Рождественский пряник: немецкие и русские традиции | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исследование о родном крае Высокая теоретическая значимость Необычная тема исследования

Рубрика: Иностранные языки

Опубликовано в Юный учёный №5 (68) май 2023 г.

Дата публикации: 27.04.2023

Статья просмотрена: 267 раз

Библиографическое описание:

Некипелова, А. О. Рождественский пряник: немецкие и русские традиции / А. О. Некипелова, Т. В. Богачева. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 5 (68). — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/young/archive/68/3749/ (дата обращения: 16.11.2024).



Во многих европейских странах пряник являлся традиционным лакомством, который специально выпекался к Рождеству. На Русском Севере была похожая традиция, и она появилась задолго до реформ Петра Великого. При императоре Петре I обычай дарить друг другу пряники на Рождество распространился повсеместно.

Северный пряник — Архангельские козули — плоские украшенные пряники со жжёным сахаром. Козули первоначально являлись лакомством поморов (жителей Архангельской губернии), которые изготовляли их только на Рождество.

В Германии тоже существовал подобный пряник и назывался он Лебкухен (Lebkuchen) , который появился на юго-востоке Германии, во Франконии, в XIII веке. Лебкухены представляли собой украшенные сахарной глазурью медовые пряники с цитроном, миндалём и большим количеством пряностей. Изобретение рецепта пряного пряника на данной территории неслучайно, удачное расположение городов на пересечении торговых путей позволяло кондитерам и пекарям, начиная с XIV века, использовать самые разнообразные и дорогие пряности, что и стало главным отличием выпекаемых там пряников.

Архангельский пряник — козуля тоже является пряным пряником, и его происхождение у многих исследователей-этнографов вызывает много споров.

1-я версия: издавна на Рождество пекли лепные фигурки животных из ржаного теста, изображавших домашних животных: коз, коров, лошадей, овечек. Вероятно, отсюда пошло и такое название. Коза являлась символом плодородия. Наряду с фигурками животных и птиц, в деревнях Архангельской губернии были распространены новогодние козули, выпекавшиеся из жгутов ржаного и пшеничного теста [1, c. 3]. Вероятно, к XIX веку произошло слияние этих традиций, так и появился образ современной Архангельской козули.

2-я версия: возможно, пришедшие сюда новгородцы и москвичи принесли с собой пряники. И так могла появится козуля из черного теста. Но может быть, пряник был завезен на Север иноземцами и приспособлен взамен языческого печения к христианскому празднику.

Я склонна больше ко второй точке зрения, поскольку проанализированные мною рецепты европейских рождественских пряников и рецепты архангельской козули во многом схожи по своей рецептуре.

В XIX веке в Архангельске пряничное искусство получило широкое распространение. Такой популяризации козули, украшенной глазурью, способствовали, появившиеся в городе, сахарные заводы немецкого промышленника Брандта. Именно в это время окончательно сформировался внешний вид Архангельской козули. Теперь пряник стали вырезать из текста особыми металлическими формами — резаками. После выпечки лицевую поверхность пряника раскрашивали растворами цветного сахара, роспись наносили древним способом при помощи деревянных палочек [1, c. 4-5].

В Архангельске появилась своя школа пряничного дела, которая располагалась в Соломбале — старинной части Архангельска, населённой ремесленниками.

Изготовление козули было семейным занятием. Мужчины делали специальные формы-резцы из металла или же формы изготовляли с помощью пряничных досок. Мастер вырезал в толще доски узор, который высоким рельефом отпечатывался в тесте пряника. Женщины готовили тесто, а расписывали козули всей семьей. Роспись состояла из простых элементов: — точек, крестиков, полосок и волнистых линий. Основными цветами глазури являлся белый и розовый цвет. Рецепты козуль держались в секрете и передавались из поколения в поколение.

Таблица 1

Рецепты

XIX век

XX век

Тесто на меду (наши дни)

Тесто

Тесто для пряников творили в глиняных горшках на патоке с добавлением «духов» — гвоздика, кориандр, имбирь, корица.

Мёд или сахар, масло, яйца, корица, гвоздика, имбирь мука.

