Динамика показателей умственной работоспособности учеников средней школы | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Высокая практическая значимость Высокая теоретическая значимость Актуальная тема исследования

Рубрика: Биология

Опубликовано в Юный учёный №5 (68) май 2023 г.

Дата публикации: 03.05.2023

Статья просмотрена: 71 раз

Библиографическое описание:

Бекиш, Э. Е. Динамика показателей умственной работоспособности учеников средней школы / Э. Е. Бекиш, Л. И. Фасхутдинов. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 5 (68). — С. 208-214. — URL: https://moluch.ru/young/archive/68/3777/ (дата обращения: 16.11.2024).



В учебно-воспитательном процессе, внеклассной деятельности учащихся и в обычной жизни ученики, учителя, родители не учитывают умственную нагрузки на организм. Когда нагрузка становится слишком большой, организм утомляется, здоровье ухудшается.

В последнее время у подрастающего поколения все сильнее выражается проблема низкой умственной работоспособности. Конечно же, очень важно членам современного общества, чтобы оно развивалось и чего-то добивалось, были высокоразвиты и обладали высокой работоспособностью, что несет весьма актуальный характер.

Цель — определить уровень работоспособности групп разных возрастов и сравнить с ранее получившимися показателями.

Работоспособность — это величина функциональных возможностей организма человека, характеризуется количеством и качеством работы, выполняемой за какой-то промежуток времени.

Умственная работоспособность тесно связана с возрастом: по мере роста и развития детей все ее показатели возрастают. За период от 10 до 13 лет продуктивность умственной работоспособности увеличивается на 63 %, а качество, точность на 9 % по сравнению с детьми начальной школы. В 15–17 продуктивность и точность возрастают до 25 %.

Объектом исследования стали учащиеся 2010 и 2007 года рождения. В исследовании каждой группы принимали участие по 15 человек, которые согласились исследовать уровень своей работоспособности.

Для измерения уровня умственной работоспособности была использована корректурная буквенная таблица Анфимова. Задание состояло из 2 частей длительностью в 4 минуты. За первые 2 минуты необходимо было вычёркивать буквы «В» и «Х», а последующие — буквосочетание «ВХ». Исследование имело 2 этапа во временном аспекте 5–8 и 6–9 классов, так как за 1 год у них в организме могли произойти изменения.

Затем полученные данные были распределены по следующим критериям:

  1. Высокая скорость и высокая продуктивность — А 1 :
  2. Высокая скорость и средняя продуктивность —А 2 ;
  3. Высокая скорость и низкая продуктивность — А 3 ;
  4. Средняя скорость и высокая продуктивность —В 1 ;
  5. Средняя скорость и средняя продуктивность — В 2 ;
  6. Средняя скорость и низкая продуктивность — В 3 ;
  7. Низкая скорость и высокая продуктивность — С 1 ;
  8. Низкая скорость и средняя продуктивность — С 2 ;
  9. Низкая скорость и низкая продуктивность — С 3 .

При анализе корректурной таблицы были взяты следующие параметры:

