В статье авторы представляют опыт поэтапного выполнения проекта как особой формы организации деятельности обучающихся в рамках концепции формирования современной образовательной среды, в которой условия обучения способствуют гармоничному развитию личности.
Ключевые слова : проектная деятельность, проект, архитектурное совершенство.
Процесс обучения в школе невозможно представить без общешкольных мероприятий, обогащающих культурную жизнь обучающихся и способствующих развитию их интеллектуальных и творческих способностей. Как правило, такие мероприятия, как битвы хоров, математические и исторические бои и др., в основном проводятся в актовом зале учебного заведения.
К сожалению, не все школьные актовые залы в полной мере приспособлены к проведению подобного рода деятельности. Общие проблемы связаны с: 1) недостаточным освещением; 2) отсутствием качественной акустики (в частности, необходимой для проведения вокально-инструментальных и театральных конкурсов); 3) наличием специфичных кровельных конструкций (например, стеклянной крыши, не соответствующей климатическим условиям конкретного региона); 4) небольшой площадью и, соответственно, малой вместимостью помещения и др.
Следовательно, тема нашего проекта « Архитектурное совершенство как средство изменения творческой жизни школы », направленного на улучшение вышеуказанных характеристик школьного актового зала, является актуальной и вписывается в концепцию формирования современной образовательной среды, в которой условия обучения способствуют гармоничному развитию личности.
Цель данного проекта заключается в предложении способов решения выявленных недостатков, присущих школьному актовому залу. Достижение поставленной цели предопределяет решение ряда задач , а именно: 1) собрать информацию о технических характеристиках актового помещения (размеры, наличие и количество различных предметов и т. д.); 2) проанализировать основные характеристики актового зала и выявить его недостатки; 3) изучить профессиональную литературу; 4) провести анализ сайтов, предлагающих услуги по продаже оборудования и материалов, а также выполнению различных видов строительных работ; 5) составить смету проекта.
Предполагается, что выполнение работы над данным проектом позволит не только выявить недостатки школьного актового зала, но и подобрать оптимальные варианты решения проблем, а также поспособствует перестройке и улучшению данного помещения.
Приступая к основной части работы над проектом, нам было необходимо ознакомиться с выбранным помещением (см. Рис. 1 и Рис. 2 ).
Рис. 1. Вид на сцену Рис. 2. Вид на посадочные места
Проведённый нами анализ помещения актового зала позволил выявить следующие специфические черты: 1) лампы расположены только вдоль боковых стен; следовательно, в позднее время суток сцена мало освещена, при этом дополнительные искусственные источники света отсутствуют; 2) для улучшения звука используются микрофоны и две колонки, расположенные по обеим сторонам сцены; но, к сожалению, этих акустических систем недостаточно, чтобы звук был максимально естественным и приятным, а сидящие на задних рядах люди смогли хорошо его слышать; 3) посередине крыши по всей длине актового зала находятся окна, выполняющие функцию освещения исключительно в утреннее и дневное время суток; 4) в зале присутствует 198 посадочных мест, т. е. в нём можно разместить только около шести или семи классов одновременно; кроме того, следует отметить, что последние ряды расположены почти под потолком за счёт так называемых ступенек.
Мы полагаем, что улучшению освещения сцены в актовом зале поспособствует установка софитов, которые можно расположить на балке, находящейся под потолком. Благодаря существующему расстоянию между сценой и балкой, свет от софитов можно будет также регулировать и направлять на площадку перед сценой, например, для проведения танцевально-театральных мероприятий.
В свою очередь проблема низкого качества акустики может быть решена несколькими способами, например: 1) использованием подвесного акустического потолка из звукопоглощающих плит; 2) установкой штор на окна из светонепроницаемой плотной материи для звукопоглощения [2]; 3) размещением стеновых звукопоглощающих панелей на задней и боковых стенах зала; 4) заполнением пространства под сценой и её обивкой звукопоглощающим материалом; 5) использованием занавеса и драпировки, позволяющим решить сразу несколько задач в плане улучшения визуального восприятия сценического пространства и акустики сцены.
