В учебно-воспитательном процессе, внеклассной деятельности учащихся и в обычной жизни ученики, учителя, родители не учитывают умственную нагрузки на организм. Когда нагрузка становится слишком большой, организм утомляется, здоровье ухудшается.
В последнее время у подрастающего поколения все сильнее выражается проблема низкой умственной работоспособности. Конечно же, очень важно членам современного общества, чтобы оно развивалось и чего-то добивалось, были высокоразвиты и обладали высокой работоспособностью, что несет весьма актуальный характер.
Цель — определить уровень работоспособности групп разных возрастов и сравнить с ранее получившимися показателями.
Работоспособность — это величина функциональных возможностей организма человека, характеризуется количеством и качеством работы, выполняемой за какой-то промежуток времени.
Умственная работоспособность тесно связана с возрастом: по мере роста и развития детей все ее показатели возрастают. За период от 10 до 13 лет продуктивность умственной работоспособности увеличивается на 63 %, а качество, точность на 9 % по сравнению с детьми начальной школы. В 15–17 продуктивность и точность возрастают до 25 %.
Объектом исследования стали учащиеся 2010 и 2007 года рождения. В исследовании каждой группы принимали участие по 15 человек, которые согласились исследовать уровень своей работоспособности.
Для измерения уровня умственной работоспособности была использована корректурная буквенная таблица Анфимова. Задание состояло из 2 частей длительностью в 4 минуты. За первые 2 минуты необходимо было вычёркивать буквы «В» и «Х», а последующие — буквосочетание «ВХ». Исследование имело 2 этапа во временном аспекте 5–8 и 6–9 классов, так как за 1 год у них в организме могли произойти изменения.
Затем полученные данные были распределены по следующим критериям:
- Высокая скорость и высокая продуктивность — А 1 :
- Высокая скорость и средняя продуктивность —А 2 ;
- Высокая скорость и низкая продуктивность — А 3 ;
- Средняя скорость и высокая продуктивность —В 1 ;
- Средняя скорость и средняя продуктивность — В 2 ;
- Средняя скорость и низкая продуктивность — В 3 ;
- Низкая скорость и высокая продуктивность — С 1 ;
- Низкая скорость и средняя продуктивность — С 2 ;
- Низкая скорость и низкая продуктивность — С 3 .
При анализе корректурной таблицы были взяты следующие параметры:
Количество букв 1 этапа: a 1 = 40 n + a
Количество букв 2 этапа: a 1 = 40 n + a
Количество букв, просмотренных за 4 минуты (в 2 этапа): А= а 1 + а 2
Количественный показатель работы: К n = A: а 1
Ошибки двух этапов работы в сумме: В = d 1 + d 2
Коэффициент продуктивности: Q n = (A:10) 2 : (А:10)+В
K ср = K n сумма: n
Q ср = Q n сумма: n
Индивидуальный коэффициент: ИК = QK: 10
ИК ср = сумма ИК: n
Статистическая обработка данных производилась в программе Excel
Исследования 2021–2022 учебного года
Результаты учеников 5 класса
Таблица 1
Анализ корректурной таблицы после тестирования учеников 5 класса
Показатели 5 класса |
А1 |
А2 |
А |
В |
К |
Q |
ИК |
1 |
316 |
198 |
514 |
134 |
1,63 |
14,3 |
2,32 |
2 |
179 |
42 |
221 |
64 |
1,23 |
5,7 |
0,70 |
3 |
220 |
143 |
363 |
100 |
1,65 |
9,7 |
1,60 |
4 |
440 |
262 |
702 |
58 |
1,60 |
38,4 |
6,13 |
5 |
954 |
246 |
1200 |
167 |
1,26 |
50,2 |
6,31 |
6 |
926 |
640 |
1566 |
359 |
1,69 |
47,6 |
8,04 |
7 |
324 |
225 |
549 |
9 |
1,69 |
47,2 |
7,99 |
8 |
255 |
116 |
371 |
17 |
1,45 |
25,4 |
3,70 |
9 |
247 |
136 |
383 |
14 |
1,55 |
28,0 |
4,35 |
10 |
374 |