Количество букв 1 этапа: a 1 = 40 n + a

Количество букв 2 этапа: a 1 = 40 n + a

Количество букв, просмотренных за 4 минуты (в 2 этапа): А= а 1 + а 2

Количественный показатель работы: К n = A: а 1

Ошибки двух этапов работы в сумме: В = d 1 + d 2

Коэффициент продуктивности: Q n = (A:10) 2 : (А:10)+В

K ср = K n сумма: n

Q ср = Q n сумма: n

Индивидуальный коэффициент: ИК = QK: 10

ИК ср = сумма ИК: n

Статистическая обработка данных производилась в программе Excel

Исследования 2021–2022 учебного года

Результаты учеников 5 класса

Таблица 1

Анализ корректурной таблицы после тестирования учеников 5 класса

Показатели 5 класса

А1

А2

А

В

К

Q

ИК

1

316

198

514

134

1,63

14,3

2,32

2

179

42

221

64

1,23

5,7

0,70

3

220

143

363

100

1,65

9,7

1,60

4

440

262

702

58

1,60

38,4

6,13

5

954

246

1200

167

1,26

50,2

6,31

6

926

640

1566

359

1,69

47,6

8,04

7

324

225

549

9

1,69

47,2

7,99

8

255

116

371

17

1,45

25,4

3,70

9

247

136

383

14

1,55

28,0

4,35

10

374

165

539

18

1,44

40,4

5,82

11

197

243

440

42

2,23

22,5

5,03

12

276

163

439

41

1,59

22,7

3,61

13

94

35

129

16

1,37

5,8

0,79

14

154

440

594

155

3,86

16,5

6,35

15

135

1152

1287

257

9,53

42,9

40,94

Ср.

339,4

280,4

619,8

96,73

2,25

27,8

6,91

Таблица 2

Минимальные и максимальные значения показателей учеников 5 класса

Показатели 5 класса

А1

А2

А

В

К

Q

ИК

Min.

94

35

129

9

1,23

5,7

0,7

Max.

954

1152

1566

359

9,53

50,2

40,94

Ср.

524

593

847

184

5,38

27,95

20,82

Как видно из таблицы 1 и 2 показателей 5 класса наименьшим значением просмотренных букв за первые две минуты является 94 буквы, наибольшим — 954. В среднем за первые две минуты было просмотрено 524 буквы. За вторые две минуты наименьшее число просмотренных букв составило 35, наибольшее — 1152. В среднем вторые две минуты было просмотрено 593 буквы. Среднее значение просмотренных букв за 4 минуты составило 847 знаков. Число ошибок за первые две минуты было значительно меньше, чем за последующие две минуты, а среднее количество ошибок — 184 буквы. Наименьшее значение количественного показателя составило 1,23, наибольшее — 9,53. Средний показатель — 5,38. Заметна большая разница в показателях продуктивности, наименьшее — 5,7, наибольшее — 50.2. Индивидуальные коэффициенты учеников располагаются от 0,7 до 40,94.

Показатели уровня работоспособности 5 класса

Рис. 1. Показатели уровня работоспособности 5 класса

Результаты учеников 8 класса

Таблица 3

Анализ корректурной таблицы после тестирования учеников 8 класса

Показатели 8г

А1

А2

А

В

К

Q

ИК

1

179

400

579

90

3,23

22,7

7,33

2

280

160

440

5

1,57

39,5

6,21

3

320

160

480

10

1,50

39,7

5,96

4

240

120

360

5

1,50

31,6

4,74

5

360

240

600

8

1,67

52,9

8,82

6

369

217

586

55

1,59

30,2

4,80

7

400

200

600

13

1,50

49,3

7,40

8

445

264

709

45

1,59

43,4

6,91

9

279

234

513

43

1,84

27,9

5,13

10

520

202

722

43

1,39

45,3

6,28

11

276

180

456

5

1,65

41,1

6,79

12

330

257

587

16

1,78

46,1

8,21

13

320

144

464

16

1,45

34,5

5,00

14

169

94

263

2

1,56

24,4

3,80

15

316

200

516

14

1,63

40,6

6,63

ср.

320,2

204,8

525

24,67

1,70

38,0

6,27

Таблица 4

Минимальные и максимальные значения показателей учеников 8 класса

Показатели 8г

А1

А2

А

В

К

Q

ИК

Min.

169

94

263

2

1,39

22,7

3,8

Max.

520

400

709

90

3,23

52,9

8,82

ср.

344

247

486

46

2,31

37,8

6,31

Изучая таблицы 3 и 4 показателей 8 класса, наименьшим значением просмотренных букв за первые две минуты является 169 букв, наибольшим — 520. В среднем за первые две минуты было просмотрено 344 буквы. За вторые две минуты наименьшее число просмотренных букв составило 94, наибольшее — 400. В среднем вторые две минуты было просмотрено 247 буквы. Среднее значение просмотренных букв за 4 минуты составило 486 знаков, что на 57 % меньше от показателей 5 класса. Среднее количество ошибок — 46 букв. Наименьшее значение количественного показателя составило 1,39, наибольшее — 3,23. Средний показатель — 2,31. Наименьший показатель коэффициента продуктивности — 22,7 наибольший — 52,9. Индивидуальные коэффициенты учеников располагаются от 3,8 до 8,82.

