На стыке Азии с Европой
Стоит великий Пермский край…
Мы живем на уникальном материке, включающем в себя две части света: Европу и Азию. И уже с античных времен и географов, и историков интересовал вопрос, где на материке проводить границу, разделяющую их.
Идея разделения границы по Уральскому хребту, а точнее, по главному водоразделу, принадлежит В. Н. Татищеву. Начиная с 1720–1730 годов по настоящее время, граница между Европой и Азией проводится по Уральскому хребту, протянувшемуся более, чем на пять тысячи километров по территории России. На всем его протяжении установлены пограничные знаки и обелиски, разделяющие части света. Первые знаки начали устанавливаться в конце 18 века. Установкой знаков, как правило, занимаются группы энтузиастов. Все они уникальны и не похожи друг на друга, общее количество установленных знаков, наверно, неизвестно никому. По изученным мною источникам, стел и памятных знаков более, чем 80 [5].
В. А. Винер, профессор, президент информационно-туристического центра Свердловской области уже несколько лет работает над туристскими брендами Урала, продвигая как основной, границу «Европа — Азия». В результате им была создана карта 53 знаков, выявленных на сегодняшний день вдоль всей границы на территории России, Казахстана и Турции, 31 из них находится в Свердловской области.
Меня заинтересовала эта тема. Мы живем в уникальном Пермском крае, в одном из 11 субъектов России, по территории которого проходит эта граница, т. к. 99,8 % территории края относится к Европе и 0,2 % к Азии. На территории Пермского края зафиксировано 6 стел, часть из них разрушены или сильно запущены. Все знаки расположены на границе со Свердловской областью. К сожалению, описанием стел и составлением маршрутов по ним занимаются жители соседних субъектов, представляя свой опыт на международных конференциях.
Например, на международной научно-практической конференции «Граница «Европа — Азия»: культурный, географический и туристический феномен» (2019), посвященной 300-летию В. Н. Татищева в г. Екатеринбург, научные сотрудники, бизнесмены и школьники обсуждали актуальные вопросы: что может привлечь потенциального туриста к объектам, которые обозначены на карте как столбы со знаком «Европа-Азия»? [4]
Цель моей работы: формирование и продвижение туристического бренда «Граница «Европа — Азия» в Пермском крае.
Задачи:
- Изучить варианты проведения границ «Европа — Азия» по Уральскому хребту.
- Определить и описать пограничные стелы и объекты на территории Пермского края.
- Восстановить одну из разрушенных стел у деревни Колпаки.
- Разработать туристический маршрут для учащихся с посещением пермских брендов.
В период проведения исследования были использованы следующие методы: поисковый, практический, сравнительно-описательный, анализ научной литературы, разработка туристического маршрута.
Работа по изучению и восстановлению пограничных объектов проводилась с августа по октябрь 2022 года.
Объектом исследования является бренд «Граница «Европа — Азия» в Пермском крае, предметом — 6 стел на территории края, поселок Промысла и ландшафтный памятник природы регионального значения «Колпаки».
Тема работы актуальна: сохранение и восстановление пограничных знаков, повышение привлекательности туристического потенциала Пермского края и заинтересованности в изучении малой родины.
- Европа — Азия: грани границы
На первом этапе исследования необходимо было изучить, как сдвигалась граница между частями света в разные исторические периоды. Первыми, вероятно, пограничную веху между Европой и Азией наметили еще древние греки, и проходила она, по их мнению, по Понту Эвксинскому (Черному морю). Затем римляне передвинули ее почти на северный край Земли — за реку Танаис (так называли в античном мире Дон) — туда, где, по мнению Птолемея, находились загадочные Рифейские и Гиперборейские (северные) горы, из которых вытекали, не менее загадочные великие реки Ра (Волга) и Оар (Кама).
Последнюю точку в деле о границе Европы и Азии поставил русский государственный деятель и замечательный ученый Василий Никитич Татищев, основатель Перми и Екатеринбурга. Так, с его легкой руки и закрепилась за Уральскими горами пограничная веха «Европа—Азия», но его выводы не сразу получили признание, даже среди соотечественников. Так, например, И. Г. Гмелин предлагал установить границу по Енисею (1749 г.), а М. В. Ломоносов в трактате «О слоях земных» (1757–1759гг.) проводил её по Дону, Волге и Печоре. К концу XIX века водораздельная граница между Европой и Азией приняла более или менее точные очертания [1, с. 3–4]. На 20-м конгрессе Международного географического союза ученые провели четкую линию-границу между Азией и Европой. Но окончательного решения не последовало, а были даны лишь рекомендации. В 2010 году при поддержке Русского Географического Общества состоялась экспедиция по уточнению границ между Европой и Азией.