165 |
539 |
18 |
1,44 |
40,4 |
5,82 |
11 |
197 |
243 |
440 |
42 |
2,23 |
22,5 |
5,03 |
12 |
276 |
163 |
439 |
41 |
1,59 |
22,7 |
3,61 |
13 |
94 |
35 |
129 |
16 |
1,37 |
5,8 |
0,79 |
14 |
154 |
440 |
594 |
155 |
3,86 |
16,5 |
6,35 |
15 |
135 |
1152 |
1287 |
257 |
9,53 |
42,9 |
40,94 |
Ср. |
339,4 |
280,4 |
619,8 |
96,73 |
2,25 |
27,8 |
6,91 |
Таблица 2
Минимальные и максимальные значения показателей учеников 5 класса
Показатели 5 класса |
А1 |
А2 |
А |
В |
К |
Q |
ИК |
Min. |
94 |
35 |
129 |
9 |
1,23 |
5,7 |
0,7 |
Max. |
954 |
1152 |
1566 |
359 |
9,53 |
50,2 |
40,94 |
Ср. |
524 |
593 |
847 |
184 |
5,38 |
27,95 |
20,82 |
Как видно из таблицы 1 и 2 показателей 5 класса наименьшим значением просмотренных букв за первые две минуты является 94 буквы, наибольшим — 954. В среднем за первые две минуты было просмотрено 524 буквы. За вторые две минуты наименьшее число просмотренных букв составило 35, наибольшее — 1152. В среднем вторые две минуты было просмотрено 593 буквы. Среднее значение просмотренных букв за 4 минуты составило 847 знаков. Число ошибок за первые две минуты было значительно меньше, чем за последующие две минуты, а среднее количество ошибок — 184 буквы. Наименьшее значение количественного показателя составило 1,23, наибольшее — 9,53. Средний показатель — 5,38. Заметна большая разница в показателях продуктивности, наименьшее — 5,7, наибольшее — 50.2. Индивидуальные коэффициенты учеников располагаются от 0,7 до 40,94.
Рис. 1. Показатели уровня работоспособности 5 класса
Результаты учеников 8 класса
Таблица 3
Анализ корректурной таблицы после тестирования учеников 8 класса
Показатели 8г |
А1 |
А2 |
А |
В |
К |
Q |
ИК |
1 |
179 |
400 |
579 |
90 |
3,23 |
22,7 |
7,33 |
2 |
280 |
160 |
440 |
5 |
1,57 |
39,5 |
6,21 |
3 |
320 |
160 |
480 |
10 |
1,50 |
39,7 |
5,96 |
4 |
240 |
120 |
360 |
5 |
1,50 |
31,6 |
4,74 |
5 |
360 |
240 |
600 |
8 |
1,67 |
52,9 |
8,82 |
6 |
369 |
217 |
586 |
55 |
1,59 |
30,2 |
4,80 |
7 |
400 |
200 |
600 |
13 |
1,50 |
49,3 |
7,40 |
8 |
445 |
264 |
709 |
45 |
1,59 |
43,4 |
6,91 |
9 |
279 |
234 |
513 |
43 |
1,84 |
27,9 |
5,13 |
10 |
520 |
202 |
722 |
43 |
1,39 |
45,3 |
6,28 |
11 |
276 |
180 |
456 |
5 |
1,65 |
41,1 |
6,79 |
12 |
330 |
257 |
587 |
16 |
1,78 |
46,1 |
8,21 |
13 |
320 |
144 |
464 |
16 |
1,45 |
34,5 |
5,00 |
14 |
169 |
94 |
263 |
2 |
1,56 |
24,4 |
3,80 |
15 |
316 |
200 |
516 |
14 |
1,63 |
40,6 |
6,63 |
ср. |
320,2 |
204,8 |
525 |
24,67 |
1,70 |
38,0 |
6,27 |
Таблица 4
Минимальные и максимальные значения показателей учеников 8 класса
Показатели 8г |
А1 |
А2 |
А |
В |
К |
Q |
ИК |
Min. |
169 |
94 |
263 |
2 |
1,39 |
22,7 |
3,8 |
Max. |
520 |
400 |
709 |
90 |
3,23 |
52,9 |
8,82 |
ср. |
344 |
247 |
486 |
46 |
2,31 |
37,8 |
6,31 |
Изучая таблицы 3 и 4 показателей 8 класса, наименьшим значением просмотренных букв за первые две минуты является 169 букв, наибольшим — 520. В среднем за первые две минуты было просмотрено 344 буквы. За вторые две минуты наименьшее число просмотренных букв составило 94, наибольшее — 400. В среднем вторые две минуты было просмотрено 247 буквы. Среднее значение просмотренных букв за 4 минуты составило 486 знаков, что на 57 % меньше от показателей 5 класса. Среднее количество ошибок — 46 букв. Наименьшее значение количественного показателя составило 1,39, наибольшее — 3,23. Средний показатель — 2,31. Наименьший показатель коэффициента продуктивности — 22,7 наибольший — 52,9. Индивидуальные коэффициенты учеников располагаются от 3,8 до 8,82.