200 г. меда, 400 г. муки, 200 г. сливочного масла, ½ стакана сахара, 1 или ½ яйца, ½ лимона, 2 чайные ложки порошка корицы, имбирь, гвоздика, соль по вкусу.

Глазурь

Простая сахарная:

150 г. сахарной пудры, 3 ст. ложки воды или молока. Процеженную сахарную пудру постепенно смешать с очень горячей.

Глазурь цветная:

150 г. сахарной пудры, 2–3 ст. ложки морковного сока, свекольного и шпинатного сока. Современные мастерицы добавляют пищевой краситель.

Наиболее древними формами пряника были звезда, ангел, пастух, корзина (с дарами), птицы, животные, елка, виноград, вазы с цветами, олень с санями, лев. В дореволюционном Архангельске были кондитерские, выпекающие рождественские козули на продажу. Перед Рождеством козули заполняли рынок. Торговки козулями выстраивались рядами. Громадное количество посылок отправлялось по России и заграницу [2, c. 7].

Как уже было отмечено выше, родиной Лебкухена была Франкония, крупнейшим городом которой являлся Нюрнберг. В нем всегда процветали различные ремёсла, а среди них не последнее место занимала выпечка пряников.

Пряничных дел мастером назывался только тот пекарь, который владел собственной печью и оригинальным рецептом выпечки, хранившимся в глубочайшей тайне [4]. Старинные и современные рецепты пряников из Франконии в своём составе имеют в различных пропорциях муку, орехи и мёд, а также звёздчатый анис, гвоздику, имбирь, кардамон, кориандр, мускатный орех, душистый перец, корицу и различные цукаты.

Пряники Лебкухен выпекались заранее и хранились в специальных жестяных или стеклянных банках. Их форма самая разнообразная, а именно: встречались пряники в форме звезд, круглой формы или же в форме животных, символизирующих праздник Рождества. Эти пряники могли быть простыми неглазурованными, либо покрытыми шоколадом или сахарной глазурью.

Таблица 2

Рецепт

FÜR 3 BACKBLECHE

ДЛЯ 3 ПРОТИВНЕЙ

  1. Roggenmehl 960 -320 g.
  2. Eier — 2
  3. Honig — 70 g
  4. Staubzucker -140 g
  5. Natron — 8 g
  6. Kakaopulver — 3 g
  7. Lebkuchengewürz -3g
  8. Apfelmus — 1 EL
  1. Ржаная мука 960–320 г.
  2. Яйца — 2
  3. Мед — 70 г
  4. Сахарная пудра -140 г
  5. Пищевая сода — 8 г
  6. Какао-порошок — 3 г
  7. Пряничная приправа -3 г
  8. 8. Яблочное пюре — 1 ст. л.

ZUCKERGLASUR

Глазурь

  1. Eiklar
  2. gesiebten Staubzucker — 250 g
  1. Яичный белок
  2. сахар-песок просеянный — 250 г

Удачное расположение Архангельска на пересечении торговых путей позволяло поморам использовать не только самые разнообразные пряности для своих пряников, но и знакомиться с заморскими гастрономическими изысками, в том числе, и кондитерскими. На территории Архангельского города была образована немецкая слобода, которая способствовала сохранению своих национальных традиций в дали от родины. Даже спустя столетия обрусевшие немцы помнили о своей культуре и рождественский пряник был одним из них, поэтому не исключено, что немецкий Lebkuchen отчасти повлиял на становление нашего Архангельского пряника, так как многие ингредиенты в рецептах совпадают.

Литература:

  1. Ананьина В. Архангельские козули. История. Традиции. Современность. — Архангельск: Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера», 2009. — 58 с.
  2. Архангельские козули. История. Рецепты. Рисунки. — Архангельск, АК «Сталкер», 1990. — 27 с.
  3. Нюрнбергский лебкухен: рождественский пряник-легенда // Сайт Art café проект greeninfo.ru. — URL: https://www.greeninfo.ru/artcafe/cookery/exotic_foods/nyurnbergskii-lebkukhen-rozhdestvenskii-pryaniklegenda_art.html
  4. Сокольский И. Пряник на Рождество [Текст] // Сайт электронного журнала «Наука и жизнь» № 12, 2012. — URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/21464/


Задать вопрос