Самсон Вырин как романтический герой в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Исчерпывающий список литературы Отличный выбор методов исследования Высокая теоретическая значимость

Рубрика: Литература

Опубликовано в Юный учёный №6 (69) июнь 2023 г.

Дата публикации: 27.05.2023

Статья просмотрена: 288 раз

Библиографическое описание:

Шишова, А. Ж. Самсон Вырин как романтический герой в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» / А. Ж. Шишова, Ж. В. Бабенко. — Текст : непосредственный // Юный ученый. — 2023. — № 6 (69). — С. 9-12. — URL: https://moluch.ru/young/archive/69/3809/ (дата обращения: 17.10.2024).



В работе рассматриваются черты романтической личности в образе Самсона Вырина, отмечаются аспекты, выделяющие его судьбу из числа окружающих. Черты романтизма героя являются воплощением принципов народности и социальности романтических произведений, отражающих особенности общества. При анализе особенностей заглавного персонажа концентрируется внимание читателей на социальном статусе и душевной жизни простого чиновника. При помощи библейских аллюзий автор достигает особого внимания читателей к внутренней жизни героя.

Ключевые слова: проект, «Станционный смотритель», маленький человек, исторический контекст, библейский Самсон, романтический герой.

The paper examines the features of a romantic personality in the image of Samson Vyrin, highlights aspects that distinguish his fate from those around him. The features of the hero's romanticism are the embodiment of the principles of nationality and sociality of romantic works reflecting the peculiarities of society. When analyzing the features of the title character, readers' attention is focused on the social status and mental life of a simple official. With the help of biblical allusions, the author achieves special attention of readers to the inner life of the hero.

Keywords : project, Stationmaster, little man, historical context, biblical Samson, romantic hero.

Проектная деятельность — это познавательная, учебная, исследовательская и творческая деятельность, в результате которой появляется решение задачи, которое представлено в виде проекта [1]. В исследовательской работе по литературе важно не только изучить произведение классика, но и творчески подойти к его осмыслению, изучить его актуальность и практическую значимость для современного поколения.

Почему исследователей привлекает «Станционный смотритель» А. С. Пушкина? Не оставляют равнодушными несправедливая судьба Самсона Вырина, главного героя, несоответствие достоинств его личности оценке людей, его окружающих. Образ станционного смотрителя неоднозначный. Действительно ли автор изображает его, следуя принципам реализма или это герой романтический? Вопрос литературоведами до конца не изучен, по мнению В. Г. Одинокова, «Повести Белкина» имеют статус «нерешённой проблемы». [2, с.113] Большинство из исследователей эту повесть А. С. Пушкина относят к направлению реализма.

Рассмотрим Самсона Вырина в проектной работе в качестве романтического героя.

Актуальность работы в важности романтизации простых честных людей, представленных в повести «Станционный смотритель» образом главного персонажа.

Проблемный вопрос, подлежащий исследованию: насколько выражены черты романтизма в образе «маленького человека» станционного смотрителя?

Новизна проекта в выявлении романтических черт в образе «маленького человека».

Гипотеза: если выявить в образе «маленького человека» в повести «Станционный смотритель» черты романтического героя, то можно увидеть при помощи этого образа пародию на романтизм.

Современники и критики неоднозначно оценивали «Повести Белкина», в том числе повесть «Станционный смотритель», в которой угадывали черты романтизма.

«Повести Белкина» были задуманы А. С. Пушкиным как пародия на каноны романтической литературы. Пушкин «переворачивает» расхожие сюжетные штампы. [3] Романтическая коллизия — побег дочери с любимым, но коллизия лишена романтической исключительности из-за отсутствия трагедии в истории Дуни. Поэтому употребляется в значении ПАРОДИЯ ж. греч. забавная переделка важного сочиненья, смешное или насмешливое подражанье; перелицовка, сочиненье или представленье наизнанку. [4]

Рассмотрим романтические черты образа Самсона Вырина, станционного смотрителя.

В центре внимания душевная жизньглавного героя: « ... на Вырине, а не на Дуне сосредоточено внимание автора», — отметил Гиппиус, — «И то, что в чувствительных сюжетах было центром, — вопрос о судьбе героини — едва намечено: известно только, что Дуня не погибла, не „метет улицу с голью кабацкою» [5]. Кроме того, сам Самсон Вырин рассказывает о случае с Дуней, в процессе которого читатель видит живые эмоции станционного смотрителя.

Станционный смотритель не был обыкновенным человеком, ничем от других не отличавшимся. Он был офицером, человеком чести.

В этом произведении изображение главного героя Пушкиным опирается на исторический контекст, что является особенностью его романтизма. «Вижу, как теперь, самого хозяина, человека лет пятидесяти, свежего и бодрого, и его длинный зеленый сертук с тремя медалями на полинялых лентах» из описания Самсона Вырина до побега Дуни. [6]

Зеленый сюртук — это предмет офицерского гардероба, носимый вне строя. Гражданскому чиновнику полагался вицмундир. «Сущий мученик четырнадцатого класса» Самсон Вырин в 1816 году имеет не гражданский чин коллежского регистратора, а военный чин отставного прапорщика.