Рис. 2. Показатели уровня работоспособности 8 класса
В результате проведённого исследования выявлено, что 46 % учеников 5 класса имеют низкую скорость и высокую продуктивность, 27 % — низкую скорость и среднюю продуктивность, 13 % — среднюю скорость и высокую продуктивность, 7 % — высокую скорость и высокую продуктивность, 7 % — высокую скорость и среднюю продуктивность.
Среди 8 класса 87 % учеников имеют низкую скорость и высокую продуктивность, остальные 13 % — среднюю скорость и высокую продуктивность.
Рис. 3. Продуктивность детей 5 и 8 класса
Результаты исследования в 2022–2023 учебном году
Результаты учеников 6 класса
Таблица 5
Анализ корректурной таблицы после тестирования учеников 6 класса
Показатели 6А |
А1 |
А2 |
А |
В |
К |
Q |
ИК |
1 |
440 |
283 |
723 |
32 |
1,64 |
50,1 |
8,24 |
2 |
374 |
217 |
591 |
37 |
1,58 |
36,3 |
5,74 |
3 |
316 |
292 |
608 |
31 |
1,92 |
40,3 |
7,75 |
4 |
374 |
232 |
606 |
27 |
1,62 |
41,9 |
6,79 |
5 |
242 |
166 |
408 |
6 |
1,69 |
35,6 |
6,00 |
6 |
344 |
21 |
365 |
7 |
1,06 |
30,6 |
3,25 |
7 |
280 |
206 |
486 |
8 |
1,74 |
41,7 |
7,24 |
8 |
390 |
232 |
622 |
1 |
1,59 |
61,2 |
9,76 |
9 |
393 |
249 |
642 |
21 |
1,63 |
48,4 |
7,90 |
10 |
425 |
224 |
649 |
32 |
1,53 |
43,5 |
6,64 |
11 |
226 |
138 |
364 |
5 |
1,61 |
32,0 |
5,15 |
12 |
210 |
120 |
330 |
14 |
1,57 |
23,2 |
3,64 |
13 |
313 |
215 |
528 |
3 |
1,69 |
50,0 |
8,43 |
14 |
155 |
50 |
205 |
17 |
1,32 |
11,2 |
1,48 |
15 |
255 |
46 |
301 |
9 |
1,18 |
23,2 |
2,74 |
Ср. |
315,8 |
179,4 |
495,2 |
16,67 |
1,56 |
37,9 |
6,05 |
Таблица 6
Минимальные и максимальные значения показателей учеников 6 класса
Показатели 6А |
А1 |
А2 |
А |
В |
К |
Q |
ИК |
Min. |
155 |
21 |
205 |
1 |
1,06 |
11,2 |
1,48 |
Max. |
440 |
292 |
723 |
37 |
1,92 |
61,2 |
9,76 |
ср. |
297 |
156 |
464 |
19 |
1,49 |
36,2 |
5,62 |
Как видно из таблиц 5 и 6 показателей 6А класса, наименьшее значение просмотренных букв за первые две минуты увеличилось до 155 букв, наибольшее уменьшилось до 440. В среднем за первые две минуты было просмотрено 297 буквы. За вторые две минуты наименьшее число просмотренных букв составило 21, наибольшее — 292. В среднем вторые две минуты было просмотрено 156 буквы. Среднее значение просмотренных букв за 4 минуты составило 464 знака. Несмотря на снижение количества просмотренных букв на 55 %, среднее количество ошибок снизилось до 19 букв. Наименьшее значение количественного показателя составило 1,06, наибольшее — 1,92. Средний показатель — 1,49. Заметна большая разница в показателях продуктивности, наименьшее — 11,2, наибольшее — 61.2. Индивидуальные коэффициенты учеников располагаются от 1,48 до 9,76.
