Подростковый возраст — это «возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, бурной активности, энтузиазма, инициативности, стремления к героическим делам, опасности, риску». Неслучайно этот возраст образно называют «возрастом бури и натиска» [4].
Современная школа ставит перед собой целью формирование нового человека, способного адекватно оценивать свои возможности и вырабатывать способность к личностному самоопределению. На уроке от учеников требуется постоянная концентрация внимания, быстрота реакции, что вызывает частую смену психических состояний. Среди психических состояний, влияющих на успешность подростков, выделяют тревожность и агрессивность.
Актуальность работы заключается в выявлении различий в особенностях личностных качеств городских и сельских подростков, а именно агрессивности и тревожности, для дальнейшей помощи подросткам в коррекции личностных особенностей. Подростковый возраст богат конфликтами и осложнениями. Изучение проявления тревожности и агрессивности в подростковый период имеет важное значение, так как, зная проблему, можно скорректировать её и внести действенные предложения.
Цель исследования : изучение личностных качеств, на примере тревожности и агрессивности среди подростков городской и сельской местности.
Гипотеза : мы предполагаем, городские подростки имеют отличия в индивидуально-личностных особенностях в сравнении с сельскими сверстниками.
Задачи исследования :
— изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
— провести методики по теме исследования;
— проанализировать полученные результаты.
Методы исследования : теоретический анализ литературы по проблеме исследования, тестирование, математический метод обработки данных, анализ результатов.
Объект исследования : обучающиеся 8 классов МБОУ Гимназия № 44 г. Пенза (36 чел.) и МБОУ СОШ № 1 с. Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области (32 чел.).
Предмет исследования : тревожность и агрессивность подростков.
Подростковый период, или пубертат является одним из самых сложных периодов в жизни каждого человека. Это обусловлено кардинальными физиологическими и психологическими изменениями ребёнка.
Характеризуется подростковый возраст как критический, переломный период. Это время не только полового созревания, но и глобальных изменений в психике, это сильнейший кризис в развитии личности человека. Подросток стремится к самостоятельности. Формируется осознание собственного положения в обществе, усваиваются нормы и правила поведения в социуме, вырисовывается жизненная позиция и внутренние установки.
Пубертат проходит в течение нескольких лет. В среднем возраст от 11 до 17 лет. Всемирная организация здравоохранения немного увеличила рамки с 10 до 19 лет. А некоторые современные психологи уверены, что первые признаки могут появиться уже в 8–10 лет, а завершается взросление ближе к 23 годам. Сильнейшее стремление к самостоятельности и обособленности оставляет отпечаток на все стороны личности.
Подросток уже не является ребёнком, но вместе с этим он ещё не является и взрослым. То есть он требует большей свободы действий, но сталкивается с ограничениями и запретами взрослых. Таким образом, назревает конфликт в семье. Особенно это касается тех случаев, когда родители напрочь отказываются признавать взросление собственного ребёнка и продолжают себя вести с ним как с маленьким [7].
Как считает М. А. Аршинова, подростковый период отличается в первую очередь сменой ведущей деятельности. Если до этого момента в этом качестве выступала учебная деятельность, то теперь на первый план выходит общение, и в первую очередь — между сверстниками. То, насколько успешным будет это общение, сформирует определенную базу для дальнейшего психологического развития, а ведь именно в этом возрасте закладываются определенные черты характера, которые будут с человеком и во взрослой жизни [2].
Развитие эмоциональной сферы подростков имеет свои особенности, которые обусловлены тем, что, по выражению Л. С. Выготского, «в структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного, неподвижного». В полной мере это относится к чувствам и эмоциям подростка. Эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Бодрость, азарт, радужные планы при этом сменяются на ощущение разбитости, печаль и полную пассивность. Эмоциональную нестабильность усиливает сексуальное возбуждение, сопровождающее процесс полового созревания. Также в подростковом возрасте на службу бурной эмоциональной жизни встает воображение подростка, в своих фантазиях подросток лучше осознает собственные влечения и чувства. Смутные побуждения предстают перед ним в яркой образной форме [8].
Таким образом, психологические трудности в подростковый период вызваны тем, что в целом личность подростка дисгармонична: свертывание установившейся системы интересов, протестующий способ поведения сочетается с возрастающей самостоятельностью, с более многообразными и содержательными отношениями со сверстниками и взрослыми, со значительным расширением сферы деятельности и межличностных отношений.
Понятие «тревоги» было введено в психологию З. Фрейдом в 1925 году. Переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности — вот что под тревогой понимал З. Фрейд. Ученый считал, тревога дает возможность личности реагировать в угрожающих ситуациях адаптивным способом [9].
Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением неблагополучия личности. По мнению отечественных психологов тревожность рассматривается как особое чувство, при котором человек испытывает неполноценность своего организма. При этом он проявляет повышенное беспокойство свою неуверенность в чем-либо. Это чувство вызывает состояние паники и уныния. Все это явление социальное, а не биологическое. В современной литературе выделяют различные виды и формы тревожности. Принято выделять два основных вида тревожности: ситуативная тревожность и личностная тревожность.
В подростковом возрасте тревожность приобретает вместо функций «сигнала» об опасности, функцию «защиты» привычного отношения к себе, привычной самооценки. В дальнейшем при осознании и обобщении индивидом опыта своей жизни тревожность может, как бы войти в систему ценностей, повлиять на мировоззрение. Тревожность как личностное образование проходит следующий путь развития. Можно полагать, что наличие конфликта в сфере «Я» ведет к напряженности, неудовлетворению потребностей, разнонаправленность которых и порождает состояние тревоги. В дальнейшем происходит ее закрепление, и она, становится самостоятельным образованием, приобретает собственную логику развития. Обладая достаточной побудительной силой, она начинает выполнять функции мотивации общения, побуждения к успеху и т. п., т. е. занимает место ведущих личностных образований [3].
Шкала оценки тревожности Спилбергера-Ханина предполагает разделение тревожности на «ситуативную» и «личностную», поскольку создатель шкалы Ч. Д. Спилбергер выделял эти два типа тревожности. Личностная тревожность — это «устойчивая индивидуальная характеристика» (предрасположенность к тревожности, независящая от характера внешней ситуации) [6].
Реактивная тревожность (ситуационная, ситуативная) не является, в свою очередь, личностной характеристикой, а связана с реакцией на определенное событие, некоторую стрессовую ситуацию. В описании шкалы тревожности Спилбергера-Ханина указано, что реактивную тревожность также характеризуют субъективно переживаемые эмоции: напряжение, беспокойство, нервозность и т. д. (набор негативных эмоций, ассоциированных с реактивной тревожностью, а также интенсивность их переживания субъектом, также индивидуален). Под тревогой следует понимать проявление беспокойства, а под тревожностью — более или менее устойчивую характеристику личности.
Наряду с тревожностью у подростков проявляется агрессия. По мнению Л. Н. Цыгановой перегруженность учащихся, дефицит физических движений, несоответствие требований возможностям учеников, необъективность в процессе оценивания их знаний приводят к перевозбуждению, несдержанности, агрессивности. Из-за неповторимости внутреннего мира каждого ребенка, имеющего свои интересы и цели, черты характера и психологические качества, потребности и мотивы деятельности, возникают противоречия и конфликты. Усложняются взаимодействия с окружающими людьми, что может служить причиной проявления агрессивности [11].
Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический либо психический ущерб людям [1].
Причин подростковой агрессии много! С проявлением агрессии у подростков можно столкнуться абсолютно неожиданно. Даже простое замечание по поводу курения или других вредных привычек у тринадцатилетнего парня в подъезде может спровоцировать настоящий эмоциональный взрыв с его стороны.
Поколение современных подростков отличается таким агрессивным поведением как в школе, так и в домашних условиях. Что же является главной причиной растущей агрессии у подростков и так называемого девиантного поведения?
В мире подростков формируются законы, которые нацелены на дальнейшее углубление неравенства в социуме, неадекватную эксплуатацию принципов дружбы, семьи, равноправия. Эти процессы порождают у подростка неверие в то, что окружающий мир готов принять все его личные идеалы и ценности. Подросток включает телевизор или компьютер и видит то, как одни люди могут управлять другими, как появляются общественные конгломераты, которые построенные на власти денег.
И так сам подросток начинает культивировать внутри себя опасный стереотип о том, что действительность сегодня — это эксплуатация одних людей другими.
Таким образом, подростковый возраст является одним из наиболее кризисных возрастных периодов. Этот возраст богат конфликтами и осложнениями. Мы считаем, что изучение проявления тревожности и агрессивности в подростковый период имеет важное значение, так как, зная проблему можно скорректировать её и внести действенные предложения.
В целях подтверждения выдвинутой гипотезы была проведена опытно экспериментальная работа. База исследования — МБОУ Гимназия № 44 г. Пенза и МБОУ СОШ № 1 с. Средняя Елюзань Городищенского района Пензенской области (32 чел.).
В исследовании принимали участие ученики 8 классов в Гимназии № 44 36 человек, в СОШ № 1 32 человека, в возрасте 14–15 лет — дети среднего подросткового возраста.