Что касается улучшения микроклимата школьного актового зала, т. е. качественного изменения параметров свежести, температуры и влажности помещения, мы считаем, что его можно достичь, прибегнув к зашитию окон, расположенных на потолке.
Изучив профессиональную литературу [1; 3; 4] и получив необходимую информацию о технических характеристиках школьного актового зала, рассмотрев основные характеристики данного помещения и выявив его недостатки, мы приступили к выполнению проектной час т и , а именно: используя SWOT-анализ, учитывающий категории сильных ( strengths ) и слабых ( weaknesses ) сторон, возможностей ( opportunities ) и возможных угроз / рисков ( threats ), мы собрали информацию, представленную на сайтах, которые предлагают услуги по продаже оборудования, различных материалов и соответствующих работ, по нашему мнению, необходимых для выполнения данного проекта.
Мы изучили широкий ассортимент товаров и услуг по их установке (в частности, прожектора, шторы, стеновые звукопоглощающие плиты, занавес, услуги по установке и проведению необходимых демонтажных работ), а также выбрали ряд материалов и приборов с учётом оптимального соотношения цены и качества, представленные на сайтах https://scenapro.ru, https://leroymerlin.ru , https://ozon.ru, https://sirius-spb.com, https://uslugi.yandex.ru, https://rostov-na-donu.vse-podklyuch.ru и др.
Следует отметить, что наиболее сложным решением в техническом плане и затратным в материальном отношении, безусловно, оказалось увеличение площади актового зала. Возможность расширения его пространства с целью создания гармоничного зала видится нам в результате объединения нескольких помещений, расположенных рядом, а именно: школьного кабинета труда, небольшой комнаты рядом с ним (которая в настоящее время выполняет функцию подсобного помещения хозяйственного назначения, предназначенного для хранения вещей и различных предметов), а также примыкающего балкона.
Однако, очевидно, что данное архитектурное совершенствование пространства сопряжено с проведением ряда строительных работ, в частности: 1) закладкой окон и увеличением толщины стен по всей высоте и ширине; 2) продлением до упора боковой стены актового зала с выходами и входами; 3) демонтажом пола, поскольку данный проект нового актового зала предполагает, что возвышенности, на которых расположены посадочные места, будут доходить до конца стены; и др.
Таким образом, детально рассмотрев информацию, представленную на сайтах услуг, продаже стройтельных и отделочных материалов, световых приборов и другого оборудования, нами была составлена смета , в которой нашли отражение наименования работ и стоимость их проведения, необходимые для улучшения качества освещения, акустики, микроклимата актового зала, а также увеличения его площади.
В целом, мы полагаем, что наш проект на тему « Архитектурное совершенство как средство изменения творческой жизни школы » следует считать завершённым, поскольку поставленная цель достигнута и соответствующие задачи решены.
В заключении также необходимо отметить, что благодаря проведению работы над данным проектом нами были приобретены навыки анализа характеристик помещений, выявления их недостатков, подбора оптимальных вариантов решения проблем, составления смет и др.
Таким образом, мы полагаем, что данный проект положит начало архитектурному усовершенствованию школьного актового зала как части современной образовательной среды, в которой условия обучения способствуют гармоничному развитию личности высоконравственного, инициативного, творческого и ответственного гражданина России.
Литература:
- Ключевская Н. «Школьные» СанПиН — 2022: актуальные требования к помещениям, организации образовательного процесса и учебникам // URL:www.garant.ru/article/1479461 (дата обращения: 14.09.2022).
- Левко А. А. Совершенство гармонии звука // URL:http://project.1september.ru/works/609971.7z (дата обращения: 15.10.2022).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648–20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»» // URL:https://base.garant.ru/75093644/#p_181 (дата обращения: 21.09.2022).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685–21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» (с изменениями и дополнениями)» // URL:https://base.garant.ru/400274954/#p_56324 (дата обращения: 28.09.2022).