Показатели уровня работоспособности 8 класса

Рис. 2. Показатели уровня работоспособности 8 класса

В результате проведённого исследования выявлено, что 46 % учеников 5 класса имеют низкую скорость и высокую продуктивность, 27 % — низкую скорость и среднюю продуктивность, 13 % — среднюю скорость и высокую продуктивность, 7 % — высокую скорость и высокую продуктивность, 7 % — высокую скорость и среднюю продуктивность.

Среди 8 класса 87 % учеников имеют низкую скорость и высокую продуктивность, остальные 13 % — среднюю скорость и высокую продуктивность.

Продуктивность детей 5 и 8 класса

Рис. 3. Продуктивность детей 5 и 8 класса

Результаты исследования в 2022–2023 учебном году

Результаты учеников 6 класса

Таблица 5

Анализ корректурной таблицы после тестирования учеников 6 класса

Показатели 6А

А1

А2

А

В

К

Q

ИК

1

440

283

723

32

1,64

50,1

8,24

2

374

217

591

37

1,58

36,3

5,74

3

316

292

608

31

1,92

40,3

7,75

4

374

232

606

27

1,62

41,9

6,79

5

242

166

408

6

1,69

35,6

6,00

6

344

21

365

7

1,06

30,6

3,25

7

280

206

486

8

1,74

41,7

7,24

8

390

232

622

1

1,59

61,2

9,76

9

393

249

642

21

1,63

48,4

7,90

10

425

224

649

32

1,53

43,5

6,64

11

226

138

364

5

1,61

32,0

5,15

12

210

120

330

14

1,57

23,2

3,64

13

313

215

528

3

1,69

50,0

8,43

14

155

50

205

17

1,32

11,2

1,48

15

255

46

301

9

1,18

23,2

2,74

Ср.

315,8

179,4

495,2

16,67

1,56

37,9

6,05

Таблица 6

Минимальные и максимальные значения показателей учеников 6 класса

Показатели 6А

А1

А2

А

В

К

Q

ИК

Min.

155

21

205

1

1,06

11,2

1,48

Max.

440

292

723

37

1,92

61,2

9,76

ср.

297

156

464

19

1,49

36,2

5,62

Как видно из таблиц 5 и 6 показателей 6А класса, наименьшее значение просмотренных букв за первые две минуты увеличилось до 155 букв, наибольшее уменьшилось до 440. В среднем за первые две минуты было просмотрено 297 буквы. За вторые две минуты наименьшее число просмотренных букв составило 21, наибольшее — 292. В среднем вторые две минуты было просмотрено 156 буквы. Среднее значение просмотренных букв за 4 минуты составило 464 знака. Несмотря на снижение количества просмотренных букв на 55 %, среднее количество ошибок снизилось до 19 букв. Наименьшее значение количественного показателя составило 1,06, наибольшее — 1,92. Средний показатель — 1,49. Заметна большая разница в показателях продуктивности, наименьшее — 11,2, наибольшее — 61.2. Индивидуальные коэффициенты учеников располагаются от 1,48 до 9,76.