Для достижения цели исследования были использованы следующие методики:
- Методика Спилберга Ч. Д. — Ханина Ю. Л.;
- Методика Резапкиной «Тест эмоций» (авторская модификация теста Басса-Дарки).
Методика исследования тревожности Спилберга Ч. Д. — Ханина Ю. Л. направлена на измерение ситуативной и личностной тревожности. Бланк шкал самооценки Спилбергера включает в себя 40 вопросов — рассуждений, 20 из которых предназначены для оценки уровня ситуативной и 20 — для оценки личностной тревожности.
Тестирование по методике Спилбергера — Ханина проводился с применением двух бланков: один бланк для измерения показателей ситуативной тревожности, а второй — для измерения уровня личностной тревожности.
Испытуемому предлагалось прочитать каждое из приведённых предложений и зачеркнуть цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как он себя чувствует в данный момент. На каждое утверждение возможны 4 варианта ответа по степени интенсивности: «нет, это не так», «пожалуй, так», «верно», «совершенно верно». Для того чтобы подсчитать сумму баллов, полученных за ответы на суждения по шкалам ситуационной и личностной тревожности, необходимо воспользоваться ключом к методике оценки тревожности. Порядковым номерам выбранных альтернатив по каждому из номеров суждений в ключе соответствует определенное количество баллов. Например, для первого суждения первой альтернативе («Нет, это не так») присвоено 1 балла, второй альтернативе («Пожалуй, так») — 2, третьей альтернативе — 3, четвертой альтернативе — 1 балл, и так далее. Подсчитывается общее количество баллов по всем суждениям отдельно по каждой из шкал (ситуационной тревожности и личностной тревожности). При интерпретации показателей использовали следующие ориентировочные оценки тревожности:
— до 30 баллов — низкая,
— 31–44 балла — умеренная;
— 45 и более — высокая.
«Тест эмоций» (авторская модификация теста Басса-Дарки) Резапкиной использовался для диагностики различных форм агрессивного поведения.
Тест состоит из 35 утверждений, описывающих эмоциональные реакции. Испытуемый должен оценить, насколько характерны для него эти реакции, для чего ему надо обвести номера тех утверждений, на которые он отвечает положительно. Утверждения характеризуют семь эмоциональных реакций: физическая агрессия, косвенная агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность, вербальная агрессия.
Подростку предлагалось прочитать утверждения. Если он реагирует похожим образом, то должен был обвести в бланке номер вопроса.
Обработка включает в себя подсчет числа обведенных номеров в каждой строчке. Оно означает уровень негативных эмоций. Затем на графике нужно отметить эти семь чисел и соединить их линией. Если точки на графике расположены выше средней линии, можно говорить о выраженности различных форм агрессии.
В ходе проведения исследований по методике тревожности Спилберга Ч. Д. — Ханина Ю.Л, были получены следующие результаты (табл. 1).
Таблица 1
Ситуативная тревожность
Уровень тревожности |
Подростки |
|||
городские |
сельские |
|||
чел. |
% |
чел. |
% |
|
Низкий |
6 |
17 |
19 |
59 |
Умеренный |
21 |
58 |
9 |
28 |
Высокий |
9 |
25 |
4 |
13 |
Результаты таблицы показывают, что больше половины 58 % городских подростков характеризуются умеренным уровнем ситуативной тревожности, низкий уровень отмечен у 17 % подростков и высокий у 25 %. Совершенно другая картина складывается при рассмотрении результатов тестирования сельских подростков: умеренный уровень — 28 %, низкий 59 %, высокий 13 %, т. е. более половины с низким уровнем.
Преобладание умеренного уровня ситуативной тревожности городских школьников говорит о том, что у них удовлетворительное психоэмоциональное состояние, а также отсутствует напряженность и беспокойство. Но следует отметить, что 25 % учащихся характеризуются высоким уровнем ситуативной тревожности, для этих подростков характерно переживание социального стресса, выражена потребность в достижении цели, они имеют страх самовыражения.
Низкий уровень ситуативной тревожности большинства сельских подростков свидетельствует о том, что у них отсутствует своеобразный мобилизирующий механизм, позволяющий подростку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем.
Результаты личностной тревожности представлены в таблице 2.
Таблица 2
Личностная тревожность
Уровень тревожности |
Подростки |
|||
городские |
сельские |
|||
чел. |
% |
чел. |
% |
|
Низкий |
4 |
12 |
11 |
32 |
Умеренный |
16 |
44 |
17 |
55 |
Высокий |
16 |
44 |
4 |
13 |
Из таблицы 2 видно, что большинство городских подростков имеют умеренный и высокий уровень личностной тревожности. Определенное (незначительное) повышение тревожности, может оказаться даже полезным и благоприятно отразиться на эффективности деятельности.