Отмеченный тремя медалями Самсон Вырин — ветеран нескольких войн. Он сражался и проливал кровь в битвах с турками, персами, шведами, французами. [7, с. 376.]

Наш герой, учитывая его заслуги, жизненный опыт, обладает силой духовной, поскольку справлялся со всеми обстоятельствами своей трудной жизни и должности:

«Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага…».

Герой повести напоминает библейского Самсона, которому силу и смысл жизни даёт любовь к дочери, как когда-то библейскому Самсону давали силу его волосы. Именно когда он лишается своей дочери, т. е. Самсон лишается своих волос, дающих ему силу, его мир рушится, и герой превращается в дряхлого старика: «Это был точно Самсон Вырин; но как он постарел!»

Как и библейского Самсона, Самсона Вырина губит любовь и доверие.

Принадлежность Самсона Вырина к исключительным личностям и романтическим героям доказывает глобальность ситуации, доходящей до ветхозаветной, в которую попадает главный герой. Эта ситуация напоминает историю о блудном сыне.

Исключительность ситуации подчёркивают ветхозаветные картинки о блудном сыне, которые поднимают нравственно Самсона Вырина над ситуацией, заставляют читателя увидеть в нём ветхозаветного отца, отпускающего своё дитя в дальние страны.

И библейские картинки пародийно становятся для него напоминанием об отпускании дочери, о том, что он отступился от попыток её возвращения, усиливают его чувство вины перед нею и бессилие исправить ситуацию.

Станционный смотритель чувствует себя библейским отцом блудной дочери. Он отправлялся в Петербург с мыслью: «Авось, — думал смотритель, — приведу я домой заблудшую овечку мою»,- что подчёркивает глубину его переживаний. И неспособность изменить её судьбу. Так автор, используя библейские аллюзии к притче о блудном сыне и легенде о Самсоне и Далиле, наделяет Самсона Вырина глубокой нравственной и душевной жизнью.

Романтический герой всегда наделён глубокими и высокими чувствами и переживаниями, которые и приводят к его личной трагедии. В этой повести высокое чувство любви к дочери, тревоги за неё и глубокое чувство вины перед нею приводит Самсона Вырина к личной трагедии и смерти.

Проанализируем, насколько удалось доказать гипотезу: если выявить в образе «маленького человека» в повести «Станционный смотритель» черты романтического героя, то можно увидеть при помощи этого образа пародию на романтизм.

Автор наделяет «маленького человека» чертами романтического героя, чтобы заинтересовать читателя романтическим образом человека низкого сословия. Цель — побудить читателя поверить в реальность существования душевной жизни, внутренних конфликтов и нравственной борьбы у простых людей.

Автор пародирует романтизм при помощи образа смотрителя, т. к. романтическая ситуация побега и похищения Дуни выглядит как грубый фарс: нечто лицемерное, циничное по отношению к отцу, честному офицеру, герою войны. Так романтическая ситуация предстаёт в пародийном ключе при помощи образа станционного смотрителя, обладающего чертами романтического героя, стоящего выше окружающих по своему нравственному облику, и гипотеза подтверждается.

Проектная работа по повести А. С. Пушкина помогает не только по-новому взглянуть на жизнь простого человека, но и воспитать глубокое понимание роли нравственных качеств в жизни каждого.

Литература:

  1. Проектная деятельность в школе. https://maminsite.ru/school.files/school_projectwork.html

2. Одиноков В. Г. «И даль свободного романа…» — Новосибирск: Наука, 1983. — С.113

3. «Повести Белкина» как пародия на романтику. Образ Сильвио (повесть «Выстрел» и ее главный герой).

  1. Толковый словарь Даля. https://gufo.me/dict/dal/ %D0 %BF %D0 %B0 %D1 %80 %D0 %BE %D0 %B4 %D0 %B8 %D1 %8F
  2. Гиппиус В. В. Повести Белкина. http://pushkin-lit.ru/pushkin/articles/gippius-povesti-belkina.htm

6. А. С. Пушкин «Станционный смотритель». https://ilibrary.ru/text/89/p.5/index.html

  1. Михайловский-Данилевский А. И. Журнал 1813 года//1812 год... Военные дневники/Сост., вступ. ст. А. Г. Тартаковского. М.: Советская Россия, 1990. С. 376.


Ключевые слова

проект, романтический герой, маленький человек, «Станционный смотритель», исторический контекст, библейский Самсон

Похожие статьи

Об одной детали в рассказе И. А. Бунина «В Париже»

Статья посвящена анализу одной детали (шинели) в рассказе И.А. Бунина «В Париже», входящем в цикл рассказов писателя «Темные аллеи». Особое значение в работе придается семантической наполненности анализируемой детали как способа дополнительного осмыс...

Дискурс любви Павла и Тони в романе «Как закалялась сталь» Н. А. Островского

В статье проведен анализ взаимоотношений между главными персонажами романа «Как закалялась сталь» Н. А. Островского — Павлом и Тоней. Рассматривается эволюция их чувств и поведения, выявляются моменты принятия и отторжения, обращается внимание на душ...