Рис. 4. Показатели уровня работоспособности 6 класса
Результаты учеников 9 класса
Таблица 7
Анализ корректурной таблицы после тестирования учеников 9 класса
Показатели 9Г |
А1 |
А2 |
А |
В |
К |
Q |
ИК |
1 |
520 |
280 |
800 |
58 |
1,54 |
46,4 |
7,13 |
2 |
419 |
233 |
652 |
9 |
1,56 |
57,3 |
8,92 |
3 |
400 |
240 |
640 |
17 |
1,60 |
50,6 |
8,09 |
4 |
404 |
175 |
579 |
12 |
1,43 |
48,0 |
6,87 |
5 |
460 |
165 |
625 |
41 |
1,36 |
37,7 |
5,13 |
6 |
327 |
164 |
491 |
8 |
1,50 |
42,2 |
6,34 |
7 |
305 |
147 |
452 |
3 |
1,48 |
42,4 |
6,28 |
8 |
465 |
336 |
801 |
14 |
1,72 |
68,2 |
11,75 |
9 |
348 |
297 |
645 |
29 |
1,85 |
44,5 |
8,25 |
10 |
395 |
145 |
540 |
12 |
1,37 |
44,2 |
6,04 |
11 |
242 |
139 |
381 |
9 |
1,57 |
30,8 |
4,85 |
12 |
323 |
185 |
508 |
3 |
1,57 |
48,0 |
7,54 |
13 |
374 |
264 |
638 |
8 |
1,71 |
56,7 |
9,67 |
14 |
324 |
240 |
564 |
14 |
1,74 |
45,2 |
7,87 |
15 |
533 |
363 |
896 |
9 |
1,68 |
81,4 |
13,69 |
ср. |
389,3 |
224,9 |
614,1 |
16,4 |
1,58 |
49,6 |
7,89 |
Таблица 8
Минимальные и максимальные значения показателей учеников 9 класса
Показатели 9г |
А1 |
А2 |
А |
В |
К |
Q |
ИК |
Min. |
242 |
139 |
381 |
3 |
1,36 |
30,8 |
4,85 |
Max. |
533 |
363 |
896 |
58 |
1,85 |
81,4 |
13,69 |
ср. |
387 |
251 |
638 |
30 |
1,61 |
56,1 |
9,27 |
Как видно из таблиц 7 и 8 показателей 9 класса, наименьшее значение просмотренных букв за первые две минуты увеличилось до 242 букв, наибольшее — до 533. В среднем за первые две минуты было просмотрено 387 букв. За вторые две минуты наименьшее число просмотренных букв составило 139, наибольшее — 363. В среднем вторые две минуты было просмотрено 251 буква. Среднее значение просмотренных букв за 4 минуты увеличилось на 76 % и составляет 638 знака. Среднее количество ошибок снизилось до 30 букв. Наименьшее значение количественного показателя составило 1306, наибольшее — 1,85. Средний показатель — 1,61. Возрос наименьший показатель коэффициента продуктивности до 30,8 и наибольший до 81,4. Индивидуальные коэффициенты учеников располагаются от 4,85 до 13,69.
Рис. 5. Показатели уровня работоспособности 9 класса
В результате исследования, проведенного через год, выявлено, что 67 % учеников имеют низкую скорость и высокую продуктивность, 33 % — среднюю скорость и высокую продуктивность.
Среди 9 класса 60 % учеников имеют низкую скорость и высокую продуктивность, остальные 40 % — среднюю скорость и высокую продуктивность.
Рис. 6. Продуктивность детей 6 и 9 класса
В результате проведённого исследования выявлено, что большинство учащихся 8 класса относятся по умственной работоспособности к категории С 1 — к людям, которые имеют низкую скорость, но однако высокую продуктивность. Среди учеников 5 класса было выявлено, что большинство относятся к категории С 1 — низкую скорость и высокую продуктивность, но встречаются категории В 2 — со средней скоростью и средней продуктивностью, и С 2 — низкой скоростью и средней продуктивностью. Исходя из показателей видно, что умственная работоспособность учеников 8 класса выше умственной работоспособности 5 классов. В результате исследования, проведенного через год, было выявлено, что большинство учебников по-прежнему относятся к категории С1. 33 % учеников 6 класса имеют среднюю скорость с высокой продуктивность, а в 9 классе — 40 %. Исходя из этих показателей, можно сделать вывод, что ученики 9 класса имеют уровень работоспособности выше. Умственная работоспособность старшей группы за год возросла на 27 %, младшей — приблизительно на 21 %. Данные результаты скорее всего связаны с гормональным статусом и активностью мозга.
Литература:
- www. grandars. ru
- www. works. doklad. ru
- Дядичкин, В. П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности / В. П. Дядичкин //Минск: Вышейш. шк., 1990
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. / Рубинштейн С. Л. // СПб.: Питер, 2012
- Русинова, С. И. Тесты и задания по физиологии психофизиологии. Методическое пособие. / С. И. Русинова, М. Г. Садреева, Ф. Г. Ситдиков // — Казань, ТГГПУ, 2010. — 59 с.