В статье авторы рассматривают социальные риски, существующие в современном обществе, приводят результаты социологического исследования социальных рисков на примере 110 респондентов — жителей Белгородского района Белгородской области.
Ключевые слова: социальный риск, респондент, социальные изменения, риск-фактор, профилактика негативных последствий социальных рисков, правовая база социальной защиты населения.
Социальные риски — это риски, в преодолении которых участвует все общество, и большая часть членов общества подвержена им. Для каждого типа социального риска характерна вероятность всеобщих потерь, затрагивающих элементы качества жизни людей и минимизируемых при условии реализации социальной ответственности всех членов общества, а также существующей системы социальной защиты и профилактики социальных рисков [3].
В современном российском обществе, и в Белгородском районе Белгородской области в том числе, существуют различные типы социальных рисков. Из наиболее актуальных, касающихся проблематики нашего исследования, мы можем отметить такие, как безработица; преступность, в том числе подростковая; малообеспеченность, низкий доход большинства семей с детьми; семейное неблагополучие и социальное сиротство, девиантное поведение подростков, низкий уровень адаптационного потенциала и иждивенчество наиболее уязвимых категорий граждан, и др. Все эти риски активно воздействуют на социальное положение достаточно большой части населения Белгородского района.
Кроме самого феномена — социальный риск, интересным представляется изучение понимания и отношения к риску уязвимых групп населения Белгородского района. В рамках проводимого нами в апреле 2023 года прикладного социологического исследования «Отношение уязвимых групп населения Белгородского района к социальным рискам», проводился опрос населения, так называемых групп социального риска (выборка 110 человек, из них — молодые инвалиды, в том числе подростки — 20 %; неблагополучные семьи — 25 %; подростки и молодежь — 25 %; семьи группы риска (многодетные, неполные, малообеспеченные) — 20 %; пожилые люди — 10 %)
Респондентам вначале предлагалось выразить свое отношение к понятию «риск». Большинство респондентов предпочитают «рассчитывать, а не рисковать» и придерживаются точки зрения «тише едешь — дальше будешь» (30 % и 20 % ответивших соответственно). Однако 24 % опрошенных готовы пойти на риск, из них 8 % неблагополучные семьи и 12 % молодежь и подростки; и 26 % респондентов воспринимают риск как благородное дело — из них молодежь и подростки — 12 % и 4 % — семьи группы риска и 4 % ‑молодые инвалиды.
Рис. 1. Отношение групп населения к понятию «риск»
Само понятие «риск» у респондентов, в основном, ассоциируется с неизвестностью (38 %), действием (27 %), ущербом (17 %) (Рис. 2).
Рис. 2
При наличии нескольких вариантов выбора модели поведения, 17 % респондентов идет на риск с уверенностью в положительном результате, в то время как 60 % опрошенных понимают, что результат может быть и отрицательным, 23 % респондентов вообще не хотят рисковать. 20 % респондентов рискуют потому, что не хотят потерять возможности, которые им предоставляются, 23 % (в большей части молодежь и молодые инвалиды) опрошенных воспринимают риск как получение жизненного опыта, 20 % — рискуют ради выгоды (16 % — неблагополучные семьи), только 5 % — (большей частью подростки) опрошенных совершают рискованные поступки ради азарта, также, есть категория респондентов (4 %), которые всегда делают выбор в пользу риска и 12 % способны рисковать от безысходности, из них — 4 % семьи группы риска, 6 % молодые инвалиды, 2 % — пожилые люди.
Интересным представляется мнение респондентов о факторах, влияющих на принятие решения в ситуации риска (Рис. 3).
Рис. 3. Факторы, влияющие на принятие решения в ситуации риска
Так, большинство опрошенных (32 %) обращают внимание на наличие информации и ее достоверность, 30 % опираются на свои личные интересы, выгоду. На общепринятые нормы и ценности обращают внимание 17 % опрошенных, 12 % респондентов разделяют бремя принятия решения с другими участниками, только 9 % берут во внимание внешнюю среду, окружение.