- Знаки «Европа — Азия» — «национальное достояние»
«Граница между Европой и Азией по Уралу» прочно заняла свое место в уральском культурном пространстве. На всем ее протяжении местные ученые, краеведы, туристы и путешественники из других регионов делают попытки зафиксировать, уточнить, изменить ее положение на местности, на участках пересечения транспортными магистралями.
«Знаки являются культурно-историческим наследием, сохраняющим память поколений о данном явлении. Очень важно беречь и восстанавливать памятники культуры и истории, которые также рассматриваются как исторические ценности, национальное достояние» — считает доцент кафедры истории России Уральского государственного педагогического университета Г. А. Кругликова [2, с. 26].
Самый посещаемый обелиск в Пермском крае расположен у дороги Качканар — Чусовой в 9 км от поселка Промысла. Он построен по проекту Алексея Залазаева в 2003 году. Это один из самых больших и внушительных обелисков, его высота — 16 м. Наверху стелы установлен двухглавый орел. С двух сторон под прямым углом находятся композиция с надписями «Европа» с фигурой грифона и «Азия» с фигурой льва. Орел символизирует Россию, смотрящую на Запад и на Восток, грифон — образ рыцарской доблести, а лев — одно из воплощений мощи и мудрости Востока. На противоположной стороне дороги построена смотровая площадка с начерченной на асфальте линией, обозначающей границу двух частей света — Европы и Азии. К сожалению, памятник постоянно обезображивают люди с низким уровнем культуры. Осенью это года мне удалось побывать у обелиска.
Самыми старыми обелисками в крае считаются знаки на 276 км Горнозаводской железной дороги Пермь — Екатеринбург. Одинаковые металлические трёхгранные пирамиды из железнодорожных рельсов установили в 1878 году по обе стороны полотна. До революции в камерах в верхней части обелисков были керосиновые фонари, которые зажигали по ночам. И. Я. Кривощеков, автор «Словаря Верхотурского уезда Пермской губернии», в 1910 г. писал: «...Граница географическая Европы и Азии находится в 7 верстах от станции «Европейской» и в таком же расстоянии от станции «Уральский хребет». Этот пункт, разделяющий две части света, отмечен двумя высокими решетчатыми колоннами, сооруженными по обеим сторонам полотна железной дороги. Ночью наверху колонн зажигаются фонари с ярко блестящими надписями: «Европа» и «Азия». [2, с. 128]. После электрификации железной дороги необходимость в фонарях исчезла. Путешествуя на поезде номер 12 «Москва — Новый Уренгой» из Перми в Нижний Тагил, мне посчастливилось увидеть эти стелы из окна вагона.
Нами установлено, что лишь один пограничный столб у подножия у Казанского камня (часть Главного Уральского хребта) включен в туристический маршрут для школьников «Большой тур по Северному Уралу» (точка № 3). Учащимся предлагается не просто сфотографироваться рядом со знаком границы, но и привести свои аргументы в пользу или против установки знака в этом месте. Все участники экспедиции отмечают, что состояние знака «Граница «Европа — Азия» в этом месте оставляет желать лучшего [2, с. 95]. В марте 2013 года на сайте «Истоки» был объявлен фотоконкурс «Граница Европа — Азия», победителем стала О. Виноградова и этот пограничный столб, который оказался самым популярным у посетителей сайта.
Опытом по установке географических знаков на границе в ходе конференции «Граница «Европа — Азия»: культурный, географический и туристический феномен» поделился Андрей Пичугин, краевед из Нижнего Тагила, который самостоятельно установил два пограничных знака.
В Пермском крае созидательной деятельностью отмечена инициатива бывшего губернатора Г. В. Игумнова. 25 июля 1997 года на горе Саклаимсори-Чахль — месте, где встречаются Европа и Азия, республика Коми, Пермский край и Свердловская область, а также проходит граница бассейнов трёх великих рек — Оби, Печоры и Волги. Стела с надписью: «Губернатор Игумнов на память потомкам» считается самой труднодоступной в Пермском крае (61°39'47,3«с. ш. 59°20'56,2«в. д.).
На территории нашего края есть разрушенныйзнак у горы Колпаки, который находится на дороге от поселка Промысла на север, на развилке Медведка-Косья (58°38'25,0«с. ш. 59°10'41,0«в. д). Напротив бывшего обелиска расположена деревянная беседка. Летом этого года мы побывали в этих местах, беседка была также разрушена, наверное, от старости.