Показатели уровня работоспособности 6 класса

Рис. 4. Показатели уровня работоспособности 6 класса

Результаты учеников 9 класса

Таблица 7

Анализ корректурной таблицы после тестирования учеников 9 класса

Показатели 9Г

А1

А2

А

В

К

Q

ИК

1

520

280

800

58

1,54

46,4

7,13

2

419

233

652

9

1,56

57,3

8,92

3

400

240

640

17

1,60

50,6

8,09

4

404

175

579

12

1,43

48,0

6,87

5

460

165

625

41

1,36

37,7

5,13

6

327

164

491

8

1,50

42,2

6,34

7

305

147

452

3

1,48

42,4

6,28

8

465

336

801

14

1,72

68,2

11,75

9

348

297

645

29

1,85

44,5

8,25

10

395

145

540

12

1,37

44,2

6,04

11

242

139

381

9

1,57

30,8

4,85

12

323

185

508

3

1,57

48,0

7,54

13

374

264

638

8

1,71

56,7

9,67

14

324

240

564

14

1,74

45,2

7,87

15

533

363

896

9

1,68

81,4

13,69

ср.

389,3

224,9

614,1

16,4

1,58

49,6

7,89

Таблица 8

Минимальные и максимальные значения показателей учеников 9 класса

Показатели 9г

А1

А2

А

В

К

Q

ИК

Min.

242

139

381

3

1,36

30,8

4,85

Max.

533

363

896

58

1,85

81,4

13,69

ср.

387

251

638

30

1,61

56,1

9,27

Как видно из таблиц 7 и 8 показателей 9 класса, наименьшее значение просмотренных букв за первые две минуты увеличилось до 242 букв, наибольшее — до 533. В среднем за первые две минуты было просмотрено 387 букв. За вторые две минуты наименьшее число просмотренных букв составило 139, наибольшее — 363. В среднем вторые две минуты было просмотрено 251 буква. Среднее значение просмотренных букв за 4 минуты увеличилось на 76 % и составляет 638 знака. Среднее количество ошибок снизилось до 30 букв. Наименьшее значение количественного показателя составило 1306, наибольшее — 1,85. Средний показатель — 1,61. Возрос наименьший показатель коэффициента продуктивности до 30,8 и наибольший до 81,4. Индивидуальные коэффициенты учеников располагаются от 4,85 до 13,69.

Показатели уровня работоспособности 9 класса

Рис. 5. Показатели уровня работоспособности 9 класса

В результате исследования, проведенного через год, выявлено, что 67 % учеников имеют низкую скорость и высокую продуктивность, 33 % — среднюю скорость и высокую продуктивность.

Среди 9 класса 60 % учеников имеют низкую скорость и высокую продуктивность, остальные 40 % — среднюю скорость и высокую продуктивность.

Продуктивность детей 6 и 9 класса

Рис. 6. Продуктивность детей 6 и 9 класса

В результате проведённого исследования выявлено, что большинство учащихся 8 класса относятся по умственной работоспособности к категории С 1 — к людям, которые имеют низкую скорость, но однако высокую продуктивность. Среди учеников 5 класса было выявлено, что большинство относятся к категории С 1 — низкую скорость и высокую продуктивность, но встречаются категории В 2 — со средней скоростью и средней продуктивностью, и С 2 — низкой скоростью и средней продуктивностью. Исходя из показателей видно, что умственная работоспособность учеников 8 класса выше умственной работоспособности 5 классов. В результате исследования, проведенного через год, было выявлено, что большинство учебников по-прежнему относятся к категории С1. 33 % учеников 6 класса имеют среднюю скорость с высокой продуктивность, а в 9 классе — 40 %. Исходя из этих показателей, можно сделать вывод, что ученики 9 класса имеют уровень работоспособности выше. Умственная работоспособность старшей группы за год возросла на 27 %, младшей — приблизительно на 21 %. Данные результаты скорее всего связаны с гормональным статусом и активностью мозга.

Литература:

  1. www. grandars. ru
  2. www. works. doklad. ru
  3. Дядичкин, В. П. Психофизиологические резервы повышения работоспособности / В. П. Дядичкин //Минск: Вышейш. шк., 1990
  4. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. / Рубинштейн С. Л. // СПб.: Питер, 2012
  5. Русинова, С. И. Тесты и задания по физиологии психофизиологии. Методическое пособие. / С. И. Русинова, М. Г. Садреева, Ф. Г. Ситдиков // — Казань, ТГГПУ, 2010. — 59 с.


Задать вопрос