Респондентами также были выделены и факторы, мешающие принимать решение в ситуации риска: 35 % — страх ошибки, 25 % — недостаток информации, чтобы принять решение, финансовые трудности (10 %), 14 % опрошенных сослались на недостаток времени, а переизбытку информации, как фактору препятствующему принятию решения в ситуации риска, отдали предпочтение 9 % респондентов, просто лень — 7 % респондентов
Таким образом, рассматриваться социальный риск может в совокупности с социальными изменениями, и выступать как результат несоответствия действий субъекта и объекта риска изменениям социальной среды.
В ходе проведенного исследования выяснилось, что большинство респондентов не хотят рисковать в определенных ситуациях, если все же риск неизбежен, то очень важно владеть достоверной информацией о сложившейся ситуации. В рискованной ситуации значимыми факторами принятия решений выступают собственные цели, блага. Опрошенные нами уязвимые категории граждан боятся потерять здоровье, финансовую, экономическую стабильность, и сталкиваются с подобными рисками часто [2]. Следовательно, воздействие социальных рисков требует от государства продуманных механизмов и экономических основ социальной защиты граждан.
К основным направлениям профилактики негативных последствий социальных рисков населения г. Белгорода и Белгородского района, можно отнести:
помощь в трудоустройстве и предоставление возможности всем категориям населении, включая подростков (не более трех часов) иметь разовые заработки за выполнение работ по благоустройству г. Белгорода и района;
помощь в профессиональной переподготовке и самоопределении;
диагностика не только явных, но и скрытых, социально-психологических причин семейного риска;
психолого-педагогическое просвещение населения, создание не только клубов по интересам, но и психологических гостиных, семейных клубов, где можно всем категориям граждан принять участие в обсуждении сложных жизненных ситуаций;
поддержание престижности семьи, организация семейных конкурсов, праздников, комплексная помощь в трудных ситуациях;
организация клубов общения, знакомств, досуговых мероприятий;
обеспечение доступности для населения информации о проводимых в районе мероприятиях и предоставление возможности помочь нуждающимся людям.
Ключевая задача учреждений социальной защиты совместно с администрацией Белгородского района обеспечить условия для формирования у населения устойчивости к социальным рискам через собственное самосовершенствование, взаимопомощь и взаимоподдержку.
Изучая проблему профилактики социальных рисков в Белгородском районе, мы особое внимание обратили на группы повышенного действия риск-факторов: дети и молодежь, инвалиды, пенсионеры. Данные категории оказались в худшем положении, чем трудоспособная часть населения.
Изучение реальных потребностей данных категорий населения в социальных услугах — ключевой элемент при формировании системы профилактики социальных рисков.
Наиболее актуальной является и проблема молодежи и детей «группы риска». Ключевой целью местных органов власти и учреждений социальной защиты населения является улучшение их положение в обществе, надлежащая защита, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения, воспитания и развития. В данном аспекте особым направлением деятельности учреждений социальной защиты населения является комплексное совершенствование профилактики социального сиротства.
Особая группа риска в контексте профилактики социальных рисков и их последствий — инвалиды. Существенные вопросы социальной защиты инвалидов получили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Закон определяет полномочия органов государственной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации) в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека устанавливает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собственности [1].
Действующим законодательством определяются условия оплаты медицинских услуг, оказываемых инвалидам, возмещения затрат, произведенных самим инвалидом, его отношения с реабилитационными органами социальной защиты инвалидов.
В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Маломобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Это обстоятельство обусловливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых изделий на склад или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида на работу и с работы и т. д.
В целом, поскольку система профилактики социальных рисков является интегрированным и многоуровневым образованием, то при определении направлений по ее формированию необходимо учитывать ее многопрофильную и многосубъектную структуру и специфику ее регулятивных функций. Она заключается в последовательном достижении более высокого уровня защиты от факторов риска на основе гармоничного сочетания интересов социальных партнеров по улучшению благосостояния населения, повышению его жизненного уровня ликвидации социальной напряженности.
Литература:
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
- Замараева В. П. Становление института социальной защиты населения в России. — М.: «Союз», 2015. — 308 с. с. 5
- Занина О. В. Современные принципы социальной защиты населения // Научный результат. Серия «Экономические исследования». — 2015. — № 2