Следуя примеру бывшего губернатора Г. Игумнова, у нас возникла идея о восстановлении данной стелы в Пермском крае. Интерес очевиден, т. к. вблизи пограничного знака находится ландшафтный памятник природы регионального значения «Колпаки», который активно посещают туристы Прикамья и Свердловской области в рамках тура выходного дня. В течение двух дней, на противоположной стороне от оставшегося постамента, у разрушенной беседки, силами моей семьи 7–8 октября 2022 года был установлен новый знак «Европа — Азия».
- Тур выходного дня «Восточные ворота края»
«Внутренний туризм» — понятие, которое вошло в наш обиход сравнительно недавно. Этот вид туризма направлен на удовлетворение познавательных интересов, занятий спортом и на другие туристские цели и связан с пребыванием в родной стране. Внутренний туризм на Урале набирает всё большую популярность. [2, с. 94]. Мы предлагаем тур выходного дня для пермяков и жителей соседних регионов «Восточные ворота края», маршрут которого прошли осенью этого года.
Первая точка маршрута — поселок Промысла, самый восточный населённый пункт Пермского края. Посёлок возник в 1825 году на речке Полуденке (приток реки Койвы) на землях графов Шуваловых золотоносных россыпей. Этот небольшой посёлок оказался связан сразу с несколькими российскими писателями: в школе посёлка преподавал писатель Н. Н. Шевцов , известный по литературному псевдониму как Н. Никандров, на золотых приисках работал будущий писатель-романтик А. С. Грин (1880–1932) — автор повестей «Алые паруса», «Бегущая по волнам».
Вторая точка маршрута — юго-западная сторона поселка Промысла — место находки первого алмаза России и Европы. 4 июля 1829 годав Адольфовском логу на речке Полуденке 15-летний мальчик Павел Попов при промывке золотоносных песков случайно нашёл необычный искрящийся камешек, минералог А. Ф. Шмидт определил его как алмаз.
Третья точка маршрута — наша новая стела на развилке дорог Медведка-Косья. Для привлечения туристов необходимо восстановить разрушенную беседку, как это делается вдоль сплавных рек Пермского края. Здесь можно отдохнуть, перекусить, сделать фото с оставшимся постаментом и новой стелой.
Четвертная точка маршрута — ландшафтный памятник природы регионального значения «Колпаки». Невысокие, но красивые скалы возвышаются на горе Колпаки, высотой 614 м. Оттуда хорошо видны хребет Басеги, горы Качканар и наивысшая точка Среднего Урала — гора Ослянка. Именно на смотровой площадке Колпаков снималась одна из сцен документального фильма «Хребет России». Пятая точка маршрута — монумент «Граница «Европа — Азия» у дороги Качканар — Чусовой в 9 км от поселка Промысла, высотой 16 метров с двухглавым орлом, построенном в 2003 году.
Заключение
В ходе исследований нами установлено, что граница Европы и Азии проходит по восточному склону Уральских гор, относя всю горную страну к Европе.
Бренд «Граница «Европа — Азия» актуален для Пермского края, т. к. на территории субъекта расположено 6 пограничных объектов и прилегающие к ним природные и культурные объекты. 75 % пограничных столбов и стел находятся в удручающем положении или разрушены полностью.
Мы согласны с резолюцией НПК [2, с. 144–145] о постановке пограничных знаков на государственный учет как памятники природы и культуры, о включении «Границы Европы-Азии» как туристский бренд России и объект географической номенклатуры 8–9 класса.
Литература:
1. Акифьева Н. В. Здесь Европа встречается с Азией. — Екатеринбург: Банк культурной информации, 2012. — 94с.
2. Граница Европа-Азия: культурный, географический и туристический феномен [Электронный ресурс]: материалы международной научно-практической конференции, 27–29 апреля 2019 года, Екатеринбург / Урал. гос. пед. ун-т. — Электрон. дан. — Екатеринбург: [б. и.], 2019. — 148 с.
3. Понизовкин, А. Европа — Азия: Грани границы/ А. Понизовкин // Наука Урала. — 2011.- № 14 (1040).
4. https://www.rgo.ru/ru/article/granica-evropa-aziya-kulturnyy-geograficheskiy-i-turisticheskiy-fenomen
5. https://andreyshad.ru/granicza-evropa-i-azii/
6. https://uraloved.ru/promysla-rodina-almaza
7. https://uraloved.ru/gora-kolpaki