкие по своему содержанию. Они не заключаются только в выполнении какого-то набора заданий, а отличаются тем, что в них задания связаны одним сюжетом. Это может быть поиск сокровищ, путешествие на Луну, сказочный сюжет, автомобильные гонки, сражение с пиратами и др. Сами задания в квестах также необычные и отличаются от упражнений на уроках. Это головоломки, загадки, ребусы, шифры [2].
Разрабатывается квест не обязательно учителем, что мы и хотим показать в данной работе. Гораздо интереснее создать творческую группу, которая придумает сюжет и задания для своих одноклассников, параллельного класса, учащихся младших классов. Для того, чтобы квест получился захватывающим, нужно продумать место его проведения (это может быть класс, несколько кабинетов школы, пришкольная территория), персонажей (таких, которым хочется помочь, или таких, которых хочется победить), сюжет (историю, которая связывает отдельные задания в единое целое), оформление (таблички на этапах квеста, задания, костюмы, если они потребуются). Очень важно придумать, какую награду будут получать участники (баллы, оценки, штрафы, бонусы, предметы-призы), чтобы игра не получилась бесцельной [3].
В настоящее время нет единой классификации квестов, но выделяются разные виды. Они могут быть линейные (задания которых нужно выполнить по порядку, чтобы достичь результата) и интерактивные, в которых заданы только старт и финиш, а задания выполняются в любом порядке. Могут быть квесты-путешествия, квесты-запертые комнаты, квесты-конструкторы. Они различаются тем, чего добиваются участники, проходя испытания. Задания, которые входят в квест, могут быть из одного предмета (математики, литературы) или из нескольких сразу. Сегодня становятся популярными веб-квесты, когда задания создаются и выполняются с использованием компьютера и интернета.
Создание и прохождение квестов увлекательно, это игра, которая соединена с изучением серьезного материала школьной программы. Но на это требуется много времени и усилий. Они помогают работать группами, договариваясь и распределяя обязанности, общаться, нести ответственность за свои поступки и свои знания.
Таким образом, увлекательный сюжет и необычные задания создают привлекательность для школьников, такие задания хочется решить не для того, чтобы изучить явление в языке, а чтобы помочь герою, победить злодеев, окончить путешествие. Еще интереснее создавать такие квесты вместе с учителем, самим придумывать задания и подбирать к ним изучаемые материалы, оформлять кабинет, прятать подсказки, то есть подготовка к квесту так же интересна, как само его прохождение.
С целью выяснения тех затруднений, которые возникают у моих одноклассников при изучении тем, связанных со словами-действиями, мы провели анкетирование. Вопросы касались как личного отношения к изучению глагола, так и тех тем, изучение которых особенно сложно.
По результатам анкетирования выяснилось, что изучение темы «Слова-действия» считают трудным более 80 % моих одноклассников. Сложным кажется определение лексического значения некоторых глаголов для 40 % учащихся. Самой трудной грамматической категорией глагола считают род 60 % учащихся, 10 % кажется сложным образование форм времени, а 10 % — формы числа. Отлично знают и помнят орфографические правила, касающиеся глаголов только 20 %, хорошо помнят почти все правила — 70 %, не смогли вспомнить ни одного правила — 10 % одноклассников. Хотели бы более интересного и необычного проведения уроков казахского языка 100 % учащихся. Определив, что изучение глагола действительно является трудным для учащихся начальной школы и выявив наиболее трудные темы, мы приступили к созданию квеста «Сражение с Глаголом». Смысл прохождения испытаний заключался в том, чтобы после выполнения каждого задания получить букву, из которых в итоге будет создано слово «сабля» — оружие, которым мы «победим» Глагол. Место проведения квеста — кабинет казахского языка. Класс разделился на две команды, каждая из которых получила маршрутный лист, в котором было описано местонахождение очередного задания в классе. Продвигаться по маршрутному листу следовало строго по порядку, чтобы в итоге не возникло путаницы с буквами в кодовом слове. Команда могла свободно передвигаться по классу, помогая богатырю-батыру проходить испытания и отгадывать кодовое слово. Обязательным условием было полное выполнение задания, даже если команда догадалась, какая буква зашифрована или нашла ее раньше, чем выполнила задание. В указанных в маршрутных листах местах находились карточки с заданиями и указание на то, какую букву из выполненного задания следует запомнить. Команда, выполнившая все испытания быстрее, признавалась победителем Глагола и получала медали победителя.
После проведения квеста моим одноклассникам была предложена Анкета № 2, вопросы которой касались результатов игры и личного отношения к такому виду деятельности. Анализ результатов второго анкетирования показал, что школьникам игра понравилась своей необычностью, увлекательностью и заданиями, которые вызывали интерес. Также было отмечено желание сделать подобный квест по другим темам курса казахского языка.
Таким образом, проведенная нами работа показала, что изучение глагола является действительно трудным в начальной школе. Проведение урока с использованием квеста помогает школьникам более подробно и увлекательно повторить изученное о глаголе, а в дальнейшем участвовать в разработке подобных квестов по другим темам казахского языка.
Литература:
- Учебные программы «Грамота», «Русский язык», «Литературное чтение», «Казахский язык», «Иностранный язык» для 1–4 классов общеобразовательной школы. — Астана, 2013. — 92 стр.
- Игумнова, Е. А. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования / Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая // Современные проблемы науки и образования. — 2016. — № 6. — URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=25517 (дата обращения: 10.12.2021)
- Педченко А. Ф., Артемьева А. Н. Квест-технология в образовательном учреждении: учебно-методическое пособие / НИТГиК СГУГиТ. — Новосибирск. — 2020. — 67с.