Патриотизм — это вечная тема… «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом» — говорил великий В. Белинский. С древних времен люди, так или иначе, старались мыслить, действовать в русле патриотизма. С тех пор ничего не изменилось — патриотизм остается волнующей государство и людей темой.
Что же такое патриотизм? С точки зрения этнопсихологии патриотизм — это сложное явление общественного сознания, связанное с любовью к Родине, Отечеству, к своему народу. С точки зрения педагогики патриотизм подразумевает любовь к Отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С точки зрения культурологии патриотизм — это нравственный принцип, нравственная норма и чувство, возникающее на заре становления человека.
Необходимо отметить, что со всех точек зрения патриотизм — это несомненно любовь к Родине (Отечеству), любовь к родной земле и к своему народу. В то же время наблюдается и разность терминов, применяемых при определении понятия патриотизма. Такие термины как: нравственный принцип, нравственная норма, культурная среда, сложное явление, общественное сознание.
Все это указывает на невозможность одинакового подхода в прививании патриотизма всем возрастным группам, социальным слоям и культурным средам. К каждой общественной группе, слою, среде должен быть найден свой индивидуальный и уникальный подход по прививанию патриотизма.
«С точки зрения философии, патриотизм толкуется как “нравственный и политический принцип”, социальное чувство, основанное на любви к Родине, преданности к Отчизне, стремлении безоговорочно, добросовестно служить интересам страны» [6]. Исходя из того, что патриотизм является «нравственным и политическим принципом», можно сделать вывод о том, что государство является главным интересантом в укреплении этого принципа среди своего населения. В таком случае примерами и образцами несения данного «принципа» должны быть представители государства во всех отраслях государственного устройства и во всех сегментах общества.
Несмотря на усилия государства по патриотическому воспитанию, представления граждан о патриотизме разнообразны и противоречивы.
Все ли делается государством в этом направлении? Все ли хорошо?
«Система государственного управления характеризуется наличием управляющей и управляемой стороны <…> Управленческое воздействие требует наличия соответствующих каналов связи <…> при этом властное воздействие объективно вызывает ответную реакцию, возникает обратная связь между управляемым и управляющим» [2]. От ответной реакции управляемого по отношении к управляющему (гражданин — государство) зависит многое в деле прививания патриотизма. Моральный закон не допускает разведения объекта и субъекта действия. Другими словами, если у гражданина, в результате обращения к государству, возникает отрицательная, негативная реакция, то уже сложно будет с ним разговаривать на тему патриотизма. Но это не значит, что гражданин изменит свое отношение к Родине, матери — он изменит отношение к государству.
Государство должно беспокоить качество реакции со стороны гражданина, при его обращении к государству в лице чиновника. Чиновник, который представляет государство в отношениях с гражданином, должен быть высоконравственным, чиновник обязан действовать по «Золотому правилу нравственности».
«Золотое правило нравственности: “(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе”» [3]. «“Золотое правило нравственности” и генетически и по существу представляет собой отрицание талиона» [4]. При каждом несправедливом отношении государства, в лице чиновника, к гражданину, будет реакция обратная «золотому правилу нравственности».
«Только два сорта есть, податься некуда: либо патриот своего Отечества, либо мерзавец своей жизни» — А. Островский, точнее не скажешь. Низкий нравственный уровень, определенного количества представителей государства (чиновников, служащих и пр.), всегда будет провоцировать отрицательное отношение к государству со стороны гражданина. Это то, на что необходимо обратить внимание.
Далее, на что хотелось бы обратить внимание — это необходимость повышения культурологической и обществоведческой составляющей в патриотическом воспитания молодежи, да и других категорий населения.
Федеральный телевизионный канал «Первый канал», 30 июня 2022 года представил интересное социологическое исследование, проведенное Агентством «Михайлов и партнеры» по теме «Российские школьники о буллинге и патриотизме в новых реалиях» в рамках проекта «#МЫСЧИТАЕМ».
И согласно этому исследованию, «почти две трети (64 %) респондентов от 10 до 18 лет заявили, что считают себя патриотами России < … > говорят о гордости Российской Армией и выдающимися личностями» [5]. По общему мнению, если выдающиеся личности родились или родом из той же местности, где проживает молодой гражданин — это вызывает у молодого человека особую и особенную гордость.
Необходимо широко освещать жизнь, деятельность, успехи выдающихся земляков в школах и других образовательных организациях.
Если обратить внимание на школу, где я в настоящее время учусь, она названа в честь героя России Р. А. Халикова, который погиб при исполнении своего служебного долга перед Родиной. Мы очень гордимся нашим земляком, его подвиг должен быть больше освещен, в том числе и в других образовательных учреждениях. Р. А. Халиков был пограничником.