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к в...

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

Историческая основа производственного романа и жанровая специфичность «образа свободного труда»

В статье рассматривается влияние исторической реальности на формирование жанра производственного романа. Автор анализирует художественную реализацию мотивов «справедливости», «профессионализма» и «самореализации» в образе человека труда. Автор приход...

Своеобразие жанра в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»

Данное произведение носит новаторский характер. М. Ю. Лермонтов писал в стиле «цепей повестей», которые располагаются не хронологически, а в своеобразном стиле: писатель знакомит читателя сначала с внешним образом своих героев («Бэла», «Максᴎм Максᴎм...

О природе художественных приемов в цикле очерков Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы»

В статье рассмотрены тропика и другие приемы художественного отображения действительности в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. Контраст, парадокс, сравнение, использованные писателем, позволяют раскрыть некоторые аспекты авторского мировиден...

Тип героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован»)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями изображения типа героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован»). Анализируются отдельные элементы поэтики персонажного образа; приводятся черты, ха...

Речевые особенности персонажей как средство создания характеров в романе Джона Фаулза «Коллекционер»

В статье рассматриваются речевые особенности персонажей в романе Джона Фаулза «Коллекционер». Автор статьи отмечает, что они являются доминирующим материалом, по которому мы судим о характере персонажа. Выделяются особенности речи персонажей на уровн...

Образ падшей женщины в незаконченном романе Ф. М. Достоевского «Неточка Незванова»

В статье рассматривается специфическое воплощение типа падшей женщины в незаконченном романе Ф. М. Достоевского «Неточка Незванова», а именно образ Александры Михайловны, благодетельницы главной героини. Выдвигается предположение о том, что и сама Не...

Похожие статьи

Об одной детали в рассказе И. А. Бунина «В Париже»

Статья посвящена анализу одной детали (шинели) в рассказе И.А. Бунина «В Париже», входящем в цикл рассказов писателя «Темные аллеи». Особое значение в работе придается семантической наполненности анализируемой детали как способа дополнительного осмыс...

Дискурс любви Павла и Тони в романе «Как закалялась сталь» Н. А. Островского

В статье проведен анализ взаимоотношений между главными персонажами романа «Как закалялась сталь» Н. А. Островского — Павлом и Тоней. Рассматривается эволюция их чувств и поведения, выявляются моменты принятия и отторжения, обращается внимание на душ...

Своеобразие лирических героев В. Я. Брюсова

В статье предпринимается попытка анализа лирического героя и мировоззрения поэта В. Я. Брюсова на фоне идейных и общественных проблем конца XIX и начала XX века, через стихотворения с мотивами Античной эпохи. В результате исследования мы приходим к в...

Мир детства и образ ребенка в ранних новеллах Р. Д. Брэдбери

В данной статье выявляются особенности изображения мира детства, представляющего одну из центральных тем в творчестве американского фантаста Р. Д. Брэдбери. Для анализа были выбраны ранние новеллы, которые входят в состав сборников «Темный карнавал»,...

Историческая основа производственного романа и жанровая специфичность «образа свободного труда»

В статье рассматривается влияние исторической реальности на формирование жанра производственного романа. Автор анализирует художественную реализацию мотивов «справедливости», «профессионализма» и «самореализации» в образе человека труда. Автор приход...

Своеобразие жанра в романе М. Лермонтова «Герой нашего времени»

Данное произведение носит новаторский характер. М. Ю. Лермонтов писал в стиле «цепей повестей», которые располагаются не хронологически, а в своеобразном стиле: писатель знакомит читателя сначала с внешним образом своих героев («Бэла», «Максᴎм Максᴎм...

О природе художественных приемов в цикле очерков Л. Н. Толстого «Севастопольские рассказы»

В статье рассмотрены тропика и другие приемы художественного отображения действительности в «Севастопольских рассказах» Л. Н. Толстого. Контраст, парадокс, сравнение, использованные писателем, позволяют раскрыть некоторые аспекты авторского мировиден...

Тип героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован»)

В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями изображения типа героя-праведника в творчестве Н. С. Лескова (на примере рассказа «Несмертельный Голован»). Анализируются отдельные элементы поэтики персонажного образа; приводятся черты, ха...

Речевые особенности персонажей как средство создания характеров в романе Джона Фаулза «Коллекционер»

В статье рассматриваются речевые особенности персонажей в романе Джона Фаулза «Коллекционер». Автор статьи отмечает, что они являются доминирующим материалом, по которому мы судим о характере персонажа. Выделяются особенности речи персонажей на уровн...

Образ падшей женщины в незаконченном романе Ф. М. Достоевского «Неточка Незванова»

В статье рассматривается специфическое воплощение типа падшей женщины в незаконченном романе Ф. М. Достоевского «Неточка Незванова», а именно образ Александры Михайловны, благодетельницы главной героини. Выдвигается предположение о том, что и сама Не...

Задать вопрос