Высокий уровень личностной тревожности был выявлен у 44 % городских подростков. Это свидетельствует о том, что подростки склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности и реагировать весьма выраженным состоянием тревожности. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется при восприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные для самооценки, самоуважения.
Низкий уровень тревожности был выявлен у 12 % подростков городской и у 32 % сельской местностей, что свидетельствует о том, что сельские ребята не склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций, и не реагируют весьма выраженным состоянием тревожности. Однако чрезмерно низкий уровень тревожности также является негативным фактором в деятельности, так как при этом возникает состояние апатии. Как правило, апатия возникает в результате перехода от максимального психического напряжения к состоянию неподвижности (ступор) и является следствием острого перенапряжения в стрессовой ситуации.
Следует отметить, что у сельских подростков преобладает умеренный уровень личностной тревожности 55 %, у городских подростков он составляет 44 %.
Результаты проведенного теста эмоций Резапкиной, который использовался для диагностики различных форм агрессивного поведения, можно увидеть на рисунке 1.
Рис. 1. Показатели агрессивности подростков
Физическая агрессия — Ф, Косвенная агрессия -К, Раздражение — Р, Негативизм — Н, Обидчивость — Н, Подозрительность — П, Вербальная агрессия — В
Из графика следует, что все показатели агрессивности выше у городских подростков, особенно косвенная агрессия и раздражение. Физическая агрессия — решение вопросов с позиции силы, свойственна 5 % городских подростков, тогда как среди сельских школьников она не выявлена. Косвенная агрессия — это злостная клевета, сплетни, слухи, которые подрывают репутацию человека, на которого направлена агрессия, характерна для 25 % городских подростков и 9 % сельских. Раздражение — плохо или даже хорошо скрываемая агрессия наблюдается у 38 % городских подростков и у 11 % сельских. По остальным показателям агрессивности разница незначительная.
Существенную разницу по уровню тревожности и агрессивности среди городских и сельских подростков можно связать, во-первых, с самим процессом обучения в гимназии и в средней школе, а во-вторых, с особенностями семейного воспитания. Учебная деятельность гимназистов характеризуется высокими эмоциональными перегрузками. Ее отличает высокий динамизм, большая загруженность, высокий контроль. В сельской школе не надо бороться за рейтинги, школьники меньше загружены, учебный процесс спокойный. Что касается семейного воспитания, нужно отметить, что в селе Ср. Елюзань все дети верующие — мусульмане. Родители воспитывают детей в исламских традициях, прививают терпение, выдержку, правдивость и справедливость.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась, городские подростки имеют отличия в индивидуально-личностных особенностях в сравнении с сельскими сверстниками.
Литература:
1. Агрессия — что это такое, её виды и причины. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://psylogik.ru/36-agressija.html
2. Аршинова И. А. Подростки: особенности физического и психического развития и социализация в обществе. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://medaboutme.ru/articles/podrostki_osobennosti_fizicheskogo_i_psikhicheskogo_razvitiya_i_sotsializatsiya_v_obshchestve/
3. Виды и формы тревожности. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://studwood.net/2047457/psihologiya/vidy_formy_trevozhnosti
- Каменская Е. Н. Психология развития и возрастная психология. Конспект лекций / Е. Н. Каменская. — Ростов н/Д.: Феникс, 2006. — 224с.
5. Коломинский Я. Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений — АСТ; М.; 2010.
- Методика диагностики самооценки Ч. Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности). — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://hr-portal.ru/tool/metodika- diagnostiki-samoocenki-chd-spilbergera-l-hanina-ocenka-situacionnoy-ilichnostnoy
- Остапова А. В. Психологические особенности подросткового возраста. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://help-point.net/articles/osobennosti-podrostkovogo-vozrasta/
- Психологическая характеристика подросткового возраста в трудах Л. С. Выготского. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://pikabu.ru/story/psikhologicheskaya_kharakteristika_podrostkovogo_vozrasta_v_trudakh_lsvyigotskogo_7168019
9. Фрейд: развитие представлений о тревоге. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://psy.wikireading.ru/42293
10. Хван А. А. Особенности личности городских и сельских подростков в контексте проблемы социализации. —Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4, вып. 2(14)
11. Цыганова Л. Н. Понятие «Агрессивность» в психолого-педагогической литературе. Особенности агрессивного поведения в подростковом возрасте. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-agressivnost-v-psihologopedagogicheskoy-literature-osobennosti-agressivnogo-povedeniya-v-podrostkovom-vozraste