Среди наших земляков есть и другие выдающиеся примеры, прославившие свою малую Родину. К примеру, если обратиться к личности нашего земляка Абдусалама Абдукеримовича Гусейнова, уроженца села Алкадар, то он прославил не только свою малую Родину, но и большую нашу Родину Россию в масштабах всего мира. А. А. Гусейнов является доктором философских наук, один из ведущих философов мира, профессор МГУ, академик РАН. В число его основных работ входят: книга «Золотое правило нравственности» (1979, 3-е издание 1988г.), «Введение в этику» (1985г.), «Великие моралисты» (1995г.). А. А. Гусейнов является инициатором и ответственным редактором журнала «Этическая мысль». Награжден дипломом ЮНЕСКО (1996г.), а также является Лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области науки и техники (2003г.). Его научные труды переведены на многие языки мира, он является ярким примером для гордости и подражания для будущих поколений.
Другой пример из области культуры — это выдающийся актер, режиссер и театральный деятель Расми Халидович Джабраилов, уроженец села Касумкент. Его мало кто знает среди школьников и молодежи.
Р. Джабраилов является заслуженным артистом РСФСР. В советское время был одним из руководителей студии «Таджикфильм» в городе Душанбе. Расми Джабраилов снялся в более 57 известных кинофильмах («Вертикаль» 1996 г., «Белый рояль» 1969 г., «Тоска» 1969 г., «Запретная зона» 1988г, «Одержимые» 1962г., «Следствие ведут знатоки» 1988г., «Дом дураков» 2002г., Нина 2001г., «Марш Турецкого» 2007г. и многих других).
Работал с такими выдающимися актерами как: Армен Джигарханян, Лев Дуров, Леонид Куравлев, Н. Крачковская, Валентин Гафт, С.Ходченкова, К.Хабенский, Н.Ефремов, И. Костолевский и другими, а также с режиссерами как: Лошак, В. Златоустовский, А. Кончаловский, М. Туманившвили, Н. Досталь, И. Дыховичный, М. Ибрагимбеков, М. Швейцер и другими.
В последние годы жизни работал актером Московского академического театра имени Владимира Высоцкого. Скончался 22 января 2022 год в г. Москве. Интересный факт, о смерти Р. Джабраилова сообщили все федеральные СМИ, в том числе «Первый канал», «канал «Россия 1», в то же время на его малой Родине о нем мало кто знает, в связи с этим хотел бы пожелать, чтобы региональные и местные чиновники задумались об увековечивании памяти такого выдающегося земляка.
Такие люди есть — такие люди вызывают большую гордость и уважение, это сродни чувству патриотизма. «Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины и идентифицирует себя, особо эмоционально переживая, с другими представителями своего народа и стремление защищать интересы своего народа и Родины» [6].
Учитывая вышеизложенное, можно прийти к выводу, что высокая нравственность представителей государства (чиновников, служащих и пр.), где бы они не представляли в своем лице государство, а также широкое освещение и пропаганда успехов выдающихся личностей своей страны, в разных сферах жизнедеятельности и является «Золотым правилом укрепления фундамента государственности».
И самое главное мы все люди, проживающие в нашей стране и кому не безразлична судьба Родины, должны прилагать все усилия, чтобы работало «Золотое правило укрепления государственности, патриотизма, любви к Родине».
Литература:
- Долгина, Е.С., Демин, И. В. Патриотизм: функционал, уровни. [Статья] // Молодой ученый. — Казань: Молодой ученый, 2005 г. — 22.
- Смирнова И. Образовательный портал «Справочник» [URL: http//www.spravochnick.ru.] = Субъекты и объекты государственного управления. — Москва: [б.н.], 2023 г. — Т. I.
- Гусейнов А. А. Золотое правило нравственности [Книга]. — Москва: Молодая гвардия, 1988. — Т. I: I: стр. 269. — ISBN 5–235–00244-X: 60 к..
- Гусейнов А. А. Персональный сайт А. А. Гусейнова [URL: http//www.guseinov.ru.] = Золотое правило нравственности. — Москва: Гусейнов, А.А., 2015 г. — Т. I.
- Михайлов и партнеры Социологическое исследование [URL: http //www.1tv.ru.] = Российские школьники о буллинге и патриотизме. — Москва: Михайлов и партнеры, 2022 г.. — Т. I.
- Долгина Е. С., Демин И. В. Патриотизм» функционал, уровни- // Молодой ученый. 2005. — № 22.